Законченная выпускной квалификационной работа подписывается студентом-выпускником и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения выпускной квалификационной работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой.
В своем отзыве научный руководитель характеризует выпускную квалификационную работу.
Зав. кафедрой на основании этого отзыва (рецензии) принимает решение о допуске студента-выпускника к защите, делая соответствующую запись на титульном листе выпускной квалификационной работы.
Если же зав. кафедрой считает невозможным допустить студента-выпускника к защите выпускной квалификационной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента-выпускника.
Выпускная квалификационная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть также направлена на рецензию.
Отзыв специалиста организации, в которой выполнена выпускная квалификационная работа, приравнивается к внешней рецензии.
|
|
Выпускная квалификационная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом научного руководителя и рецензента направляется в ГАК для защиты. По желанию студента-выпускника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной выпускной квалификационной работы, например, документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости выпускной квалификационной работы.
Подготовив выпускную квалификационную работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию — схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал — для использования во время защиты в ГАК. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.
Перед защитой выпускной квалификационной работы в ГАК выпускающая кафедра проводит предварительную защиту всех выпускных квалификационных работ кафедры на расширенном заседании.
Предварительная защита проводится не позднее чем за месяц до защиты в ГАК. Замечания и дополнения к выпускной квалификационной работе, высказанные на предзащите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в ГАК.
2. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии вуза
Студент-выпускник допускается к защите квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.
|
|
Процедура защиты квалификационных (дипломных) работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.
В соответствии с этим Положением к защите квалификационной (дипломной) работы допускаются студенты-выпускники, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом.
Сдача итоговых экзаменов и защита квалификационных (дипломных) работ (проектов) проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Кроме членов комиссии на защите должен присутствовать научный руководитель квалификационной (дипломной) работы и, по возможности, рецензент. Перед началом защиты членам ГАК секретарем Государственной аттестационной комиссии дается краткая информация из личного дела студента-выпускника.
Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента-выпускника по теме квалификационной (дипломной) работы. Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государственной аттестационной комиссии. Для доклада основных положений квалификационной (дипломной) работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту-выпускнику предоставляется 10—15 минут, что соответствует 4—4,5 страницам обычного текста до размера шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание квалификационной (дипломной) работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Студент-выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. В процессе доклада необходимо использовать компьютерную презентацию работы и наглядный графический материал (практическая часть проекта) иллюстрирующий основные положения работы.
После доклада студент-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК.
После ответов студента-выпускника на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления (рецензии) научный руководитель дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.
После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) его отзыв может зачитывать секретарь ГАКа. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.
После выступления рецензента начинается обсуждение квалификационной (дипломной) работы, или дискуссия, В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица.
После окончания обсуждения студенту-выпускнику предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент-выпускник отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ними или давая обоснованные возражения.
При оценке квалификационной (дипломной) работы по конкретному направлению подготовки или специальности ГАК помимо Положения руководствуется методическими рекомендациями соответствующего учебно-методического объединения (УМО) и инструментарием, описанным в Методике создания оценочных средств для итоговой аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рекомендованной письмом Министерства образования Российской Федерации от 16.02.2002 №14-55-353ин/15'.
|
|
Члены ГАК, участвующие в процедуре защиты студентом-выпускником его квалификационной (дипломной) работы, помимо определения способности (готовности) студента-выпускника к будущей профессиональной деятельности на основе публичной защиты результатов квалификационной (дипломной) работы рассматривают также:
• отзыв научного руководителя студента-выпускника по подготовке квалификационной (дипломной) работы;
• отзыв рецензента (рецензий).
Справочно. Отзыв научного руководителя — это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание уделяется оценке научным руководителем соответствия студента-выпускника требованиям, указанным в соответствующем государственном стандарте, а также оценке его личностных характеристик, как то: самостоятельность, ответственность, умение организовать свой труд и т.п.
Рецензент, как правило, сосредотачивает внимание на качестве выполненной работы и дает ее объективную оценку на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Отзыв рецензента, как правило, должен содержать подтверждение актуальности, научной новизны и практической значимости исследования, научно-практический профессионализм выполнения, достоинства (недостатки) работы, соответствие ее установленным требованиям. Оценка ставится по пятибалльной шкале.
Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Оценка квалификационной (дипломной) работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада отзывы на квалификационную (дипломную) работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента-выпускника. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
|
|
По результатам итоговой аттестации студентов-выпускников государственная комиссия по защите квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.
Студент-выпускник, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.
Студентам-выпускникам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректоратом может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.
После защиты квалификационная (дипломная) работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы, а также другие раздаточные материалы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.
В том случае, когда защита квалификационной (дипломной) работы признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент-выпускник представить ко вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент-выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.
3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной (дипломной) работы
Какой бы великолепной ни была квалификационная (дипломная) работа, без квалифицированного ее представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.
В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав квалификационной (дипломной) работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты.
Первоначально остановимся на содержании выступления и использовании результатов исследования.
Во-первых, текст выступления должен быть максимально приближен к тексту квалификационной (дипломной) работы, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, которые используются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце каждой из глав.
Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в квалификационной (дипломной) работе. Использование в выступлении данных, не использованных в квалификационной (дипломной) работе, недопустимо.
Структуру текста выступления при защите квалификационной (дипломной) работы можно представить в виде следующей таблицы
Структура выступления
Раздел выступления | Продолжительность (мин.) |
Приветствие членов комиссии. | 0,1 |
Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.) | 2,8 |
Краткое содержание работы (основная идея и выводы по главам) | 0,5-1,5 |
Результаты опытно-экспериментальной работы | 3-5 |
Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) |