В полемике с русским стилем рождается стиль modern, выведенный на пик моды парижской выставкой «Le stule Moderne» и имеющий в большей степени интернациональный характер (в этом смысле не является исключением даже неорусский стиль, являющийся своеобразным русским вариантом стиля модерн и воспроизводящий в стилизованной манере мотивы народного, крестьянского искусства). Основной идеей стиля становится стремление к преобразованию рядовой, обыденной действительности в художественно организованное пространство посредством искусства. Отсюда - принципиальная идея о синтезе искусств как средстве целостного решения любого объекта. Для стиля модерн характерными становятся:
- обращение к наднациональной и надисторической тематике;
- ориентация на природные формы, стремление к восстановлению органической связи человека и природы, интерес к растительному орнаменту и изобразительным мотивам цветов (хризантемам, ирисам, орхидеям, болотным лилиям) или водной стихии - волны;
|
|
- особая роль линии и плоскости в системе образно-пластических средств;
- стремление к выражению взаимообратимости и взаимозаменяемости жизненных явлений, воплощаемых в образах сфинксов, русалок, кентавров;
- культ красоты, эстетическая, а не социальная ориентация произведения;
- изысканность, одухотворенность, утонченность, где преобладают гибкие, текучие, как бы вытянутые формы с S-образными силуэтами;
- условность цвета, интерес к блеклым, приглушенным оттенкам, выдержанным в холодной гамме перламутрового, бело-серого, бледно-голубого, зелено-голубого, лилового, ассоциирующегося с внеземным миром подводного или подземного царства;
- бесплотные, эфемерные образы, особый идеал женской красоты - бледной девы с горящим взором, печальным и задумчивым взглядом - или роскошной «женщины-вамп».
Интересно отметить, что особенности русского и неорусского стилей, а также стиля модерн воссоздаются и представляются в стилевом единстве или различных сочетаниях в произведениях, так называемого, «коммерческого стиля», наиболее полнo представляемого массовой графической продукцией - то есть, связанной с оформлением товара и его рекламой: этикеткой, обложкой, бланком, упаковкой, рекламным плакатом и т.п. Этот вид графики, который станет основной отраслью графического дизайна в XX веке, развивается в условиях бурного роста национального капитала, рождающего своих миллионеров - купцов и фабрикантов, и интенсивного импорта иностранного, приводящего к возникновению множества филиалов иностранных фирм. (Более подробно об этом см.: Русский графический дизайн. 1880-1917. Внешсигма, 1990. С. 92.)
|
|
Это интенсивное развитие издательской деятельности к концу прошлого века приводит к ощущению настоятельной потребности в саморекламе, что реализуется сначала Первой Всероссийской выставкой печатного дела (1895 г.), а начиная с 1909 года устраиваются ежегодные выставки произведений печатной продукции - причем, не только книг и журналов, но и плакатов, календарей, открытых писем (так первоначально именовали художественную открытку). Графическое творчество интенсивно стимулируется различными конкурсами, проводимыми, в частности, журналом «Искусство и художественная промышленность»: «на сочинение рисунка для обложки журнала», «на сочинение орнаментального рисунка конверта для визитных карточек», «на сочинение рисунков для открытых писем», «на орнаментальные сочинения национального характера из мотивов растительного и животного царства какой-либо местности России». (Там же. С. 88.)
Основное значение конкурсов состояло в том, что они помогли осмыслению, оформлению и последующей артикуляции основных требований, предъявляемых к произведениям, сочетающим эстетическую и прагматическую функции. Это, во-первых, «соответствие сочинения с определенной целью» как одно из первых условий в художественно-промышленном искусстве. Во-вторых, это осведомленность об особенностях того или иного производства в плане их соответствия авторской художественной концепции. Также это - определенные требования к оформлению обложки, титульного листа или плаката, а именно - в глаза бросающийся шрифт надписей, легкость для воспроизводства в печати, особые качества рисунка или иллюстрации: отчетливость, гармоничность в тонах, соответствие внутреннему духу и задачам издания, для которого предназначаются, пропорциональное расположение рисунков и текста.
Этот космополитический стиль, в основном, опирается на концепции «больших» стилей, однако, обладает при этом такими особенностями, как насыщенность витиеватыми, замысловатыми, близкими к рукописным, шрифтами, обилие орнаментики и стремление к яркому визуальному образу, ассоциирующемуся с богатством и красотой. В произведениях коммерческой графики авторы часто прибегают к изображению национальной атрибутики: костюма («Швейные машины компании Зингер», Фабрично-торговое клеймо «Ермак»), русской архитектуры («Чай» Спорова, «Парфюмерия русских бояр Т-ва А.Ралле и Ко»), образов былинного фольклора, персонажей русской литературы или исторических эпизодов («Товарищество Вейнеров-ских пивоваренных заводов в Астрахани», игральные карты «Тарас Бульба», Папиросы «Товарищества табачной фабрики А.Н.Богданова и Ко»), римейков знаменитых полотен (гильзы «Бурлаки» гильзовой фабрики «Хаджи-оглу»).
Часто реклама или упаковка представляет некий идеальный образ современного мужчины - независимого, обеспеченного, держащего в холеных руках дорогую папиросу («Гильзы Вик-торсон»). Этот образ представителя новой предпринимательской элиты, типичного буржуа, выступает как воплощение мечтаний о жизни в достатке и обладает всеми необходимыми с точки зрения обывателя атрибутами: белой манишкой с высоким крахмальным воротничком, клетчатым модным жилетом с красными пуговицами, красным в горох шейным бантом, гвоздикой в петлице, а также лихо закрученными кверху усами над пухлым ртом, небрежно, выпускающим дым, и набриолиненными волосами. Подобные мещанские изображения нередки для рекламы вообще и рекламы начала века, в частности, представляя яркий образец кича.