Этика утопического коммунизма

Три мыслителя в своих трудах сформулировали этику, в основе которой были заложены идеи всеобщего равенства и обязательности труда: Томас Мор (1478–1535), Томас Мюнцер (ок. 1490–1525) и Томмазо Кампанелла (1568–1639).

Фундамент высокой нравственности Мор и Кампанелла видят в двух принципах: уничтожение частной собственности как источника человеческого эгоизма и установление всеобщего равенства и обязательности труда как воплощения евангельского требования «Не трудящийся да не ест». В «Утопии» сохраняется патриархальная семья, с детских лет воспитывается презрение к роскоши. Подробно изложено учение о нравственности, соответствующее идеалам гуманизма. Для человека естественно стремление к счастью, удовольствию. Аскетизм противоестествен. По мнению Мора, разум не противоречит религиозным убеждениям, а, напротив, их укрепляет. Добродетель есть жизнь, согласная с законами природы. Ее мудрость в том, что необходимое человеку вместе с тем доставляет и удовольствие. Томас Мор по-своему формулирует «золотое правило»: «Содействовать своим выгодам постольку, поскольку ты не причиняешь этим невыгоду другим». Основа всех телесных удовольствий – здоровье. Для этого необходимо следовать естественным потребностям, не переходя меры. Выше телесных – удовольствия духа: созерцание истины и воспоминания о достойно прожитой жизни. Человек свободен в выборе занятий, но не в безделье или пороках. Он свободен и в делах веры.

В общественной морали – благоразумие во взаимоотношениях и выполнение трудового и воинского долга. Нравственное воспитание осуществляется в семье родителями и поддерживается всем укладом жизни. Законы человечны и понятны каждому. Наказания, как правило, гуманны. Сурово наказывается прелюбодеяние, ибо добродетельная семейная жизнь – один из важнейших устоев общества.

Главное отличие «Города Солнца» Кампанеллы от «Утопии» Мора – в организации жизни соляриев. Многое Кампанелла заимствовал из «Государства» Платона. Он в большей мере, нежели Мор, сближает добродетели соляриев с христианскими, утверждая, что «человек должен быть всецело предан религии и всегда почитать своего творца», а потому вполне добродетелен тот, «кто исследует и постигает творения бога, соблюдает его заповеди. Чего не хочешь самому себе, не делай этого другому, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им». Главная особенность в том, что вся жизнь жителей Города Солнца подчинена строжайшему распорядку, поддерживаемому управляющими. Высшее лицо – священник «Солнце» (или «Метафизик»), при котором три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Им подчинены специалисты в военном деле, в науках и в производстве. Поскольку у соляриев нет разбоя, убийств, блуда, насилия, то они «преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь. и виновные временно лишаются либо общей трапезы, либо общения с женщинами или других почетных преимуществ». Для уличения в прегрешении требуется пять свидетелей, строго карается лжесвидетельство. Из числа нетрудоспособных рекрутируются соглядатаи, доносящие обо всем услышанном. То есть здесь осуществляется тотальный надзор за нравами, что превращает Город Солнца в Женеву под властью Кальвина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: