Законодательство западноевропейских стран в сфере регулирования миграций населения

В настоящее время страны Западной Европы представляют собой один из наиболее привлекательных регионов мира для потоков мигрантов со всех континентов. Одновременно с этим практически для всех европейских стран характерно наличие проблем демографического плана, связанных со снижением естественного прироста, старением населения и проч. Мигранты стремятся в страны Европы в надежде получить здесь работу, повысить уровень и качество своей жизни. Но это не односторонняя инициатива. Государства Западной Европы объективно заинтересованы в притоке мигрантов извне, поскольку это является одним из необходимых условий дальнейшего экономического развития и роста благосостояния жителей этих стран. Именно поэтому правительства стран Европы выражают заинтересованность в приеме на свою территорию таких мигрантов, чей интеллект, труд, знания нашли бы свое достойное применение и оказали бы существенное влияние на развитие этих стран.

Одним из наиболее содержательных является законодательство ФРГ. Это объясняется тем, что на протяжении всей послевоенной истории Германия активно использовала миграцию в качестве источника увеличения рабочей силы, проводила и проводит различные мероприятия, призванные улучшить положение мигрантов в этой стране. Кроме того, в настоящее время Германия определяет многие направления в развитии современной Европы, играя роль одного из лидеров Европейского Союза.

Согласно иммиграционному законодательству Германии можно выделить несколько основных категорий мигрантов:

Во-первых, беженцы. Различают следующие категории беженцев:

· получившие право на (политическое) убежище – Asylberechtigte в соответствии со ст. 16 Основного закона (Конституции);

· прочие политически преследуемые – sonstige politisch Verfolgte в смысле «Закона о процедуре предоставления политического убежища»;

· контингентные беженцы – Kontingentfluechtlinge согласно «Закона о контингентных беженцах».

Согласно ст. 16 Конституции Германии лица, преследуемые по политическим мотивам, пользуются правом убежища. «Закон о процедуре предоставления политического убежища», распространяющийся на иностранцев, ходатайствующих о защите как политически преследуемых или о защите от депортации или какого-либо иного возвращения в государство, в котором им угрожает опасность, устанавливает право лиц, признанных беженцами, на получение статуса политических беженцев с некоторыми ограничениями. Эти ограничения касаются следующего: на право убежища не может претендовать лицо, въезжающее из государства Европейского Союза или из третьей страны, где гарантируется применение Конвенции о беженцах 1951 г. и Европейской конвенции 1950 г. о правах человека. Политические беженцы пользуются правовым положением согласно Конвенции о правовом положении беженцев от 28. 07 1951 г.

К прочим политически преследуемым относятся иностранцы, для которых Федеральное ведомство по признанию беженцев или суд неоспоримо установили, что им в государстве, гражданством которого они обладают или в котором им как лицам без гражданства, имевшим здесь своё обычное местожительство, грозит опасность, а именно: угроза жизни или свободе по расовым, религиозным признакам, из-за гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или в результате политических убеждений.

Контингентные беженцы – это лица, принятые в ФРГ на основании «Закона о контингентных беженцах» в рамках гуманитарной акции помощи, получившие перед въездом разрешение на проживание в форме визы или на основании принятых на себя Федеральным министерством внутренних дел или назначенных им ведомством обязательств о приёме иностранцев в Германию с целью предоставления им права на пребывание, если это необходимо по международно-правовым нормам, в гуманитарных целях или этого требуют политические интересы государства.

Во-вторых, мигранты иностранного происхождения. В качестве основного документа, определяющего правовое положение мигрантов иностранного происхождения в Германии, является «Закон об иностранцах» от 9 июля 1990 г. (с изменениями закона от 28 октября1994 г). В соответствии с данным законом иностранцы могут въезжать на территорию ФРГ и пребывать на этой территории, если на этот счет не предусмотрено каких-либо положений другими законами. При этом в качестве иностранцев рассматриваются лица, кто не является немцем в соответствии с Конституцией ФРГ (ст. 166, абз. 1). Закон не применяется в отношении лиц, не подлежащих немецкой юрисдикции, если они, согласно международно-правовым договорам, в рамках дипломатических и консульских отношений, а также в целях деятельности международных организации и учреждений освобождены от мер по ограничению иммиграции, от обязанности прописки и от необходимости получения разрешения на пребывание для иностранцев, а также по отношению к иностранцам, которые в соответствии с правовыми нормами ЕС обладают правом свободного передвижения и повсеместного проживания.

Для въезда в ФРГ и пребывания в ней иностранцам необходимо иметь разрешение на пребывание. Разрешение на пребывание необходимо получить перед въездом в страну в виде отметки в паспорте (визы). Министерство внутренних дел ФРГ посредством правительственного распоряжения и с одобрения Бундесрата может решать вопрос о возможности получения разрешения на пребывание до или после въезда иностранного гражданина в страну. Министерство внутренних дел ФРГ посредством правительственного распоряжения и с одобрения Бундесрата предусматривает для облегчения пребывания иностранцев в стране освобождение от необходимости приобретения разрешения на пребывание. Разрешение на пребывание требуется также иностранцам, являющимся членами экипажей морских судов, которые пользуются правом ходить под немецким флагом.

Иностранцы, которые хотят въехать но территорию ФРГ или задержаться в стране на определенный срок, обязаны иметь в наличии действительный паспорт. Но при этом Министерство внутренних дел ФРГ на основании правительственного распоряжения и с одобрения Бундесрата может освободить от паспортной обязанности иностранцев, возврат которых на родину не подлежит сомнению, ввести или допустить другие официальные удостоверения личности в качестве замены паспорта.

Разрешение на пребывание может выдаваться в следующих формах:

1. Вид на жительство (Aufenthaltserlaubnis).

2. Право на пребывание (Aufenthaltsberechtigung).

3. Полуограниченное право на пребывание (Aufenthaltsbewilligung).

4.Ограниченное право на пребывание (Aufenthaltsbefiignis).

Вид на жительство (Aufenthaltserlaubnis) и право на пребывание (Aufenthaltsberechtigiing) выдается в том случае, если иностранцу предоставляется возможность проживания без связи с определенной целью пребывания в стране.

На получение вида на жительство может претендовать:

1) иностранец, который несовершеннолетним на законных основаниях постоянно жил в ФРГ и если:

· он до выезда прожил на законных основаниях 8 лет в ФРГ и в течение 6 лет посещал в ФРГ школу;

· его проживание гарантируется собственной трудовой деятельностью или обязательством третьего лица содержать иностранца в течение 5 лет, и заявление о выдаче вида на жительство подано после исполнения 15 лет и до исполнения полных 21 года, а также до истечения 5 лет со дня выезда;

· он получает в ФРГ пенсию от немецкой инстанции, и до выезда как минимум 8 лет прожил в ФРГ на законных основаниях;

· он закончил школу с получением признаваемого государством свидетельства об окончании школы, чтобы избежать возникновения особо трудной для иностранца ситуации.

Вид на жительство продлевается, даже если проживание уже не обеспечивается собственной трудовой деятельностью иностранца или обязательством третьего лица содержать иностранца по истечении 5 лет;

2) член семьи иностранца для создания и сохранения в ФРГ семьи в том случае, если:

· иностранец имеет вид на жительство или право на пребывание;

· имеется достаточное жилье (в качестве достаточной жилплощади рассматривается то, которое достаточно для размещения ищущего жилье в жилом фонде, построенном с дотациями государства. Жилье считается недостаточным, если оно считается таковым для гражданина ФРГ и его семьи по своей площади и условиям. Дети до достижения двухлетнего возраста не учитываются при определении нормы жилья);

· содержание члена семьи иностранца обеспечивается из средств, получаемых от трудовой деятельности иностранца, из его собственного состояния или других собственных средств;

3) супруг иностранца, получившего политическое убежище, и его не вступавшие в брак несовершеннолетние дети;

4) супруг иностранца, если иностранец:

· имеет право на пребывание;

· признан политическим беженцем;

· имеет вид на жительство, брак существовал уже к моменту въезда иностранца и его наличие было указано иностранцем при подаче первого заявления на предоставление вида на жительство;

· родился в ФРГ или приехал несовершеннолетним, имеет бессрочный вид на жительство или право на пребывание, прожил 8 лет в ФРГ на законных основаниях и является совершеннолетним;

· гарантирует содержание супруга без привлечения общественных средств (предоставлению вида на жительство не препятствует получение стипендии, или пособия на получение образования и получение выплат из общественных средств, основанных на страховом принципе);

· прожил на законных основаниях 5 лет в ФРГ, в браке был рожден ребенок или супруга беременна.

Вид на жительство одного из супругов после расторжения брака продлевается как самостоятельный, если:

1) брак просуществовал в ФРГ на законных основаниях не менее 4 лет;

2) брак просуществовал в ФРГ на законных основаниях не менее 3 лет и во избежание возникновения особо трудной ситуации супругу необходимо получение возможности дальнейшего проживания в ФРГ;

3) иностранец-супруг умер, в то время как брак в ФРГ существовал;

4) иностранец-супруг умер, но имел до появления предпосылок, согласно пунктам 1-3, вид на жительство или право на пребывание, или даже не имея их, в тех случаях, если он не подал заявления на их продление по независящим от него причинам;

5) несовершеннолетний, не вступивший в брак ребенок гражданина, имеющий право на политическое убежище;

6) не вступивший в брак ребенок иностранца с иным статусом, если:

· другой родитель также имеет вид на жительство или право на пребывание либо он умер и ребенку еще не исполнилось 16 лет;

· ребенок, прожил на законных основаниях более пяти лет в ФРГ.

В остальных случаях не вступившему в брак ребенку иностранца может быть предоставлен вид на жительство, если:

· ребенок владеет немецким языком или можно с уверенностью сказать, что он, в силу предыдущего образования и условий жизни, хорошо адаптируется к жизни в ФРГ;

· это необходимо, чтобы избежать возникновения в его жизни особых сложностей;

· гарантировано его содержание без привлечения общественных средств. Предоставлению вида на жительство не препятствует получение стипендии или пособий на получение образования и получение выплат из общественных средств, основанных на страховом принципе.

7) ребенок, родившийся в ФРГ, если его мать имеет вид на жительство или право на пребывание. Предоставленный ребенку вид на жительство превращается в самостоятельное право на проживание, если он не ограничен по сроку или если ребенок становится совершеннолетним. Вид на жительство продлевается на ограниченный срок, если еще нет предпосылок для бессрочного продления.

8) иностранный член семьи немецких граждан:

· иностранный супруг гражданина ФРГ;

· иностранный несовершеннолетний, не вступивший в брак ребенок гражданина ФРГ;

· иностранный родитель несовершеннолетнего, не вступившего в брак ребенка гражданина ФРГ, с целью выполнения опеки над ребенком, если данный гражданин ФРГ постоянно проживает на территории ФРГ.

Вид на жительство предоставляется, как правило, на 3 года. Его продлевают на ограниченный срок, если предпосылок к бессрочному виду на жительство еще не имеется.

Бессрочный вид на жительство (unbefristete Aufenthaltserlaubnis) предоставляется:

1) иностранцу, если он:

· имеет вид на жительство уже 5 лет;

· имеет особое разрешение на работу, если он работает по найму;

· имеет другие разрешения, необходимые для длительной трудовой деятельности;

· может устно изъясняться по-немецки на простом уровне;

· имеет достаточное по площади жилище для себя и проживающих с ним членов его семьи;

· не имеется причин для высылки;

· не работает, но его содержание осуществляется за счет собственного капитала или других собственных средств;

· не работает, но его содержание будет обеспечиваться правом на деньги по безработице (Arbeitslosengeld) или еще на срок до 6 месяцев правом на помощь по безработице (Arbeitslosenhiife);

· не докажет в течение 3 лет, что его содержание обеспечивается собственной трудовой деятельностью;

2) супругам, живущим в браке, если для одного супруга выполняются условия:

· он имеет особое разрешение на работу, если работает по найму;

· он имеет другие разрешения, необходимые для длительной трудовой деятельности;

· если он не работает, но его содержание осуществляется за счет собственного капитала, или других собственных средств.

Вид на жительство, предоставленный одному супругу, после расторжения брака продлевается бессрочно, если содержание супруга осуществляется из собственных средств иностранца и он имеет бессрочный вид на жительство или право на пребывание.

Предоставленный супругу гражданина ФРГ вид на жительство продлевается через 3 года бессрочно, если брак с гражданином ФРГ продолжается.

3) переехавшему ребенку иностранца в том случае, если:

· к моменту исполнения ему 16 лет в течение 8 лет имел вид на жительство;

· является совершеннолетним и уже 8 лет имеет вид на жительство;

· достаточно хорошо знает немецкий язык;

· живет на средства из собственной трудовой деятельности, собственного капитала или другие собственные средства, либо учится, чтобы получить признаваемый государством школьный аттестат либо аттестат о получении профессии.

Право на пребывание (Aufenthaltsberechtigung) не ограничено ни пространственно, ни по времени и предоставляется иностранцу, если он:

1) уже 8 лет имеет вид на жительство;

2) уже 3 года имеет бессрочный вид на жительство, а перед этим имел ограниченное право на пребывание;

3) обеспечивает свою жизнь на средства от собственной трудовой деятельности, имеет собственный капитал, или другие собственные средства;

4) по крайней мере 60 месяцев платил обязательные или добровольные взносы в государственную пенсионную кассу или может предоставить доказательства затрат, позволяющих ему требовать выплат, подобных пенсионным, от какой-либо пенсионной кассы или страховой фирмы;

5) в последние 3 года на основании совершенного им умышленно уголовного преступления не был приговорен по приговору суда либо суда по делам несовершеннолетних к лишению свободы сроком на 6 месяцев или к денежному штрафу на 180 дневных ставок, или к более суровому наказанию;

6) уже в течение 5 лет имеет вид на жительство. Подобный случай имеет место, в частности, тогда, когда речь идет:

· о бывших немецких гражданах;

· иностранцах, состоящих в браке с гражданином Германии и ведущих с ним общее хозяйство;

· лицах, признанных политическими беженцами и приравненных к ним иностранцах;

· для супругов, живущих вместе, достаточно, если один из супругов выполняет обозначенные условия.

Полуограниченное право на пребывание (Aufenthaltsbewilligung) выдается, если иностранцу предоставляется возможность жить в стране для определенной цели, которая по своей природе требует пребывания только на ограниченный срок. Данное право ограничивается в соответствии с целью пребывания в стране и предоставляется максимум на 2 года. Оно может продлеваться каждый раз максимум на 2 года, если цель, для выполнения которой право было выдано, еще не достигнута, но может быть достигнута в обозримом будущем.

Полуограниченное право на пребывание предоставляется:

1. Иностранцу, желающему по профессиональным или личным причинам многократно приезжать и проживать в ФРГ, с условием, что он имеет право находиться на территории ФРГ до трех месяцев в год.

2. Иностранцу, получающему пенсию от какой-либо немецкой инстанции и имеющему в ФРГ семейные связи.

3.Для членов семьи иностранца с целью создания и сохранения брака и семьи с иностранцем, если:

1) содержание иностранца и его супруги (супруга) гарантировано без привлечения социальной помощи;

2) имеется жилье достаточной площади;

3) несовершеннолетнему, не вступившему в брак ребенку иностранца, который имеет полуограниченное право на пребывание, когда иностранец живет без привлечения социальной помощи.

Полуограниченное право на пребывание для супруга и ребенка может продлеваться только до тех пор, пока у иностранца имеется полуограниченное право на пребывание, а брак и семья продолжают существовать.

Ограниченное право на пребывание (Aufenthaltshefugnis) выдается, если иностранцу необходимо предоставить возможность въехать и находиться в ФРГ по международно-правовым или неотложным гуманитарным причинам либо во имя соблюдения политических интересов ФРГ, а предоставление вида на жительство исключено или этому препятствует одна из причин для отказа.

Ограниченное право на пребывание (Aufenthaltshefugnis) выдается:

1) иностранцу, проживающему в ФРГ на законных основаниях по неотложным гуманитарным причинам, если:

· предоставление и продление другой формы разрешения на пребывание исключается;

· на основании особых обстоятельств отдельно взятого случая выезд иностранца за пределы ФРГ означал бы для него возникновение чрезвычайных трудностей;

· у иностранца, бесспорно обязанного покинуть страну, имеются причины, позволяющие продлить пребывание, т.к. добровольному выезду или выдворению препятствуют не зависящие от данного иностранца причины;

· он по меньшей мере 2 года бесспорно обязан покинуть страну и имеет статус толерантности (Duldung);

2) членам семьи иностранца для создания и сохранения брака и семьи с иностранцем на территории ФРГ;

3) ребенку, родившемуся в ФРГ, если мать имеет ограниченное право на пребывание.

Ограниченное право на пребывание от высшей инстанции Федеральной земли. Высшая инстанция земли ФРГ может по международно-правовым или гуманитарным причинам либо во имя соблюдения политических интересов ФРГ постановить, чтобы иностранцам из определенных государств или определенным другим группам иностранцев предоставлялось ограниченное право на пребывание. Для соблюдения единообразия в действиях федеральных земель данное постановление согласовывается с Министерством внутренних дел ФРГ.

Ограниченное право на пребывание может быть выдано иностранцам из районов войн и гражданских войн в том случае, если федеральные и земельные власти пришли к согласию о том, что данные иностранцы получают временную защиту в Федеративной Республике Германии. Высшее земельное ведомство отдает распоряжение о выдаче и продлении этим иностранцам ограниченного права на пребывание для их временного принятия. Ограниченное право на пребывание может быть выдано только в случае, если иностранец не подает ходатайства о предоставлении политического убежища либо отказывается от поданного им. При этом иностранец не имеет права требования на нахождение на определенной Земле или в определенном населенном пункте, он может поселяться и находиться только на территории Земли, которая выдала ограниченное право на пребывание. Если в решении о распределении указан определенный населенный пункт, иностранец должен поселяться и находиться только в этом населенном пункте. Ведомство по делам иностранцев другой Земли может разрешить иностранцу в обоснованных исключительных случаях поселяться и находиться в ее пределах.

Отказ во въезде и пребывании иностранца в Германии может быть дан по следующим причинам:

1) Министерство внутренних дел ФРГ посредством правительственного распоряжения и с одобрения Бундесрата определило ограничения, налагаемые на определенные профессии, род занятий и определенные группы иностранцев, предписало вид и срок действия разрешения на пребывание, а также ограничило или исключило выдачу бессрочного разрешения на пребывание;

2) имеет место повод для выдворения из страны;

3) иностранец не может покрывать свои расходы на жизнь, включая медицинскую страховку, доходами собственной трудовой деятельности, средствами собственного капитала или прочими собственными средствами, равно как не имеет возможности жить за счет материальной помощи членов семьи или третьих лиц, стипендий, пособий по профподготовке или переквалификации, пособий по безработице или других регулярно выплачиваемых государственных средств;

4) пребывание иностранца в ФРГ по каким-либо другим причинам ущемляет интересы страны или ставит их под угрозу;

5) иностранец въехал в страну без визы;

6) он въехал с визой, которая на основании его анкетных данных была выдана ему без обязательного согласия Ведомства по делам иностранцев;

7) он не имеет действительного паспорта;

8) личность или гражданство иностранца не ясны и он не имеет права на выезд в другую страну;

9) иностранец, который в свое время был выслан или выдворен за пределы ФРГ, не имеет права нового въезда в страну или пребывания в ней даже при наличии у него условий на выдачу разрешения на пребывание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: