Занятие 1.
1. Кризис классического рационализма как причина смены классической парадигмы в эстетике неклассическим философско-эстетическим дискурсом.
2. Маргинальность и иррационализм неклассической эстетики, включенность эстетических воззрений в живую ткань художественных произведений. Появление философско-эстетических практик.
3. Множественность направлений в эстетике и искусстве, взаимодействие романтизма и реализма.
Занятие 2.
1. Феномен поэтизации мира. Поэтизация и депоэтизация (прозаизация).
2. Развитие «негативной эстетики». Эстетизация порока.
3. А. Шопенгауэр. Искусство как путь избавления от страданий и возможность возвышения над утилитарной прагматической волей. Неприкаянность красоты в безобразном реальном мире. Понятие гениальности как «совершеннейшей объективности».
Занятие 3.
1. Импрессионизм – эстетика впечатления.
Эстетика экзистенциализма. Трагичность эстетической экзистенции. Несчастнейший – главный герой философии и эстетики С. Кьеркегора. Смерть эстетики прекрасного.
|
|
2. Ф. Ницше о природе трагического и возвышенного. Онтология искусства. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена. Ницше о единстве аполлоновского и дионисийского начал в культуре и искусстве.
3. Фрейдистская концепция искусства. Искусство и психоанализ.
Литература по теме 12.
1. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
3. Бодлер Ш. Об искусстве. – М., 1986.
4. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. – М., 1975.
5. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания. / Вопросы философии. – №№ 10, 12. – 2003.
6. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. – М., 1970.
7. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993. – С. 240-296.
8. Евлампиев Н.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / Вопросы философии. – 2002. – № 2.
9. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
10. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. – М., 2000.
11. КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. – М., 1999.
12. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998.
13. Кьеркегор С. Несчастнейший. – М., 2002.
14. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии. / Вопросы философии. – 2002. – №3.
15. Михайлов А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. – СПб., 2006.
16. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.
17. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2002.
18. Ревалд Д. От Ван Гога до Гогена. Постимпрессионизм. – М., 2002.
19. Фрейд З. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.
|
|
20. Хоружий С.С.. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека. / Вопросы философии. – 2002. – №2.
21. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.
Тема 13. Эстетика в XX веке (6 часов).
Занятие 1.
1. Культурно-исторические реалии XX века. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.
2. Сущность онтологического поворота западной философии XX века. Причины эстетизации философииXX века.
3. Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Ситуация «ангажированного писателя». А. Камю. Проблема творчества и абсурд. Искусство как бунт.
Занятие 2.
1. М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.
2. Структурализм как попытка воссоздания рационалистической эстетики. Исследование мира как текста.
3. Модернизм в искусстве и эстетике. Отказ от теории мимесиса; снижение художественной образности; акцент на творческом акте и субъективных переживаниях художника. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.
Занятие 3.
1. Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.
2. Ж. Деррида: постструктурализм и принцип деконструкции поэтического текста. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.
3. Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.
4. Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.
Литература по теме 13.
1. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. – М., 2001.
2. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера. / Философские науки. – №4. – 2001.
3. Барт Р. S/Z. – М., 1994.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
5. Бычков В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [Текст]. – М., 2007.
6. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1979.
7. Генис А. Раз: Культурология. – М., 2002.
8. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М., 1976.
9. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.
10. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
11. История Красоты / под ред. У. Эко; пер. с итал. А. А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2006. – 440 с.
12. Карасев Л.В. Живой текст. / Вопросы философии. – №9. – 2001.
13. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.
14. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.
15. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.
16. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Общественные науки за рубежом. – № 5-6, Серия 3. – 1992.
17. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995.
18. Малая история искусств. Искусство XX века. – М., 1991.
19. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. – СПб., 2000.
20. Маркузе Т. Одномерный человек. – М., 1994.
21. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. – М., 1994.
22. Мигунов А.С. Анти-эстетика. / Вопросы философии. – №№7-8. – 1994.
23. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. – М., 1986.
|
|
24. Оргета-и-Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
25. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
26. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) / Вопросы философии. – № 3. – 1993.
27. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.
28. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. – СПб., 2003.
29. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. – Л., 1983.
30. Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм. / Вопросы философии. – №8. – 2001.
31. Тульчинский Г. Л. Маркетизация гуманизма: массовая культура как реализация проекта Просвещения: российские последствия / Г. Л. Тульчинский // Человек.RU: гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – С. 194–216.
32. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект. / Вопросы философии. – №4. – 1992.
33. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. – Минск: 2006.