Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач

Эти методы направлены на расширение информационного поля, коррекцию и уточнение информации; обмен уникальным опытом в принятии решений и способах сбора информации.

В ситуации изменений - а мы живем именно в такой ситуации - весьма актуальным становится умение работать с информацией: кто владеет информацией, тот владеет миром.

Информационно-когнитивная работа может проводиться как в группе, так и индивидуально. При этом могут помочь следующие приемы и способы:

Ответы на вопросы. Данный способ относится к методам целевого информирования. Молодой человек остается активным хозяином выбора, обращаясь за уточнением, например: "Я хочу уточнить, где можно получить профессию водителя после окончания 9 класса?".

Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой. Работа со справочниками, информационными подборками, картотеками и т.п. позволяет не только найти нужную информацию, но и существенно расширить информационное поле, а также отработать навыки поиска информации.

Работа с автоматизированными поисковыми системами. Этот метод особенно привлекателен для молодежи, которая с большим интересом готова работать на компьютерной технике. Поэтому если вы используете автоматизированные базы данных о рынке труда, рынке услуг по профессиональному обучению и развитию, службах помощи в профессиональном самоопределении и т.д., то вы сможете вызвать большой интерес к поиску и анализу профессиональной информации.

Экскурсия. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Экскурсия как раз позволяет увидеть своими глазами рабочий процесс, условия труда, производительные действия. В зависимости от конкретных целей экскурсия может носить ознакомительный, профессиографический, комплексный или иной характер.

Просмотр фильмов (видеофильмов). При отсутствии возможности непосредственно познакомиться с каким-либо видом деятельности можно устроить просмотр записи. Обзорные фильмы (видеофильмы), кроме того, позволяют сохранить время и познакомиться обзорно с большими блокам информации. Например, фильм "Профессиональная подготовка: видеосправочник учебных заведений" может позволить быстро "перемещаться" в различные учебные заведения и выбрать места для реальных посещений.

Беседы-встречи с представителями различных профессий. Такие встречи позволяют учащимся не только получить информацию о содержании, специфике, истории профессии, но и об индивидуальном опыте работы и отношении к любимому занятию.

Информационно-справочная консультация. Беседа со специалистами с целью получения или уточнения какой-либо информации.

Вернисаж новых профессий (профессий определенной группы или определенного учебного заведения). Этот способ может использоваться как самостоятельно, так и в составе какого-либо более общего метода - игры, вечера профессий, праздника защиты профессий, посвящения в профессию и т.д. Суть его заключается в том, чтобы на основании предварительного изучения интересно и ярко представить соответствующую профессию.

Профориентационные игры. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие. Среди наиболее известных можно назвать игры: "Что? Где? Когда?", при подготовке к которой для составления вопросов профориентационного содержания приходится проработать большой объем информации; "Угадай профессию", "Ассоциация", "Открытие фирмы", которые расширяют поле знакомых профессий и пр.

Мозговой штурм "Источники информации ". Использование известного метода для вычленения источников получения информации, необходимой для профессионального самоопределения и развития(разрешение отдельных затруднений и вопросов), позволяет учащимся обнаружить неиспользованные ими ранее способы и оценить эффективность разных способов.

Напомним, что этот метод проводится в несколько этапов. Вначале учащиеся, не оценивая и не критикуя, называют разные источники получения информации: газеты, встречи, информационные выпуски, буклеты и т.д. (Чем больше и разнообразнее, тем лучше! Здесь может помочь и педагог) - а затем оценивают их через призму определенных параметров: реалистичность, полнота, оперативность и т.д.

Взаимная экспертиза. Народная мудрость говорит, что один ум хорошо, а два лучше. Именно на этой мудрости построена процедура взаимной экспертизы. Она может использоваться в разных вариантах. Суть ее заключается в том, что учащиеся, объединившись в пары (обязательным условием является взаимодоверие партнеров), по очереди излагают свою ситуацию и используемые (возможные) способы ее разрешения. Выслушивающий "эксперт" высказывает одобрение и добавляет свои варианты.

Составление личного словаря терминов. Составление личного словаря, картотеки, классификации профориентационных понятий и терминов позволяет систематизировать информационную основу профессионального самоопределения. Самоопределение может предполагать использование как известных оснований для такого структурирования, так и личностно приемлемых.

Информационным целям могут также служить лекции, беседы, диспуты, выставки, читательские конференции и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: