Автоматизация проектирования шпиндельного узла дает возможность ускорить расчетно-конструкторские работы и повысить их качество. Одна из систем автоматизированного проектирования, разработанная Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков [ 34, 50], состоит из подсистем проектировочного расчета шпиндельного узла, проверочных расчетов и графического отображения. В результате конструктор получает не только основные формы и размеры узла, но и ряд рабочих характеристик: быстроходность, статическую жесткость, частоту собственных колебаний, потери на трение в опорах, биение оси шпинделя и др.
Возможны разные способы проектирования шпиндельного узла. Один из них состоит в том, что на ЭВМ определяют основные формы, размеры и рабочие характеристики нескольких вариантов шпиндельного узла, по желанию конструктора корректируют размеры, производят повторный расчет и выбирают наилучший вариант. Другой способ включает эскизное проектирование узла конструктором, корректировку некоторых размеров в результате расчета на ЭВМ, определение рабочих характеристик. Третий способ проектирования предполагает разработку конструктором эскизов нескольких вариантов узла, расчет их на ЭВМ и выбор наилучшего.
|
|
Рассмотрим элементы версии системы на базе ЭВМ СМ-4 в режиме диалога с выводом основных размеров и рабочих характеристик на дисплей или печать. Шпиндельный узел условно делят на подузлы: передний конец шпинделя; передняя опора; межопорный участок; задняя опора; привод вращения.
Исходными данными являются: код переднего конца шпиндели; его номер; код передней опоры; код смазочной системы; максимальная частота вращения шпинделя; код запаса по частоте вращения; толщина стенки шпинделя под передней опорой; код задней опоры; число ступеней диаметра на межопорном участке шпинделя; толщина стенки шпинделя под задней опорой; код привода.
Код переднего конца шпинделя в виде двузначного числа характеризует его тип (рис. 6.21), а номер зависит от размера переднего конца по стандарту. Если в таблице кодов и номеров нет соответствующих данных, в ЭВМ вводят размеры, показанные на рис. 6.21. Код опоры вводится конструктором в зависимости от выбранного им типа опоры. Область поиска оптимального межопорного расстояния задается с помощью двух коэффициентов. Один из них представляет собой отношение минимального межопорного расстояния к вылету шпинделя (консоли). Его принимают равным 2,5. Другой коэффициент — это отношение наибольшего межопорного расстояния к диаметру передней шейки. Его берут равным 4...6.
|
|
При автоматизированном проектировании отдельными программами формируются передний конец, передняя опора, межопорный участок, задняя опора, приводной элемент (рис, 6.22), Программы формирования переднего конца, передней и задней опор по заданным кодам осуществляют запросы в соответствующие автоматизированные справочники (рис. 6.23). С целью получить наибольшую жесткость диаметр передней опоры выбирается максимально возможным. Затем диаметры опор проверяют по параметру быстроходности. Расчетный диаметр межопорной части принимается равным половине суммы диаметров передней и задней опор.
Для последующего расчета автоматически формируются три расчетные схемы шпиндельного узла с различным приложением нагрузки от приводного элемента. В наиболее общем случае шпиндель представляется как балка на,четырех точечных опорах (рис. 6.24). Производятся оптимизация межопорного расстояния и положения приводного элемента, а также расчет узла на жесткость. Исходя из передаваемой мощности, частоты вращения ведущего шкива, частоты вращения шпинделя, производится расчет ременной передачи. Если требуется скорректировать размеры спроектированного узла и на экране появляется вопрос "Какие размеры шпинделя менять?", необходимо ввести одну из команд DP, DS, DZ, G0, LF, LZ, LI, L2, L4, L8, L9, смысл которых понятенпорис.6.24. Все программы, образующие систему, могут работать не только в системе, но и автономно.