Макет и верстка

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необ­ходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах тек­стовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят об­щий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и ма­кеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургских ведомости» тра­диционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает ма­кетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о событии, которое произойдет лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной ко­лонке и заканчивающейся стрелкой в конце материала, или диа­гональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстра­ции (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, мар­керы, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комп­лекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свобод­ные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизон­тальные — единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необхо­димости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонталь­ной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При вер­стке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный (ступенчатый) вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сме­няется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позво­ляет придать динамизм композиции, разнообразить построе­ние полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые матери­алы (особенно для выделения частей публикации) разверсты­вать в виде пирамиды, треугольника, круга и т. д.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (правый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нарас­пашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мель­ница, win вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее цело­стности, обеспечить единство графического стиля, сбалансиро­ванность и пропорциональность в компоновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации при­меняется «раздельная верстка», т. е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журна­листа высокой технической квалификации: ему надо пользовать­ся модемом для передачи информации, часто использовать и настольно-издательские системы.

Редактор лондонской газеты «Observer» Дэвид Рэндолл в своей книге «Универсальный журналист» останавливается на пятнадцати принципах верстки. В кратком виде они сводятся к следующему.

1. Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фото­графии на них разместить.

2. Осознать все проблемы.

3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести в другое место.

4. Определить объем и формат основного текста и фото­графии.

5. Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы дру­гие иллюстрации забивали ее.

6. Снимки надо помещать посреди текста.

7. Заголовок основной статьи должен быть на 40 процен­тов крупнее других заголовков полосы.

8. Следует группировать сходные по содержанию неболь­шие материалы вместе.

9. Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на мно­жество мелких заметок.

10. Важно, чтобы между статьями, расположенными вер­тикально и горизонтально, было напряжение, контраст.

11. Не следует располагать статьи с заголовками одина­ковой ширины друг над другом.

12. Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

13. Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

14. Выделить все — значит не выделить ничего.

15. Все время важно изучать другие газеты [5]. Верстка — это не только способ расположения матери­алов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера и, в соот­ветствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас — редакционный оператор верстки, если редакция имеет собственное компью­терное оборудование.

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая кон­струкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выра­жения всех содержательных элементов газеты, то есть такие по­стоянные составляющие, как формат полосы, количество коло­нок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение мате­риалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип изда­ния, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы — вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и тек­стовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: