Религиозно-этические учения и теории

Особенностью современных религиозно-этических концепций является стремление к переходу от жесткой конфронтации с наукой и светской этической мыслью к диалогу, использованию достижений этической мысли и к утверждению возможности согласования религии и науки. Об этом ясно говорят труды и выступления папы Иоанна-Павла II (1920–2005). «Поняв однажды и по-настоящему, что мы являемся братьями и сестрами в едином человечестве, мы сможем определять наше отношение к жизни в свете солидарности, которая нас объединяет. Это особенно верно в отношении всего того, что находится в связи с главным и всеобщим проектом – миром».

Однако принципиальные положения религиозно-этических концепций остаются неизменными. Для католицизма это неотомизм. Для протестантизма – последовательное развитие учений Лютера и Кальвина. Для православия – учения восточных «отцов церкви» в соединении с положениями, представленными в «Добротолюбии» и в традиционном содержании нравственного богословия, примером чего являются «Очерки христианской этики» протоиерея В. Свешникова.

Труды архиепископа Луки (1877–1961) и протоиерея Александра Меня (1935–1990) – наиболее яркие современные примеры изложения православно-христианской этики.

По-своему интерпретируется православная этика в трудах русских религиозных философов от Сергея Николаевича Булгакова (18711944) и Павла Александровича Флоренского (1882–1937) до Семена Людвиговича Франка (1877–1950) и Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954).

Еще более жесткий традиционализм отличает этику иудаизма, ислама, буддизма, неоведантизма и кришнаизма, поэтому нет необходимости повторять то, что уже было сказано о тех или иных религиозно-этических взглядах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: