Социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. В этом заключается основное положение и требование к социальной работе.
Социальная работа в широком смысле подразумевает все социальные потенциалы отдельных организационных служб и учреждений, созданных на приватной или государственной основе. Сюда же относится и структура социального управления.
Социальная работа входит в систему не пассивно, но должна активно содействовать осуществлению идеи социального государства в социальную реальность.
В свою очередь, социальная реальность характеризуется даже в развитом социальном государстве наличием многоплановых социальных проблем. Но также многоплановыми являются и социальные активаты (потенциалы) на приватном (частном), добровольческом (общинном), коммунальном (местном) и государственном уровнях[12].
В 60-е годы развернулась дискуссия об общественном вкладе социальной работы. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях и к педагогическим концепциям в групповой социальной работе, так и гармонизирующих стратегий в работе общины.
|
|
Дискуссии о так называемой «новой предметности» в социальной работе сконцентрировались на целях, предмете, институционных и политических рамках социальной работы и на ее общественном вкладе.
Классические методы были несколько потеснены за счет накопленного психологического опыта и приемов. Набор технологий социальной работы и социальной педагогики увеличился посредством диагностических и лечебных методов и был расширен за счет терапевтической работы.
С целью структурирования рабочих процессов наряду с единовременной помощью использовались методы краткосрочного лечения/кризисного вмешательства, метод поддерживающего долговременного контакта и все в большей мере концепции системно ориентированной работы с семьей.
США
Развитие теории социальной работы данного периода развивалось по трем направлениям:
· теоретическое развитие традиционных методов;
· развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму;
· развитие подходов к специфическим группам клиентов.
Развивая концепции диагностических и функциональных подходов, F. Hollis, R. Smalley предложили концепцию приближения. Выделив пять теоретических концептов: оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и интервенция, - они сформулировали свою систему взглядов на основе теоретических подходов теории систем и теории коммуникации. В последствии они распространили свои подходы не только на теорию индивидуальной работы, но и теорию групповой работы и работу в коммьюните.
|
|
G. Konopka, H. Northen, M. Ross, R. Perlman и другие начинают искать единые подходы, позволяющие осмысливать практические теории индивидуальной, групповой работы и работы в коммьюните в контексте общенаучной парадигмы. Дискуссии, которые развернулись в данный период, позволили наряду с такими категориями, как «лечение», «диагноз», перевести частные определения, такие как «оценка» и «интервенция», в разряд общепринятых понятий, определяющих сущность помогающего процесса.
В данный период получают развитие работы по теории практической социальной работы, которые освещают аспекты подготовки специалистов, формулируют базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, объясняют связь теории и практики. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации, и другие.
Именно в этот период начинают формироваться интегративные подходы, к теории и практике социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии, в методах модификации поведения.
В данный период были подведены определенные итоги развития теории и практики социальной работы, дан анализ основных концепций социальной работы, получившие свое развитие в ХХ столетии. В таблице 1 приведены основные теории социальной работы, получивших распространение в профессиональной социальной работе.
Таблица 1
Дата | Метод | Теория | Сущность метода | Основатель |
Метод индивидуальной работы | З. Фрейд | Анализ детских переживаний, диагностика случая | М. Ричмонд | |
Функциональ-ный метод | О. Ранк | Воля, способность к переменам, процесс помощи | Дж. Таффт | |
Коммьюните метод | Парсонс-Мертон | Функция/дисфункция; идеология социального консенсуса, интеграция групп | М. Росс | |
Метод решения проблем | В. Джеймс, М. Фоллет | Прагматизм, действие со смыслами; мотивация, способность, ресурсы | Х. Перлман |
Продолжение
Посредничество | Д. Мид | Социальный интеракционизм | В. Шульман | |
Социальное лечение | Х. Селье, Х. Парад | Реконструирование – Я | П.Каплан | |
Метод, центрированный на задачи | Кратковременное воздействие, объективный контракт | Л.Эпштейн | ||
Семейная терапия | П. Алто | Коммуникация и воздействие | П.Ватц |
Теоретические проблемы социальной работы
в 1970 – 1990 годах
Дальнейшее становление социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям:
- теория индивидуальной работы;
- теория групповой работы;
- теория общинной работы;
- теория социального администрирования и планирования.
Особенностью теоретической парадигмы социальной работы данного периода является то, что научные школы различных стран предпринимают попытки найти свои методы поддержки нуждающимся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении интересны подходы к теории социальной работы в таких странах, как Германия, Канада, Скандинавские страны.