Потребности в товарных запасах определяются инфраструктурой логистики торговой компании и установленным уровнем сервисного обслуживания потребителей. Задача менеджера по логистике состоит в обеспечении заданного уровня сервиса при минимальном объеме запасов, т. е. при наименьших издержках. Избыточные запасы, компенсирующие несовершенство логистической инфраструктуры, а также недостатки в управлении фирмы оборачиваются более высокими, чем требуется, общими издержкам логистики. Основная цель управления запасами – более высокая оборачиваемость запасов в процессе удовлетворения заказов потребителей. Политика управления запасами строится на избирательном распределении ресурсов по следующим признакам:
1.Сегментация потребительского рынка (состав покупателей). Расстановка приоритетов при управлении запасами; полное обеспечение целевых покупателей для поддержания их лояльности.
2.Критерии прибыльности потребителя:
Тип приобретаемых продуктов.
Объем продаж.
|
|
Цены.
Характер услуг, при оказании которых создается добавленная
стоимость.
Характер активностей, необходимых для поддержания устойчивых
деловых связей.
6. Необходимый ассортимент продукции (позиционирование продукции по объему продаж и прибыльности). Оптимальное соотношение уровня сервиса и логистических издержек.
7. Интеграция грузоперевозок. Содержание на складах достаточного объема запасов, чтобы комплектовать крупные партии грузов для снабжения магазинов. В этом случае экономия на транспортных расходах может перекрыть рост затрат на создание запасов.
8. Временные потребности. На смену увеличению страховых запасов приходит поставка необходимых товаров «точно в срок».
9. Требования конкуренции. Надежная политика управления запасами важна для приобретения конкурентных преимуществ в обслуживании потребителей, даже при увеличении общих издержек.
Даже при работе компании по конкретному заказу потребителя распределительная система с нулевыми запасами не всегда рентабельна, так как вложения в запасы должны быть соотнесены с другими логистическими издержками.
3. Главные функции запасов:
– географический фактор – предопределяет наличие базовых и транспортных запасов.
– консолидация ресурсов – позволяет транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос (отправка крупных партий товаров по минимальным тарифам).
– балансировка спроса и предложения – обусловлена наличием разрыва во времени между производством и потреблением, сезонностью спроса.
– защита от неопределенности. Страховые (буферные) запасы сглаживают колебания спроса и снабжения.
|
|
4.Политика управления запасами фирмы складывается в результате принятия решений:
– что закупать;
– когда и в каких объемах;
– в каком объеме размещать запасы в магазинах и в распределительных центрах.
Существует возможность управления запасами каждого распределительного склада отдельно, а также централизованное управление запасами на разных складах. Централизованное управление требует большей координации и информационного обеспечения, но повышает возможность маневрирования товарными ресурсами. Децентрализованное управление приближает товар к рынкам, но повышает риски, связанные с содержанием запасов. Руководство торговой компании устанавливает целевой уровень обслуживания потребителя, т. е. определяет характеристики деятельности, достижение которых должны обеспечивать функции запасов.
5. Уровень обслуживания определяется следующими параметрами:
1.Продолжительностью цикла исполнения заказа – временем между подачей магазином заказа и получением им соответствующего товара.
2.Нормой насыщения спроса – по объему или по ассортименту заказа, в целом по всем заказам или в комбинации этих параметров. Норма насыщения спроса по объему характеризует долю общего количества заказанной продукции, которая реально может быть отгружена. Норма насыщения спроса по ассортименту – доля видов продукции, заказ на которые может быть выполнен полностью.
Методы повышения уровня обслуживания:
–наращивание объемов запасов;
–ускорение транспортировки грузов;
–улучшение информационного обеспечения с целью снижения уровня неопределенности;
–использование альтернативных источников и форм снабжения.