✓Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма - что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития. |
✓Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. |
✓При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. |
✓Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений,а не в виде прямых утверждений |
✓Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно |
✓Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии |
ТЕОРИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности.
|
|
Так, напр., древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет;
в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19 и 8 лет;
древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и др. разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Халдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов:
рост - зрелость - старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии:
1) анархия и дикость;
2) порядок и цивилизация;