Стадия вовлеченности

Эта стадия включает четыре шага:

- запуск проекта (installation);

- освоение изменений (adoption);

- институционализация т.е закрепление организационных институтов-правил (institutionalization);

- интернализация, т.е. внутреннее принятие правил «как своих».

Запуск проекта означает, что организация преодолела «порог вовлеченности» и готова приступить к реальным действиям. Это пилотный период, когда проект проходит краткосрочное испытание на прочность, возникают определенные проблемы, идет поиск способов их решения. Важнейшими условиями успеха в этот период являются последовательность действий и подчинение краткосрочных задач долгосрочным целям.

Оценка проекта может завершиться либо отказом от его продолжения. Либо продолжить долгосрочное испытание.

Освоение изменений по своей динамике сходно с запуском проекта. Однако, в этот период отличается тем, что проверяются возможности достижения ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Возможность отказа от продолжения проекта вполне реальна. Типичными причинами прекращения проекта являются:

- проблемы материально-технического обеспечения, экономические или политические проблемы, которые обнаруживаются только после достаточно продолжительного периода апробации;

- потребность в спланированных изменениях отпала;

- изменились стратегические цели организации и проект оказался несоответствующим этим целям;

- люди, занимавшие ключевые позиции спонсоров или агентов, ушли из организации или перестали проявлять прежнюю активность.

Положительным для проекта завершением периода освоения изменений является институционализация.

Институционализация означает учреждение каких-либо новых общественных институтов и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

Социальный институт – это совокупность норм, регулирующая отношения между людьми, а также правила жизнедеятельности и поведения людей. Нормы и правила вводятся «сверху», руководством организации. Это влечет за собой изменение структуры организации, а также обновления системы поощрений и наказаний, поддерживающей соблюдение сотрудниками новых правил.

Однако это еще не означает, что целевая группа будет придерживаться этих правил по внутреннему согласию с ними. Нередко сотрудники соблюдают установленный порядок просто для того, чтобы не раздражать начальство. Люди учатся говорить и делать «правильные» вещи. Они уподобляются маленьким детям, которых родители заставляют есть то, что им не нравится: «Вы можете заставить меня съесть это. Но вы не сможете заставить меня полюбить это».

Институционализация мощное средство, но она изменяет только поведение целевой группы, но не их эмоциональное восприятие изменений.

Интернализация – это высшая форма вовлеченности сотрудников в процесс изменений. Это означает, что люди принимают на себя определенные обязательства не по принуждению, а по убеждению, что изменения соответствуют их личным интересам и ценностям. Они вкладывают всю свою душу в реализацию проекта, заражая энтузиазмом своих коллег.

Успешные организации понимают, что вовлеченность в процесс изменений или, лучше сказать, приверженность изменениям не приходит сама по себе. Нужно выстраивать такую приверженность. Можно дать несколько подсказок, как это делается.

Во-первых, скорость интеллектуальной и эмоциональной реакции людей на изменения различна. Приспособление к организационным изменениям предполагает четыре действия:

- наблюдение за происходящими или возможными изменениями,

- выработка своего мнения по поводу изменений,

- принятие решения – оказать поддержку или сопротивление,

- вхождение в деятельность в соответствии с принятым решением.

При этом нужно учитывать, что скорость работы ума значительно выше скорости работы души. Поэтому при разработке планов реализации изменений нужно стремиться к выравниванию скоростей эмоционального и интеллектуального восприятия изменений и не спешить с институционализацией.

Во-вторых, достижение вовлеченности в процесс изменений стоит дорого, поэтому не заказывайте то, за что вы не сможете заплатить.

Как показывает таблица, вы заплатите либо за достижение вовлеченности, либо за преодоление сопротивления.

Таблица 1 – Плата за вовлечение/ сопротивление

  Плата за вовлечение Плата за сопротивление
Цена сопротивления Уплачивается раньше Уплачивается позже
Начальные вложения Высокие Низкие
Издержки поддержания процесса Низкие Высокие
Начальная скорость реализации проекта Низкая Высокая
Крейсерская скорость ассимиляции изменений Высокая Низкая
Вклад целевой группы Разум и эмоции Разум, но не эмоции
Мотивация целевой группы Успех проекта Соглашательство
Достигнутый уровень вовлеченности Интернализация Институционализация

В-третьих, нельзя думать, что вовлеченность возникает сама собой, без плана действий. Менеджеры обычно решают, что нужно изменить, затрачивая на выработку решения львиную долю сил и времени. Но при этом они забывают о том, что нужно сделать для достижения вовлеченности в проект, чтобы обеспечить выполнение принятого решения.

В-четвертых, помните, что вовлечение в проект - процесс, развивающийся по определенным стадиям. Нельзя пропускать ни одну из них. Однако многие спонсоры пытаются начать сразу с институционализации. В этом случае поведение сотрудников определяется диктатом начальства, в результате в лучшем случае можно рассчитывать на соглашательскую позицию целевой группы, в худшем – на открытый саботаж.

В-пятых, чтобы увеличить скорость процесса изменений, лучше притормозить в начале пути. Иногда кажется, что самым лучшим способом ускорить этот процесс является силовое давление. На самом деле силовое давление чревато долгосрочным скрытым сопротивлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: