Печатный процесс

Более пяти веков самым распространенным способом была высокая печать, но сейчас на смену ей пришли глубокая печать и офсет — самый распространенный вид плоской печати.

В основе высокой печати лежит литогравюра и обрез­ная гравировка. Литеры или стереотипы и клише возвыша­ются над поверхностью, и поэтому принимают с валков крас­ку, которую затем передают на бумагу. Высокая печать по­зволяет получить четкое, ясное изображение; набор произво­дится на машине, и есть возможность легко вносить необхо­димые правки и добавления. Все это делает высокую печать весьма привлекательной при печати значительных объемов текстового материала. Новейшие достижения в области вы­сокой печати позволяют использовать электросканирование для изготовления клише и фотонабор, который пришли на смену металлическим литерам.

В глубокой печати используется принцип гравировки, т. е. рабочая поверхность расположена ниже нерабочей, как в гра­вировке и травлении. Краска заполняет эти впадины и затем переходит на бумагу, что дает в результате глубину цвета и по­зволяет добиться разнообразных полутонов.

Литография — это плоскопечатный процесс, т. е. повер­хность матрицы плоская. Рабочие поверхности обрабатываются таким образом, что на них задерживается краска, а с нерабочих поверхностей краска уходит. Литография основана на принци­пе несмешиваемости масла и воды. Границы изображения в литографии рельефно не обозначены, и готовая продукция име­ет характерную мягкость и несколько ограниченные полутона.

Глубокая печать и литография особенно хорошо подходят для цветной печати (но выгодны только при больших тиражах).

Трафаретная печать — это тип печати по шаблону (трафа­рету). Раньше его называли шелкографией. Этот термин больше не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Краска продавливается через от­верстия в них. Это позволяет использовать множество различ­ных красок. Трафаретная печать широко применяется для изго­товления плакатов, печати на металле и других материалах, а также при раскраске тканей и изготовлении обоев.

Большое значение для качества продукции имеет правиль­ный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Для некоторых видов изданий больше подойдет бумага грубая или шероховатая, чем мелованная. Раз­мер бумаги определен стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко извест­ны применяемые с 1928 г. «Международные форматы бумаги» — форматы «А» (принцип формата — постоянное отношение сто­роны квадрата к его диагонали, равное 0,714— 1: 1,4). Листы бумаги нулевого формата АО (840x1189 мм) и формата А1 (594x840 мм, или половина формата АО) в газетной практике не используются. Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Известия», «Труд». Формат A3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет, в формате А4 выходят мно­гие таблоиды и издания предприятий. Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 (420x594 мм) равна площади двух страниц формата A3 (297x420 мм) или площади четырех страниц формата А4 (210x297 мм). По формату можно сразу же определить и объем газеты: если 4 страницы формата А2 — это два печатных листа, то 4 страницы газеты формата A3 — один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади сверстанных материалов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными по­лосами. Оптимальный размер полосы — 4/5 площади газетной страницы [7].

Современные газетные печатные машины (агрегаты) по­зволяют получать различные варианты газет по объему, форма­ту (А2 и A3), красочности с двух сторон листа. На выходе с по­мощью фальцаппарата с подборкой можно получить тетради, имеющие объем кратный 16 страницам (с одного рулона — 16 по­лос, с двух — 32, с трех рулонов — 48, с шести — 96 полос).

Экспедиционное оборудование — завершающая часть тех­нологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упако­вывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предва­рительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и прило­жений) используются накопители в форме сменных барабанов.

К примеру, воскресное издание «Sunday New York Times» состоит из 12 тетрадей (308 полос) большого и одной (24 тетра­ди) таблоидного формата, девяти вкладок, двух приложений. Толщина газеты 5 сантиметров, а масса — два килограмма. Ти­раж газеты (2 млн. экз.) печатается в Эдисоне (штат Нью-Джер­си), вывозится из типографии частями (лотами), имеющими раз­ный тираж в зависимости от зоны распространения. Доставкой заняты 33 оптовых предприятия и примерно 5 тыс. разносчиков. Лот 1 включает тетрадь «Искусство и досуг», а также приложе­ние; лот 2 — тетрадь «Недвижимость» и региональное приложение «Еженедельник»; лот 3 —тетради «Финансы», «Моды», «За­нятость»; лот 4 — основные тетради и часть тетради «Спорт». Отделы доставки и газетные киоски получают 1,2 и 3 лоты, под­писчики — лоты 1 и 2 — в субботние дни, а лоты 3 и 4 — в вос­кресные до 8 часов вечера.

О масштабе производства можно судить по следующим данным: обычный запас печатной бумаги (48,8 грамм на кв. метр) составляет 20,4 тыс. тонн (17 тыс. рулонов) и рассчитан на 4-6 ра­бочих смен типографии. Разгрузочная рампа у типографии вме­щает 18 железнодорожных вагонов, а участок промежуточного хранения тетрадей занимает площадь около 7 тыс. кв. метров [8].

В целях расширения рынка сбыта общенациональные га­зеты печатают несколько региональных выпусков (изданий). Так, у крупнейшей ежедневной газеты Японии «Yomiuri Shinbun» -пять региональных изданий, общий тираж которых составляет 14,3 млн. экз. Несколько меньше(13,1 млн. — поданным 1993 г.) тираж пяти изданий «Asahi Shimbun». А в японских газетных типографиях очень высок уровень автоматизации производства. Типография Zama (близ Иокогамы), где печатается «Asahi Shinbun» (причем две трети тиража — в четыре краски!) получа­ет изображение полос по каналу факсимильной связи из цент­ральной редакции (Токио), оснащенной системой верстки полос. В типографии все автоматизировано: управление производством, контроль качества печати, подготовка бумажных рулонов, от­браковка газет. В экспедиции установлена система, накаплива­ющая информацию об упаковке и отгрузке тиража.

В США, Японии, Западной Европе региональным газетам придают большое значение. Объем их примерно 24-28 полос. Крупные региональные издания имеют 2-3 выпуска: основной -утренний, а дневной и вечерний содержат лишь несколько новых сообщений и свежую рекламную информацию (кстати, реклама занимает 50-70% объема газеты). Показательным примером ре­гиональной ежедневной газеты может служить бельгийская «La Meuse». Региональные редакции этой газеты находятся в Брюссе­ле, Шарлеруа и Льеже, а производственный отдел—в городе Мез. Редакторы обрабатывают почти 160 типовых макетов полос, для различных манипуляций с редакционными материалами ис­пользуются локальные сети, которые объединены на выходе целых полос. Всего печатается шесть изданий газеты «La Meuse»: вечерний и утренний выпуски для г. Льежа, а также региональные выпуски для городов Арло, Вервье, Намюр и Юи. Первый вечерний выпуск выходит для Льежа, после замены 10 полос готов и утренний выпуск. В каждом региональном из­дании публикуется 2-6 полос местной спортивной информации, 7 —других местных новостей. Газеты печатаются, в основном, ночью. Днем печатные машины работают для газетных вкла­док и журналов. По аналогичной схеме издаются газеты в Гер­мании, Франции, Италии и других стран.

Совершенствование допечатных процессов идет на фоне раз­вития средств массовой коммуникации и современных систем связи от внутрифирменных до трансконтинентальных для передачи га­зетных материалов и полос. Как правило, материалы из регионов поступают по каналам связи (частично через спутник связи) в ре­дакции газет, располагаемых обычно в деловой части города. А полностью сформированные изображения полос передаются по факсимильной связи (по стекловолоконному кабелю) в пригород, где обычно создаются современные чисто типографские произ­водства. Здесь производится экспонирование печатных форм и их обработка на автоматизированных и полуавтоматических лини­ях. Объем и структура газет определяется возможностями печат­ного оборудования, установленного в типографии.

Во многих типографиях России вот уже три десятилетия продолжают работать машины высокой печати. Конечно, на них нельзя печатать, к примеру, цветные иллюстрации. Такую возможность имеют, однако, приобретенные в девяностых го­дах офсетные машины, установленные в типографиях «Извес­тий», «Литературной газеты», «Молодой гвардии», «Прессы». Примером перемен в российской практике можно назвать га­зетный комплекс в Санкт-Петербурге, который строился все девяностые годы. Это единственное крупное полиграфическое предприятие города, на котором печатаются практически все местные и центральные газеты как для города, так и для всего Северо-Запада России: свыше ста наименований изданий раз­ной тиражности. В 1993 г. от крупнейшего, принадлежавшего в свое время ЦК КПСС, издательства «Лениздат» отделилось полиграфическое производство, специализирующееся на выпус­ке газет — Санкт-Петербургский газетный комплекс. Он имел две типографии — на набережной реки Фонтанки, 59 и Херсон­ской улице. Периодические издания выпускались в них спосо­бом высокой печати, применялся горячий набор, работала цин­кография. В том же году Комплексу был передан полиграфи­ческий объект, который возводился на Ленинском проспек­те, 139. В 1996 г. все газеты в были переведены на офсет; старую площадку на Херсонской закрыли и демонтировали, на Фон­танке оборудование законсервировали. Горячий набор и высо­кая печать ушли в прошлое!

Редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», «Вечернего Петербурга», «Невского времени», других газет, размещенные по различным адресам центра города, передают сверстанные номе­ра в Газетный комплекс по волоконно-оптическим линиям свя­зи — кабелям со стеклянными (кварцевыми) жилами, проложен­ными в Санкт-Петербургском метрополитене и по трассам радио­трансляции. Есть в линиях несколько точек, к которым редакции подключаются и передают любую информацию со скоростью до тысячи килобитов в секунду: и текст, и фотографию, и видео, и музыку. Цифровой сигнал информации преобразуется в световой, передается по световодам, затем вновь преобразуется в цифровой и в таком виде воспринимается компьютером. Потом файлы с га­зетными полосами просматриваются специальным устройством и выводятся на фотонаборный автомат...

Волоконно-оптическая связь в 2-3 раза дороже, но каче­ство изображения значительно выше, чем при передаче по фо­тотелеграфу или через искусственный спутник Земли (ИСЗ). До середины 1996 г. Санкт-Петербургский газетный комплекс при­нимал оригинал-макеты центральных газет из Москвы по фо­тотелеграфу, теперь по каналу ИСЗ, а местные газеты, в част­ности, «Санкт-Петербургские ведомости» — по световодам. Об этом можно уже догадаться, сравнив «Ведомости» и, допустим, «Российскую газету». У первого издания —высокая насыщенность печати, четкость и контрастность иллюстраций, у второй — та­ких достоинств нет. Между Москвой и Санкт-Петербургом в 1994г. тоже был проложен кабель волоконно-оптической связи. И возможно скоро усилиями журналистов он заработает в пол­ную силу, а дополнительные затраты редакций обернутся высо­ким полиграфическим качеством изданий. Заметим, что волокон­но-оптические линии связи пройдут под водой через акваторию Северного Ледовитого Океана, Черного моря; трансатлантичес­кие и транстихоокеанские, они свяжут Россию с Америкой, Авст­ралией и Африкой [9]. Эффективен и такой метод децентрализа­ции выпуска издания, как передача номера по сети Интернет, ког­да, к примеру, матрицу очередного номера «Известий» уже не тре­буется отправлять самолетом в крупные города за тысячи кило­метров от Москвы, и Хабаровск может отпечатать тираж цент­ральной газеты одновременно со столичной типографией.

Весьма перспективно такое направление развития печат­ной технологии, как цифровая печать, когда процесс полигра­фического воспроизведения оригинал-макета управляется ЭВМ и идет без применения печатных форм. Газетная полоса записы­вается в формате Post Script, преобразовывается с помощью про­цессора растрового изображения RIP в биткарту, которая через контроллер управляет устройством для переноса краски на запе­чатываемый материал. Эта технология по сравнению с традици­онным офсетом обладает немалыми преимуществами:

— печать с компьютером делает ненужными изготовле­ние формных пластин и процесс вывода фотоформ;

- высокая скорость (тысяча полнокрасочных или 4000 однокрасочных оттисков формата A3);

— безупречное качество цветного изображения;

- можно сразу же получать сухие оттиски;

— перед самой печатью можно изменять текст, вносить в него поправки [10]. Первая в России цифровая офсетная маши­на Indigo E-Print 1000 была установлена в июне 1996 г. в редак-ционно-издательском центре «Федоров» МНТК «Микрохирур­гия глаза».

Западные исследователи сулят газетам заманчивое буду­щее. Газеты будут печататься в локальных центрах, к примеру, в супермаркетах, в метро, на железнодорожных станциях — там, где установят цифровые печатные устройства, разработанные в Бельгии и Израиле. Внешне устройства напоминают большие ксероксы. Страницы газеты набираются на компьютере и отправ­ляются в цифровой распределительный центр. Затем посредством цифровых телекоммуникаций они передаются на каждое из та­ких печатных устройств, способных отпечатать нужное потре­бителям количество экземпляров. Отдельный экземпляр можно получить в любой момент одним нажатием кнопки. То, что вы­пущено и попадает к читателям в Москве, может быть всего че­рез несколько минут выпущено и доставлено читателям во Вла­дивостоке, в восьми часовых поясах от Москвы.

Второй вариант «бумажной газеты» — это некое подобие цифрового печатного устройства, которое можно будет под­ключить в будущем к персональному компьютеру, что позво­лит читателю получить издание в виде электронной информа­ции, и затем решать, прочесть ее на экране или на бумаге, как обычную газету [11].

Еще одно направление — использование Интернет, спо­собного соединять компьютеры по всему миру. Используя Web, или «Паутину», читатель видит на экране страницы заголов­ков и может перейти на заинтересовавшую его статью одним нажатием соответствующей клавиши. Электронные газеты бу­дут в состоянии почти до бесконечности увеличивать объем освещения информации путем подключения библиотек компь­ютерных «вырезок» и открытия доступа к невероятному объе­му дополнительного материала, содержащегося на других ком­пьютерах. Ведется работа по созданию «личностных» газет: разрабатывается способ, каким читатель может сообщить о своих предпочтениях компьютеру, который отберет нужную информацию и представит ее в форме газеты. Но, как бы ни развивалась компьютерная технология, традиционная бумаж­ная газета не расстанется с массовой аудиторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: