Эта стадия включает четыре шага:
- запуск проекта (installation);
- освоение изменений (adoption);
- институционализация т.е закрепление организационных институтов-правил (institutionalization);
- интернализация, т.е. внутреннее принятие правил «как своих».
Запуск проекта означает, что организация преодолела «порог вовлеченности» и готова приступить к реальным действиям. Это пилотный период, когда проект проходит краткосрочное испытание на прочность, возникают определенные проблемы, идет поиск способов их решения. Важнейшими условиями успеха в этот период являются последовательность действий и подчинение краткосрочных задач долгосрочным целям.
Оценка проекта может завершиться либо отказом от его продолжения. Либо продолжить долгосрочное испытание.
Освоение изменений по своей динамике сходно с запуском проекта. Однако, в этот период отличается тем, что проверяются возможности достижения ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Возможность отказа от продолжения проекта вполне реальна. Типичными причинами прекращения проекта являются:
|
|
- проблемы материально-технического обеспечения, экономические или политические проблемы, которые обнаруживаются только после достаточно продолжительного периода апробации;
- потребность в спланированных изменениях отпала;
- изменились стратегические цели организации и проект оказался несоответствующим этим целям;
- люди, занимавшие ключевые позиции спонсоров или агентов, ушли из организации или перестали проявлять прежнюю активность.
Положительным для проекта завершением периода освоения изменений является институционализация.
Институционализация означает учреждение каких-либо новых общественных институтов и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.
Социальный институт – это совокупность норм, регулирующая отношения между людьми, а также правила жизнедеятельности и поведения людей. Нормы и правила вводятся «сверху», руководством организации. Это влечет за собой изменение структуры организации, а также обновления системы поощрений и наказаний, поддерживающей соблюдение сотрудниками новых правил.
Однако это еще не означает, что целевая группа будет придерживаться этих правил по внутреннему согласию с ними. Нередко сотрудники соблюдают установленный порядок просто для того, чтобы не раздражать начальство. Люди учатся говорить и делать «правильные» вещи. Они уподобляются маленьким детям, которых родители заставляют есть то, что им не нравится: «Вы можете заставить меня съесть это. Но вы не сможете заставить меня полюбить это».
|
|
Институционализация мощное средство, но она изменяет только поведение целевой группы, но не их эмоциональное восприятие изменений.
Интернализация – это высшая форма вовлеченности сотрудников в процесс изменений. Это означает, что люди принимают на себя определенные обязательства не по принуждению, а по убеждению, что изменения соответствуют их личным интересам и ценностям. Они вкладывают всю свою душу в реализацию проекта, заражая энтузиазмом своих коллег.
Успешные организации понимают, что вовлеченность в процесс изменений или, лучше сказать, приверженность изменениям не приходит сама по себе. Нужно выстраивать такую приверженность. Можно дать несколько подсказок, как это делается.
Во-первых, скорость интеллектуальной и эмоциональной реакции людей на изменения различна. Приспособление к организационным изменениям предполагает четыре действия:
- наблюдение за происходящими или возможными изменениями,
- выработка своего мнения по поводу изменений,
- принятие решения – оказать поддержку или сопротивление,
- вхождение в деятельность в соответствии с принятым решением.
При этом нужно учитывать, что скорость работы ума значительно выше скорости работы души. Поэтому при разработке планов реализации изменений нужно стремиться к выравниванию скоростей эмоционального и интеллектуального восприятия изменений и не спешить с институционализацией.
Во-вторых, достижение вовлеченности в процесс изменений стоит дорого, поэтому не заказывайте то, за что вы не сможете заплатить.
Как показывает таблица, вы заплатите либо за достижение вовлеченности, либо за преодоление сопротивления.
Таблица 1 – Плата за вовлечение/ сопротивление
Плата за вовлечение | Плата за сопротивление | |
Цена сопротивления | Уплачивается раньше | Уплачивается позже |
Начальные вложения | Высокие | Низкие |
Издержки поддержания процесса | Низкие | Высокие |
Начальная скорость реализации проекта | Низкая | Высокая |
Крейсерская скорость ассимиляции изменений | Высокая | Низкая |
Вклад целевой группы | Разум и эмоции | Разум, но не эмоции |
Мотивация целевой группы | Успех проекта | Соглашательство |
Достигнутый уровень вовлеченности | Интернализация | Институционализация |
В-третьих, нельзя думать, что вовлеченность возникает сама собой, без плана действий. Менеджеры обычно решают, что нужно изменить, затрачивая на выработку решения львиную долю сил и времени. Но при этом они забывают о том, что нужно сделать для достижения вовлеченности в проект, чтобы обеспечить выполнение принятого решения.
В-четвертых, помните, что вовлечение в проект - процесс, развивающийся по определенным стадиям. Нельзя пропускать ни одну из них. Однако многие спонсоры пытаются начать сразу с институционализации. В этом случае поведение сотрудников определяется диктатом начальства, в результате в лучшем случае можно рассчитывать на соглашательскую позицию целевой группы, в худшем – на открытый саботаж.
В-пятых, чтобы увеличить скорость процесса изменений, лучше притормозить в начале пути. Иногда кажется, что самым лучшим способом ускорить этот процесс является силовое давление. На самом деле силовое давление чревато долгосрочным скрытым сопротивлением.