Философия и ее взаимосвязь с социологией, психологией, ювенологией при изучении проблем молодежи

По логике в этой работе философская проблематика, связанная с изучением молодежи, должна была бы стоять на первом месте среди других наук. Однако, сегодня исследование молодежи в психологии, социологии, ювенологии дают материал для философии переосмыслить свои позиции и ориентиры, и в первую очередь, позицию понимания смысла жизни, ценностей личностного роста молодого человека.

Несмотря на то, что понятие жизни являются определяющими в жизни любого человека от 14 до 30 лет, данное понятие становится фундаментальным атрибутом субъекта жизни.

Для молодого человека наиболее остро проблема смысла жизни, вернее, его приобретение предполагает в качестве необходимого условия свободу как форму самоопределения, самодетерминации.

Именно в этом возрасте от 14 до 30 лет определяется императивность смысла жизни. Т.е. соотношение генерального личного функционирования с всеобщей объективной истинностью и социальной значимостью. Так как возраст молодости - это возраст формирования полноты собственного бытия.

Особо остро в возрасте 14 - 30 лет стоит проблема и самоценности личности, которая в философском осмыслении сводится к ее несводимости на роль средства. Поэтому для этого возраста особую значимость в личной самореализации приобретает проблема формы и содержания идеала, в котором воплощается смысл жизни.

В своей работе «О смысле жизни» М.М. Рубинштейн, рассматривая вопрос личностного становления молодого поколения, писал: «Весь ход жизни молодого человека и все усилия личности должны быть овеяны ароматом сверхличностно обоснованной надежды - подкрашенной не только верой в себя, но и силами сверхличного порядка».

Наряду с гуманистической психологией, уходя из области абстрагированных рассуждений, современная философия занимается разработкой философской теорией личности. Рассматривая позицию личностного становления и самоопределения, возраст юности, философская теория личности показывает, что для молодого поколения важнейшей является проблема самосознания себя как объективной социальной определенности, обращенной к своему образу (способу) жизни. Именно на данной предпосылке строится теория позитивного социального конструирования в гуманистической психологии. Поэтому современная философия, разрабатывая проблему личностного включения молодого поколения в социальную систему, проблему понимания места личности в системе отношений того или иного общества, основывается на анализе того, как молодой человек включается в целостную систему данного общества. Поэтому в основу философского анализа закладывается сопоставление специфики структуры личности молодого человека и основных видов общественных отношений - экономических, политических, социокультурных, правовых, нравственных и различных духовных связей, обусловленных, прежде всего, философией, религией, эстетическими вкусами, искусством, социальными нормами.

В этой связи, с позиции философского самоопределения молодого поколения ключевым становится и философское обоснование «образа жизни» и «системы ценностей». Для возраста юности «образ жизни» и «система ценностей» - это посредствующие звенья, которые соединяют молодого человека с обществом и поэтому оказываются главными механизмами его включения в систему глобальных общечеловеческих и общественных отношений.

Ориентируясь на систему общечеловеческих ценностей, современная философия, исследуя молодежные проблемы, показывает, что формирование социальной культуры молодого поколения в условиях зачастую хаотичного, противоречивого развития являются мерой собственно человеческого развития» (В.М. Менсуев), так именно молодое поколение создает сегодня культурные нормы и образы будущего тысячелетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: