Германия

Социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. В этом заключается основное положение и требование к социальной работе.

Социальная работа в широком смысле подразумевает все социальные потенциалы отдельных организационных служб и учреждений, созданных на приватной или государственной основе. Сюда же относится и структура социального управления.

Социальная работа входит в систему не пассивно, но должна активно содействовать осуществлению идеи социального государства в социальную реальность.

В свою очередь, социальная реальность характеризуется даже в развитом социальном государстве наличием многоплановых социальных проблем. Но также многоплановыми являются и социальные активаты (потенциалы) на приватном (частном), добровольческом (общинном), коммунальном (местном) и государственном уровнях[12].

В 60-е годы развернулась дискуссия об общественном вкладе социальной работы. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях и к педагогическим концепциям в групповой социальной работе, так и гармонизирующих стратегий в работе общины.

Дискуссии о так называемой «новой предметности» в социальной работе сконцентрировались на целях, предмете, институционных и политических рамках социальной работы и на ее общественном вкладе.

Классические методы были несколько потеснены за счет накопленного психологического опыта и приемов. Набор технологий социальной работы и социальной педагогики увеличился посредством диагностических и лечебных методов и был расширен за счет терапевтической работы.

С целью структурирования рабочих процессов наряду с единовременной помощью использовались методы краткосрочного лечения/кризисного вмешательства, метод поддерживающего долговременного контакта и все в большей мере концепции системно ориентированной работы с семьей.

США

Развитие теории социальной работы данного периода развивалось по трем направлениям:

· теоретическое развитие традиционных методов;

· развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму;

· развитие подходов к специфическим группам клиентов.

Развивая концепции диагностических и функциональных подходов, F. Hollis, R. Smalley предложили концепцию приближения. Выделив пять теоретических концептов: оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и интервенция, - они сформулировали свою систему взглядов на основе теоретических подходов теории систем и теории коммуникации. В последствии они распространили свои подходы не только на теорию индивидуальной работы, но и теорию групповой работы и работу в коммьюните.

G. Konopka, H. Northen, M. Ross, R. Perlman и другие начинают искать единые подходы, позволяющие осмысливать практические теории индивидуальной, групповой работы и работы в коммьюните в контексте общенаучной парадигмы. Дискуссии, которые развернулись в данный период, позволили наряду с такими категориями, как «лечение», «диагноз», перевести частные определения, такие как «оценка» и «интервенция», в разряд общепринятых понятий, определяющих сущность помогающего процесса.

В данный период получают развитие работы по теории практической социальной работы, которые освещают аспекты подготовки специалистов, формулируют базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, объясняют связь теории и практики. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации, и другие.

Именно в этот период начинают формироваться интегративные подходы, к теории и практике социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии, в методах модификации поведения.

В данный период были подведены определенные итоги развития теории и практики социальной работы, дан анализ основных концепций социальной работы, получившие свое развитие в ХХ столетии. В таблице 1 приведены основные теории социальной работы, получивших распространение в профессиональной социальной работе.

Таблица 1

Дата Метод Теория Сущность метода Основатель
  Метод индивидуальной работы З. Фрейд Анализ детских переживаний, диагностика случая М. Ричмонд
  Функциональ-ный метод О. Ранк Воля, способность к переменам, процесс помощи Дж. Таффт
  Коммьюните метод Парсонс-Мертон Функция/дисфункция; идеология социального консенсуса, интеграция групп М. Росс
  Метод решения проблем В. Джеймс, М. Фоллет Прагматизм, действие со смыслами; мотивация, способность, ресурсы Х. Перлман

Продолжение

  Посредничество Д. Мид Социальный интеракционизм В. Шульман
  Социальное лечение Х. Селье, Х. Парад Реконструирование – Я П.Каплан
  Метод, центрированный на задачи   Кратковременное воздействие, объективный контракт Л.Эпштейн
  Семейная терапия П. Алто Коммуникация и воздействие П.Ватц

Теоретические проблемы социальной работы
в 1970 – 1990 годах

Дальнейшее становление социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям:

- теория индивидуальной работы;

- теория групповой работы;

- теория общинной работы;

- теория социального администрирования и планирования.

Особенностью теоретической парадигмы социальной работы данного периода является то, что научные школы различных стран предпринимают попытки найти свои методы поддержки нуждающимся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении интересны подходы к теории социальной работы в таких странах, как Германия, Канада, Скандинавские страны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: