Гос долг-это сумма задолженности(включая проценты по ней) по обязательствам гос-ва перед физ и юр лицами-резидентами,иностранными гос-ми,международными организациями и др.
В гос долг нашей страны входят также обязательства по гос гараниям,предоставленным Республикой Беларусь.
Гос долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный гос долг –вся сумма выпущенных и непогащенных долговых обязательств на определённую дату,включая начисленные проценты.Текущий гос долг –расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчётном периоде срокам оплаты
По экономическому содержанию внутренний гос долг — общая сумма долговых обязательств перед резидентами,а внешний –перед нерезидентам
Источники формиравания внутреннего гос долга явл долговые обязательства в виде гос ценных бумаг и кредиты нац банка,на финансирование дефицита бюджета
Внешний гос долг-сумма основного долга РБ и ее резидентов по внешним гос займам. Виды внешних гос займов:
|
|
1 - иностранные кредиты,предоставляемые республике
2 - иностранные кредиты ее резидентам под гос гарантию
3 - займы получаемые от размещния на внешних финн рынков ценных бумаг в качестве гос долговых обязательств.
64. Управление государственным долгом.
Управление внутренним гос долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию гос-ных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего гос долга это мероприятия по получению и возврату кредитов.
В РБ управление гос долгом осуществляет по поручению Правительства РБ Минфин.
Успех управления зависит от соблюдения ряда Принципов:
- безусловное выполнение гос-ом обязательств перед инвесторами и кредиторами
- единство учёта всех видов эмитированных обязательств
- снижение рисков влияния колебаний коньюктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций РЦБ на рынок гос ценных бумаг
- оптимальность структуры долговых обязательств гос-ва по срокам их обращения и погащения
- сохранение финн независимости путём поддержания оптимальной структуры долговых обязательств гос-ва между резидентами и нерезидентами
- открытость выпуска займа,доступность информации об экономическом положении страны для рэйтинговых агенств,что укрепляет кредитную рейтиговую репутацию и рейтинг страны-заёмщика
Наиболее часто старые займы покрываются путём выпуска новых займов,т.е. путём рефинонсирования. Используются след методы:
-Новация-соглащение между заёмщиком и кредитором по замене обязательств по данному кредиту другим обязательством
|
|
-Унификация –обьединение ранее выпущенных займов,при котором несколько старых облигаций приравнивается к одной новой
-Конверсия-изменение перваначальных условий займа(доходности)
-Консолидация-изменение сроков погащения займов,как правило,в сторону увеличения
Отсрочка-отодвигаются сроки и прекращается выплата доходов
-Анулирование гос долга-отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам
Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности стран через систему показателей,а именно отношение:
-приведённой стоимтсти платежей по внешнему долгу к экспорту товаров
- приведённой стоимтсти платежей по внешнему долгу к ВВП
-внешнего долга к ВВП
-внешнего долга к экспорту товаров
-годовых платежей по погащению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров
В РБ при управлении госдолгом используют не требующие спецрасчётов-отношение внешнего долга к ВВП(крит уровень 50%) и отнощение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг(крит уровень 25%).