Ошибки проектирования

Во втором издании своей книги “Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия” Алан Купер сотоварищи так описывают главную проблему, возникающую при создании систем программного обеспечения [9]:

“В большинстве своем цифровые продукты возникают в процессе разработки – как монстр из булькающей протоплазмы в резервуаре. Разработчики, вместо того чтобы планировать и действовать исходя из нужд тех пользователей, которые приобретут и будут использовать созданные продукты, сплошь и рядом сосредотачиваются на технологии и в результате порождают решения, слабоуправляемые и неудобные в применении. Словно безумные ученые они терпят поражение, потому что не наделяют свои создания человечностью…

Так в чем же реальная проблема? Почему индустрия технологий оказывается в целом недееспособной, когда требуется продумать интерактивную составляющую цифровых продуктов? Тому есть три основных причины: отсутствие представления о пользователях, конфликт между потребностями людей и приоритетами разработки, а также отсутствие процесса, позволяющего понимать потребности человека и помогающего в разработке удобной формы и качественного поведения продукта”.

Сложившаяся практика проектирования такова, что мы получаем четкое представление бизнес-процессах предприятия для которого создается программное обеспечение. Соответственно мы имеем смутное представление о работе, которую делают будущие пользователи системы, и о некоторых основных часто выполняемых задачах. Но мы практически не получаем сведений о том, как они в действительности будут применять продукт, который мы создаем, почему они занимаются той деятельностью, в которой им может помочь наш продукт, почему они могут отдать предпочтение именно нашему продукту, а не продукту конкурента, и как нам добиться этого.

Продукты, при проектировании и создании которых преследовались только цели бизнеса, ожидает провал; личные цели пользователей требуют своей доли внимания. Учет личных целей пользователей при проектировании продукта позволяет гораздо более эффективно достигать целей бизнеса. Цели – не то же самое, что задачи или деятельность. Цель – это предвосхищение конечного состояния, тогда как задачи и деятельность являются лишь промежуточными этапами (на различных уровнях организации), необходимыми для достижения целей.

Программы, дающие пользователям возможность решать стоящие перед ними задачи, но не обращающие внимания на цели, редко позволяют выполнять работу действительно эффективно. Если перед пользователем поставлена задача ввести в базу данных 5000 имен и адресов, самое идеальное приложение для ввода данных не даст ему ничего близко похожего на то удовлетворение, которое принесет инструмент, автоматически извлекающий имена из системы хранения счетов.

Строя проектирование исключительно на основе анализа деятельности и задач, мы рискуем попасть в ловушку устаревших технологий или применить модель, соответствующую целям корпорации, но не отвечающую целям пользователей. Взгляд через призму целей позволяет пользоваться преимуществами современной технологии для исключения лишних задач и радикального упорядочения структуры деятельности. Понимание целей пользователя помогает проектировщикам избавляться от деятельности и задач, которые технология способна выполнять за человека.

Необходимо использовать такие методы проектирования, которые сочетают:

• понимание желаний, потребностей, мотивации пользователей и контекста, в котором эти пользователи находятся;

• понимание возможностей, требований и ограничений бизнеса, технологии и предметной области;

• использование этих знаний в качестве основы всех планов по созданию продуктов, форма, содержание и поведение которых делают их полезными, удобными и желанными, а также экономически жизнеспособными и технически осуществимыми.

Если проектирование осуществляется подходящими методами, оно способно восстановить отсутствующую связь человека с технологическими продуктами. Очевидно, однако, что большинство существующих подходов к проектированию цифровых продуктов не дают обещанного эффекта.

Создание качественных продуктов требует исследований пользовательской аудитории, однако суть этих исследований для многих организаций по-прежнему остается загадкой. Проблема возникает непосредственно после анализа результатов: большинство традиционных подходов ничего не говорят о том, как преобразовать результаты исследований в проектные решения. Сотню страниц с результатами анкетирования пользователей не так-то легко превратить в набор требований к продукту, а извлечь из них понимание того, как требования к продукту должны быть выражены в терминах ясной и осмысленной инфраструктуры интерфейса, – еще сложнее. Проектирование остается черным ящиком: «А вот здесь происходит чудо». Эта пропасть между результатами исследований и конечными проектными решениями есть порождение процесса, неспособного протянуть связи от пользователя к тому, чем продукт становится в финале. Эта проблема преодолевается при помощи целеориентированного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: