Классификации форматов

Рассмотрим различные классификации форматов, применяемых сегодня в российской и в западной практике. Необходимо сразу отметить, что поскольку рынок цивилизованной розничной торговли развивается за рубежом веками, западные классификации форматов розничной торговли весьма подробны, детализировании и стройны. Наиболее подробные американские классификации включают более полутора десятков только лишь продуктовых форматов. Задача классификации форматов, используемых в России, осложняется еще и тем, что наряду с современными торговыми организациями в нашей стране, особенно на рынках малых городов, достаточно активно действуют торговые организации, сформировавшиеся еще в советское время, – этакие «осколки советской торговли».

Итак, существует большое множество классификаций форматов розничной торговли. Один из примеров западной классификации приведен в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Основные типы форматов розничной торговли

Тип Описание
Специализированные магазины Предлагают узкий спектр продуктов с широким ассортиментом
Универмаги, супермаркеты Предлагают несколько разновидностей продуктов, каждый тип товара продается в своем отделе
Небольшие магазинчики Небольшие торговые заведения, располагающиеся вблизи жилых кварталов
Магазины, торгующие по сниженным ценам (дискаунтеры) Предлагают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, поскольку имеют возможность устанавливать меньшую долю прибыли за счет большего оборота
Магазины «бросовых цен» Закупают и продают товар по более низким ценам, чем обычные магазины. Обычно торгуют непроданными остатками, избыточными товарами и т. п.
Фирменные магазины Принадлежат и управляются фирмами – производителями и продают их продукцию
Независимые магазины Принадлежат частным предпринимателям либо являются подразделениями крупных розничных корпораций
Оптовые клубы Продают ограниченный ассортимент продуктов со значительными скидками своим членам, которые платят ежегодные взносы
Супермагазины Направлены на более полное удовлетворение потребностей людей в постоянных покупках продуктов питания и прочих товаров. Поэтому предлагают широкий спектр дополнительных услуг – прачечные, химчистки, ремонт обуви и т. д.
Комбинированные магазины Представляют собой вариант супермаркета в сфере лекарственных препаратов. В таких магазинах комбинируются продовольственные и лекарственные отделы
Гипермаркеты Занимают в среднем 20 тыс. кв. м и объединяют в себе принципы супермаркета, дискаунтера и птовой торговли
Выставочные залы Предлагают широкий ассортимент фирменных, хорошо продающихся товаров с высокой марочной премией, на которые, однако, устанавливаются сниженные цены

Другим примером западной классификации форматов торговли является схема, приведенная в табл. 2.4. Основным недостатком этой классификации для целей нашего исследования является неприменимость к российским условиям и отсутствие более детальной информации о конкретных особенностях каждого типа.

Как мы уже выяснили, розничная торговля подразделяется на торговлю продуктами питания и торговлю потребительскими товарами. Поэтому классификацию форматов розничной торговли мы будем рассматривать в этом разрезе.

Таблица 2.4.

Западная классификация форматов торговли

Продовольственный ассортимент Непродовольственный ассортимент Синтетические форматы
Гипермаркет Классический супермаркет Экономичный супермаркет Дискаунтер Мега – дискаунтер «Удобный» магазин Киоск Универмаг Мастера категорий (техника, одежда, обувь, книги) Дрогери Строительные и мебельные рынки Марочный магазин Киоск Торговый центр Торговая галлерея Молл (сочетание продовольственных и непродовольственных товаров в ассортименте)

Опишем далее основные формы российской розничной торговли продуктами питания.

Розничная торговля продуктами питания представляет собой конечное звено в цепочке создания стоимости продуктов питания на пути к потребителю. McKinsey & Company определяет всего восемь форм розничной торговли продуктами питания в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: