Инволюция идеи судьбы в христианстве

Идеологическое господство христианской мифологии и богословия обрезало поле значений;судьбы;, сведя их к минимуму, точнее, к одному-единственному, являющемуся следствием монотеизма. Если язычество как многобожие исходило из многозначности;судьбы;, понимавшаяся и как необходимость, и как случайность, и как то, что предопределено, и стоявшая даже над богами, то христианство принципиально ограничило понятие судьбы: оно заменяет его;понятием божественного предвидения; [3], оно;противопоставило идее С. веру в осмысленное действие;провидения;; [1]. Ф. Ницше, непримиримый критик оного, замечает:;Что означает;нравственный миропорядок;? Что воля божия раз и навсегда предписывает человеку, что ему делать и чего не делать. Что ценность народа и отдельного человека измеряется степенью послушания их богу. Что в судьбах целого народа и отдельного человека во всем царит воля бога, который карает и вознаграждает по мере послушания ему; [7].

3.3. Судьба России и русская;судьба;

Со времени появления в свет в начале века одноименной книги Н.А. Бердяева, а то и раньше, стало привычным выражение;судьба России;. И, видимо, это не просто словосочетание,- в него вкладывается некий глубинный смысл, близкий каждому из нас, а само слово;судьба;, скорее, понимается как;судьбоносность;, а именно: судьбоносность России для мировых судеб, судеб человечества, взятых в глобальном масштабе.

В силу этого и становится необходимым исследовать значения самого слова;судьба; - для того, чтобы разобраться в тех этимологических линиях и изломах, которые исторически напластовались, в частности, вокруг словосочетания;судьба России;. Это поможет нам понять если не всю трагичность ее, то в значительной мере сердцевинное в ней, воплощающееся в феномене, который раскрывается перед нами, сынами России, как извечная обеспокоенность ее судьбою, к смыслу которой мы постоянно возвращаемся, рядим да судим. Видимо, нет у других народов такого этимологического напряжения, которое мы встречаем в связке;суд-судьба;, выраженной на русском языке; может быть, поэтому другие делают свою судьбу, а мы о ней судим и ее судим. Не случайно многие русские писатели и мыслители с искренней болью обращаются к судьбе России, пытаясь не только ее судить, но и обустроить, хотя бы в мыслях, в духе своем, понять ее неизбывную тайну, извечную загадку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: