Рассмотрим различные классификации форматов, применяемых сегодня в российской и в западной практике. Необходимо сразу отметить, что поскольку рынок цивилизованной розничной торговли развивается за рубежом веками, западные классификации форматов розничной торговли весьма подробны, детализировании и стройны. Наиболее подробные американские классификации включают более полутора десятков только лишь продуктовых форматов. Задача классификации форматов, используемых в России, осложняется еще и тем, что наряду с современными торговыми организациями в нашей стране, особенно на рынках малых городов, достаточно активно действуют торговые организации, сформировавшиеся еще в советское время, – этакие «осколки советской торговли».
Итак, существует большое множество классификаций форматов розничной торговли. Один из примеров западной классификации приведен в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Основные типы форматов розничной торговли
Тип | Описание |
Специализированные магазины | Предлагают узкий спектр продуктов с широким ассортиментом |
Универмаги, супермаркеты | Предлагают несколько разновидностей продуктов, каждый тип товара продается в своем отделе |
Небольшие магазинчики | Небольшие торговые заведения, располагающиеся вблизи жилых кварталов |
Магазины, торгующие по сниженным ценам (дискаунтеры) | Предлагают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, поскольку имеют возможность устанавливать меньшую долю прибыли за счет большего оборота |
Магазины «бросовых цен» | Закупают и продают товар по более низким ценам, чем обычные магазины. Обычно торгуют непроданными остатками, избыточными товарами и т. п. |
Фирменные магазины | Принадлежат и управляются фирмами – производителями и продают их продукцию |
Независимые магазины | Принадлежат частным предпринимателям либо являются подразделениями крупных розничных корпораций |
Оптовые клубы | Продают ограниченный ассортимент продуктов со значительными скидками своим членам, которые платят ежегодные взносы |
Супермагазины | Направлены на более полное удовлетворение потребностей людей в постоянных покупках продуктов питания и прочих товаров. Поэтому предлагают широкий спектр дополнительных услуг – прачечные, химчистки, ремонт обуви и т. д. |
Комбинированные магазины | Представляют собой вариант супермаркета в сфере лекарственных препаратов. В таких магазинах комбинируются продовольственные и лекарственные отделы |
Гипермаркеты | Занимают в среднем 20 тыс. кв. м и объединяют в себе принципы супермаркета, дискаунтера и птовой торговли |
Выставочные залы | Предлагают широкий ассортимент фирменных, хорошо продающихся товаров с высокой марочной премией, на которые, однако, устанавливаются сниженные цены |
Другим примером западной классификации форматов торговли является схема, приведенная в табл. 2.4. Основным недостатком этой классификации для целей нашего исследования является неприменимость к российским условиям и отсутствие более детальной информации о конкретных особенностях каждого типа.
|
|
|
|
Как мы уже выяснили, розничная торговля подразделяется на торговлю продуктами питания и торговлю потребительскими товарами. Поэтому классификацию форматов розничной торговли мы будем рассматривать в этом разрезе.
Таблица 2.4.
Западная классификация форматов торговли
Продовольственный ассортимент | Непродовольственный ассортимент | Синтетические форматы |
Гипермаркет Классический супермаркет Экономичный супермаркет Дискаунтер Мега – дискаунтер «Удобный» магазин Киоск | Универмаг Мастера категорий (техника, одежда, обувь, книги) Дрогери Строительные и мебельные рынки Марочный магазин Киоск | Торговый центр Торговая галлерея Молл (сочетание продовольственных и непродовольственных товаров в ассортименте) |
Опишем далее основные формы российской розничной торговли продуктами питания.
Розничная торговля продуктами питания представляет собой конечное звено в цепочке создания стоимости продуктов питания на пути к потребителю. McKinsey & Company определяет всего восемь форм розничной торговли продуктами питания в России.