Проблемное поле ренессансной эстетики

В культуре, освободившейся от сильного влияния церковной идеологии, в творческой личности стали цениться иные качества: не приверженность традиции, а острота художественного взгляда на мир и человека.

Поскольку больше всего художников эпохи Ренессанса интересовала задача иллюзорного изображения реальности (подражание природе), искусство неминуемо должно было сблизиться с науками. Именно художники и архитекторы стали открывателями и провозвестниками новых принципов искусства.

В XV в., в тесной связи с математикой и оптикой, итальянцами была открыта линейная перспектива. Её законы впервые применил в своих фресках Мазаччо. Художники изучали перспективу с необычайным энтузиазмом, что заметно и по их произведениям, в которых изображение часто выстраивалось таким образом, чтобы его автор имел возможность продемонстрировать себе и окружающим владение этим способом создания трёхмерного пространства на плоской поверхности.

Другой значимой эстетической проблемой для Ренессанса была пропорция(закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым), внимание которой уделяли Альберти и Леонардо да Винчи. Рационализм, стремление путём расчёта передать перспективу, пропорции, движение человеческого тела, объёмность и пластичность изображения не означали подмену вдохновения расчётом. Такая «трезвость» эстетики Возрождения диктовалась жаждой точного познания и совершенства.

Интерес к земной жизни обусловил внимание философов, писателей и художников к человеку. Для эстетических трактатов и произведений искусства эпохи Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Если в средневековом портрете сходство с оригиналом не имело значения, то теперь свою задачу художник видел в передаче индивидуальных черт модели, раскрытию сложного мира эмоций и чувств. При этом реалистичность в изображении человека сочетали с его героизацией. Иное значение приобрёл жест. Если в средние века жесты имели определённое символическое значение, то в эпоху Возрождения жестикуляция была призвана передать душевное состояние персонажей.

Тема 2.4: Эстетика барокко и классицизма

План.

1. Общая характеристика культуры Нового времени.

2. Эстетические принципы барокко.

3. Эстетика классицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: