Тема 12. Неклассическая эстетика в XIX веке (6 часов)

Занятие 1.

1. Кризис классического рационализма как причина смены классической парадигмы в эстетике неклассическим философско-эстетическим дискурсом.

2. Маргинальность и иррационализм неклассической эстетики, включенность эстетических воззрений в живую ткань художественных произведений. Появление философско-эстетических практик.

3. Множественность направлений в эстетике и искусстве, взаимодействие романтизма и реализма.

Занятие 2.

1. Феномен поэтизации мира. Поэтизация и депоэтизация (прозаизация).

2. Развитие «негативной эстетики». Эстетизация порока.

3. А. Шопенгауэр. Искусство как путь избавления от страданий и возможность возвышения над утилитарной прагматической волей. Неприкаянность красоты в безобразном реальном мире. Понятие гениальности как «совершеннейшей объективности».

Занятие 3.

1. Импрессионизм – эстетика впечатления.

Эстетика экзистенциализма. Трагичность эстетической экзистенции. Несчастнейший – главный герой философии и эстетики С. Кьеркегора. Смерть эстетики прекрасного.

2. Ф. Ницше о природе трагического и возвышенного. Онтология искусства. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена. Ницше о единстве аполлоновского и дионисийского начал в культуре и искусстве.

3. Фрейдистская концепция искусства. Искусство и психоанализ.

Литература по теме 12.

1. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Бодлер Ш. Об искусстве. – М., 1986.

4. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. – М., 1975.

5. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания. / Вопросы философии. – №№ 10, 12. – 2003.

6. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. – М., 1970.

7. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993. – С. 240-296.

8. Евлампиев Н.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / Вопросы философии. – 2002. – № 2.

9. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

10. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. – М., 2000.

11. КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. – М., 1999.

12. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998.

13. Кьеркегор С. Несчастнейший. – М., 2002.

14. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии. / Вопросы философии. – 2002. – №3.

15. Михайлов А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. – СПб., 2006.

16. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.

17. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2002.

18. Ревалд Д. От Ван Гога до Гогена. Постимпрессионизм. – М., 2002.

19. Фрейд З. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.

20. Хоружий С.С.. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека. / Вопросы философии. – 2002. – №2.

21. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Тема 13. Эстетика в XX веке (6 часов).

Занятие 1.

1. Культурно-исторические реалии XX века. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.

2. Сущность онтологического поворота западной философии XX века. Причины эстетизации философииXX века.

3. Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Ситуация «ангажированного писателя». А. Камю. Проблема творчества и абсурд. Искусство как бунт.

Занятие 2.

1. М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.

2. Структурализм как попытка воссоздания рационалистической эстетики. Исследование мира как текста.

3. Модернизм в искусстве и эстетике. Отказ от теории мимесиса; снижение художественной образности; акцент на творческом акте и субъективных переживаниях художника. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.

Занятие 3.

1. Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.

2. Ж. Деррида: постструктурализм и принцип деконструкции поэтического текста. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.

3. Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.

4. Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.

Литература по теме 13.

1. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. – М., 2001.

2. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера. / Философские науки. – №4. – 2001.

3. Барт Р. S/Z. – М., 1994.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

5. Бычков В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [Текст]. – М., 2007.

6. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1979.

7. Генис А. Раз: Культурология. – М., 2002.

8. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М., 1976.

9. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

10. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

11. История Красоты / под ред. У. Эко; пер. с итал. А. А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2006. – 440 с.

12. Карасев Л.В. Живой текст. / Вопросы философии. – №9. – 2001.

13. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.

14. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.

15. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

16. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Общественные науки за рубежом. – № 5-6, Серия 3. – 1992.

17. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995.

18. Малая история искусств. Искусство XX века. – М., 1991.

19. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. – СПб., 2000.

20. Маркузе Т. Одномерный человек. – М., 1994.

21. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. – М., 1994.

22. Мигунов А.С. Анти-эстетика. / Вопросы философии. – №№7-8. – 1994.

23. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. – М., 1986.

24. Оргета-и-Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

25. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

26. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) / Вопросы философии. – № 3. – 1993.

27. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.

28. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. – СПб., 2003.

29. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. – Л., 1983.

30. Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм. / Вопросы философии. – №8. – 2001.

31. Тульчинский Г. Л. Маркетизация гуманизма: массовая культура как реализация проекта Просвещения: российские последствия / Г. Л. Тульчинский // Человек.RU: гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – С. 194–216.

32. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект. / Вопросы философии. – №4. – 1992.

33. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. – Минск: 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: