Современная концепция развития фирмы и ее ��ы-
ночного поведения получила название стратегического
управления (strategic management), основной функцией
которого является не только четко структурированное,
формализованное стратегическое планирование, но и ор-
ганизация системы управления фирмой и механизма взаи-
модействия ее отдельных звеньев. При этом необходимо
обеспечить как разработку долгосрочной стратегии конку-
рентной борьбы, так и создание инструментов организации
и управления для преобразования этой стратегии в теку-
щие производственно-хозяйственные планы, подлежащие
конкретной реализации.
Концепция стратегического управления оказалась вос-
требованной спецификой хода экономического развития.
Традиционный рационалистический подход предусматри-
вал изначальную заданность и последующую неизменность
целей и задач фирмы, их стабильность и обязательность ис-
полнения в течение определенного периода. Согласно тако-
му подходу главным критерием успеха фирмы был непре-
|
|
рывный рост производства, а основные резервы имели
внутрипроизводственный характер. Это превращало фир-
му в закрытую систему, а в итоге привело к кризису управ-
ляемости хозяйственных систем и существенно ограничило
возможности их развития.
Стратегический менеджмент как актуальная парадиг-
ма управления рассматривает фирму в качестве открытой
системы и предполагает поиск резервов повышения кон-
курентоспособности не только и не столько внутри фир-
мы, сколько вне ее, т.е. экономический успех связывается
с успешностью адаптации фирмы к динамичному измене-
9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.
ппю экономической, социальной, правовой, политической,
иаучно-технической внешней среды.
Для того чтобы успешно противостоять окружающей
среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме
должны соответствовать сложности и быстроте изменений,
11|)оисходяш;их в этой среде. Иначе говоря, организацион-
ный механизм должен приспосабливаться к выявлению
новых проблем и выработке новых решений в большей
степени, чем к контролю за выполнением уже принятых,
а маневр в распределении ресурсов — цениться выше, чем
пунктуальность в их расходовании (потреблении).
Большинство вышеуказанных проблем на данном этапе
экономического развития не может быть успешно решено
без эффективного использования логистических систем
и технологий. Именно логистика обеспечивает такую си-
стемную организацию связей фирмы с субъектами внеш-
ней среды и ее внутренней структуры, которая способна
|
|
адекватно, мобильно и эффективно реагировать на измене-
ния внешней среды с одновременной внутренней реорга-
низацией ресурсного потенциала фирмы в ее действенный
конкурентный потенциал. Последний — залог устойчивого,
долговременного конкурентного развития фирмы.
Организация корпоративной логистической системы
имеет определенную иерархическую структуру (рис. 9.1).
На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия
и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых по-
следовательно формулируются логистическая миссия —
стратегия — технология — бизнес-процесс и т.д. Корпо-
ративная стратегия в зависимости от функциональной
специализации подразделяется на маркетинговую, произ-
водственную, финансовую и кадровую.
Супіествует несколько классов корпоративных страте-
гий: стратегии роста, стратегии «выжидания», стратегии
«отхода» и др. Если компания стремится к долгосрочно-
му присутствию на рынке, то она, как правило, использует
стратегию роста, например концентрированного роста (рас-
ширение ассортимента товаров и/или услуг и расширение
географии продаж), интегрированного роста (кооперация
и интеграция с партнерами по бизнесу, создание холдингов,
союзов, альянсов и пр.), стратегию диверсификации и т.п.
Логистическая миссия основывается, с одной стороны,
на миссии фирмы, а с другой — на руководящем подходе
к логистике — логистической концепции, которую фирма
Логистическая (функциональная) стратегия
Логистические технологии
Базовые логистические системы, подсистемы, модули
Логистические бизнес-процессы
Логистические функции
Логистические операции
Рис. 9.1. Иерархия логистической системы фирмы
|
|
|
|
9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.
пыбирает исходя из своих стратегических целей и состоя-
ния бизнеса. Наиболее современной и бурно прогресси-
рующей является в настоящее время концепция интегри-
рованной логистики, применяемая многими передовыми
компаниями мира.
Из числа других логистических концепций можно ука-
ta rb, например, на маркетинговую, информационную, кон-
цепции логистики добавленной стоимости, логистики в ре-
альном времени и т.д.
Назначение логистической стратегии — поддержка кор-
поративной стратегии компании при управлении основны-
ми и сопутствующими потоками с оптимальными затратами
ресурсов. Среди основных логистических стратегий фирмы
можно указать, например, стратегию минимизации общих
;штрат на логистику, стратегию минимизации инвестиций
в логистическую инфраструктуру и стратегию максимиза-
ции уровня качества логистического сервиса при ограни-
чениях на бюджет логистики. Выбираемая логистическая
стратегия должна, с одной стороны, соответствовать кор-
поративной стратегии, с другой — основываться на опреде-
ленной концепции логистики. Например, если компания
применяет корпоративную стратегию концентрированного
роста за счет расширения географии рынков сбыта, то в ка-
честве логистической стратегии может быть выбрана, напри-
мер, стратегия минимизации инвестиций в логистическую
инфраструктуру с децентрализацией распределения товар-
|
|
ных потоков и логистического менеджмента. Основные на-
правления такой стратегии — использование логистических
посредников в дистрибьюции, создание сети региональных
распределительных центров, децентрализованное управле-
ние логистикой в выделенных регионах продаж и создание
распределенной информационной системы, поддерживаю-
щей логистику.
Если фирма использует, например, маркетинговую стра-
тегию минимизации цены товаров на конкретном сегменте
рынка, то естественным выбором для компании будет стра-
тегия минимизации общих логистических издержек.
Многие ведущие мировые компании делают акцент
на стратегической логистике, которая находится за предела-
ми собственно деловой структуры, что позволяет охватить
поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая ло-
гистика определяется как использование логистической ком-
петентности и многоканальных партнерских отношений для
Глава 9. Логистический менеджмент
достижения конкурентных преимуществ. Не просто устано-
вить и поддерживать межорганизационные логистические
союзы, которые представляют собой границы ЛС. Фирма,
обладающая стратегической компетенцией, сначала поруча-
ет выполнение логистических обязанностей контрагентам,
а затем выполняет собственные действия с большей точно-
стью. Эффективная стратегическая логистика требует объ-
единения действий компаний с ключевыми поставщиками
товаров и услуг в масштабе всей отрасли.
Когда логистика поднялась на уровень стратегии корпо-
рации, интегральные логистические менеджеры стали тра-
тить меньше времени на внутренние операции и отдавать
предпочтение общению с поставщиками, заказчиками и ло-
гистическими посредниками.
Компании, которые обладают высоким уровнем.Логи-
стической компетентности, используют логистику как кон-
курентоспособное оружие для завоевания и поддержания
«приверженности» покупателей (потребителей). Они более
отзывчивы, гибки и преданы клиентам, больше заботятся
|
|
о результатах, работают ближе к поставщикам, больше ис-
пользуют новые логистические технологии, больше вовле-
чены в стратегическое руководство логистическими альян-
сами.
Фирмы, использующие логистику как основу корпо-
ративной стратегии, многое делают иначе. Во-первых,
они стремятся использовать логистическую компетентность
для получения и удержания конкурентного преимущества.
Во-вторых, ведущие компании стремятся оптимизировать
добавленную стоимость на продукт или услугу, используя
рентабельную систему логистики. И наконец, эти фирмы
используют все средства для достижения цели, формируют
стратегические альянсы с поставщиками, потребителями
и логистическими посредниками. Эти альянсы помогают
фирмам добиться статуса привилегированных поставщиков
продуктов/услуг.
Современная практика менеджмента характеризуется
интенсивным переходом от управления отдельными ло-
гистическими функциями или операциями к управлению
бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами
внедрения концепции интегрированной логистики.
Под логистическим бизнес-процессом понимают взаи-
мосвязанную совокупность операций и функций, трансфор-
мирующих ресурсы компании при управлении товарными
9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.
и сопутствующими потоками в результат, задаваемый ло-
I и(гической стратегией фирмы или потребителем. Этот
|)гзультат обычно определяется ключевыми факторами ло-
Пктики:
— общими затратами;
— логистическими издержками;
~ временем исполнения заказа;
— качеством логистического сервиса;
— продолжительностью логистических циклов;
— производительностью;
— эффективностью инвестиций в логистическую ин-
<|)|)аструктуру.
Наконец, платформу иерархической структуры логи-
стической компании составляют логистические функции
и операции, набор которых является достаточно большим
и индивидуальным (в смысле расстановки приоритетов)
для каждой фирмы. Необходимо подчеркнуть, что любая
выделяемая операция, а тем более функция, должна учи-
I ываться и контролироваться в системе логистического
контроллинга фирмы с позиций затрат, трудоемкости, вре-
мени выполнения и закрепляться за соответствующим пер-
соналом логистического менеджмента компании.
Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отры-
ве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле часто
используют понятие «миссия», определяющее философию
фирмы на рынке продаж.
Таким образом, миссия — фундамент, который опреде-
ляет все дальнейшие стратегические и тактические цели
и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения.
Развитие международной интеграции экономики привело
к тому, что потребители с их набором ожиданий, сформи-
рованных самыми лучшими компаниями в мире, требуют
более высокого качества товаров и услуг по самой низкой
цене, быстрой реакции на их запросы и непосредствен-
ной доступности во время приобретения и использования.
Фирмы все чаще оценивают не только с точки зрения каче-
ства их продукции и сервиса, но и способности поставлять
готовую продукцию вовремя в небольших объемах к непо-
средственному месту потребления.
Потенциал логистики позволяет реализовать целевые
установки фирмы в рамках ее миссии, поскольку он явля-
ется стратегическим фактором в условиях усиления конку-
ренции. В этом плане логистическую миссию трактуют как
Глава 9. Логистический менеджмент
шесть правил логистики: обеспечение нужного продукта
в требуемом количестве заданного качества в нужном месте
в установленное время с оптимальными затратами.
В шести правилах отражены черты логистической мис-
сии организации, ключевыми из которых являются каче-
ство, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логи-
стическую миссию, согласующуюся с общей маркетинговой
и производственной стратегиями. Целью логистики в фир-
ме должна быть координация материальных и сопутствую-
щих потоков как основы для достижения долговременного
успеха в бизнесе.
Логистическая миссия должна обеспечить фирме систе-
му видения высокого качества ее продукции и сервиса, кон-
курентоспособности, интеграции снабженческой, производ-
ственной и маркетинговой деятельности, позиционировать
ее относительно рынка и конкурентов. /
Логистическая стратегия фирмы направлена на опти-
мизацию ресурсов компании при управлении основными
и сопутствующими потоками. Стратегические цели задают-
ся с помощью одного или нескольких ключевых комплекс-
ных показателей эффективности логистики. Логистическая
стратегия может быть построена на основе максимизации
(минимизации) одного или нескольких (многокритериаль-
ная задача оптимизации) ключевых показателей. Логисти-
ческие стратегии построены на основе минимизации/мак-
симизации одного ключевого показателя, например, общих
логистических издержек, чистой прибыли и др. Однако при
этом необходимо ввести ограничения на другие, существен-
ные с точки зрения стратегии фирмы, показатели.
Для стратегии минимизации общих логистических из-
держек таким показателем (системой показателей) будет
качество логистического сервиса. В общем случае, чем
выше требования потребителей к качеству логистического
сервиса, тем выше должны быть логистические издержки,
обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным огра-
ничением, задаваемым корпоративной стратегией, является
ограничение на базовый уровень качества потребительско-
го сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих
логистических издержек может быть трансформирована
в стратегию максимизации отношения: уровень качества
сервиса/общие логистические издержки. Реализация стра-
тегии минимизации общих логистических издержек ослож-
няется слабой формализуемостью параметров качества
9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.. 513
югистического сервиса и субъективной оценкой качества
(срішса со стороны потребителей. Желание учесть боль-
шинство ключевых факторов в логистической стратегии,
іпкчшдно, приводит к необходимости применить методоло-
гию многокритериальной оптимизации. Однако примене-
мис этого подхода до сих пор сдерживается рядом причин,
гиязанных в основном с недостаточной разработанностью
мотодов и информационно-программной поддержки такой
оптимизации, а также с высоким уровнем неопределенно-
(· 1 и в ЛС и стохастическими свойствами ее параметров.
В практической деятельности перед предприниматель-
скими структурами встают три типа целей:
— идеалы: цели, которые не считаются достижимыми,
ио допускают приближение к ним как в плановом периоде,
гак и за его пределами;
— цели: проблемы, решение которых не достижимо
и рамках планового периода, но возможно позднее и при-
ближение к которым предусматривается в рамках данного
периода;
— задачи: цели, достижение которых предусматривается
н рамках планируемого периода.
В соответствии с данной иерархией осуществляется
(})ормулировка общих и частных задач логистики.
1. Концептуальная идея логистики: достижение с наи-
меньшими возможными в данных условиях затратами мак-
симальной приспособленности фирмы к изменяющейся ры-
ночной обстановке, расширение своего рыночного сегмента
и получение преимуществ перед конкурентами.
2. Общая цель логистики: создание эффективной ин-
тегрированной системы функционального менеджмента
материальных, информационных, финансовых, кадровых
и прочих потоков, обеспечивающей высокое качество по-
ставок продукции.
3. Частные задачи логистики:
— обеспечение адекватности материального, информа-
ционного, финансового, кадрового и прочих потоков;
— диспетчирование материального потока и обеспече-
ние непрерывной информации о нем;
— определение стратегии и технологии физического
перемещения товаров;
— разработка алгоритмов управления операциями това-
родвижения;
— стандартизация тары и упаковки;
Глава 9. Логистический менеджмент
— рационализация соотношения производства, склади-
рования и транспортировки;
— оптимизация процесса управления производственны-
ми запасами;
— максимально возможное сокращение времени хране-
ния и транспортировки грузов.
Для успешного выполнения определенных функций
в системе управления этим функциям должна соответство-
вать определенная структура. Следовательно, в управленче-
ской иерархии фирмы надо предусматривать логистические
подразделения, возглавляемые управляюш;им логистикой
или директором по логистике. На эти логистические струк-
туры возлагаются следующие функции контроля и ответ-
ственности: производственные планы и запасы, транспорт
и перевозки, складское хозяйство, продажи, выполнение
заказов, складские операции на региональных складах, ис-
следования в области логистики, совершенствование лбги-
стической системы, снабжение, хозяйственные связи, � ин-
формация.
В настоящее время мы имеем достаточно сложную си-
стему взаимодействия человека, фирмы, общества и при-
роды (рис, 9.2). В нашем случае человек рассматривается
как сотрудник предпринимательской фирмы, главный ком-
понент ее внутренней среды, ведущий агент производствен-
ного процесса; фирма выступает как основное звено рыноч-
ной экономики; природа определяется как нерукотворный
окружающий мир; под обществом понимается вся окружа-
ющая среда фирмы: покупатели ее продукции и поставщи-
ки сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий,
правительства и общественные организации, конкуренты,
банки, биржи и т.д.
Каждая из связей этой системы является предметом
изучения самостоятельной общественно-экономической
дисциплины. Так, связь «природа — фирма» — предмет из-
учения экологии; связь «общество — фирма» отражает вза-
имодействие фирмы с обществом, т.е. управление фирмой
исходя из требований внешних факторов, что составляет
прерогативу маркетинга; связь «человек — фирма» характе-
ризует отношение человека как основного системообразую-
щего фактора фирмы и фирмы как системы, т.е. отражает
управление внутренними факторами, что является сфе-
рой деятельности менеджмента. Маркетинг как генератор
идей стратегического развития фирмы и менеджмент как
9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.
Рис. 92. Система взаимодействия человека, фирмы,
общества и природы
средство обеспечения их реализации представляют собой
две неразрывные стороны единого процесса стратегическо-
го и оперативного управления.
Экология, маркетинг и менеджмент изучают прямые
связи фирмы — основной структуры рыночной экономи-
ки—с человеком, обществом и природой. Одновременно
на характер этих прямых связей существенное влияние
оказывают опосредованные по отношению к фирме связи
человека с обществом и природой, а также общества с при-
родой. Разумеется, практический интерес имеет не все
многообразие этих связей, а их некоторые прагматические
аспекты, которые становятся немаловажными факторами
повышения конкурентоспособности фирмы.
Кроме того, на схеме обозначена особая сфера, являю-
щаяся предметом изучения самостоятельной науки — логи-
стики: совокупность материальных, транспортных, финан-
совых, денежных, трудовых, информационных и прочих
Глава 9. Логистический менеджмент
потоков, посредством которых осуществляется взаимодеи-
ствие между объектами данной системы.
Необходимость поиска новых источников повышения
конкурентоспособности деловых фирм и относительная
исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к рас-
ширению зоны изыскания резервов, их поиску не толь-
ко в подразделениях фирмы (как производственных, так
и непроизводственных), но и за ее пределами. Кроме того,
возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты
производственно-коммерческого процесса, а их совокуп-
ность.
Как известно, потенциал развития фирмы формируют
следующие составляющие:
— производственный потенциал;
— технический потенциал;
— технологический потенциал;
— пространственно-организационный потенциал;
— ресурсный потенциал; [
— кадровый потенциал;
— финансовый потенциал;
— коммуникационный потенциал;
— организационно-управленческий потенциал;
— трансакционный потенциал;
— организационно-хозяйственный потенциал;
— организационно-деловой потенциал.
Речь идет об оптимальном использовании всего потен-
циала фирмы, при этом логистика, наряду с другими вида-
ми функционального менеджмента, участвует в повышении
эффективности использования производственного потен-
циала и непосредственно направляет развитие ресурсного
и трансакционного потенциалов.
Развитие фирмы в целом складывается из ресурсного
и конкурентного развития. Логистика позволяет экономи-
ческим субъектам формировать стратегию эффективной
политики по обеспечению своего конкурентного преиму-
щества исходя не из абстрактной ориентации на рынке,
а на основе ориентации на конкретного потребителя. При
этом логическое мышление включает гораздо более ши-
рокий круг вопросов, чем просто управление физическим
распределением продукции. Для принятия квалифициро-
ванного решения, повышающего конкурентоспособность
фирмы в условиях рыночного противостояния, необхо-
димо на уровне исследования операций, представляющих
9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности.
расчетный базис принимаемого решения, формализовать
иоаможно больший массив информации, адекватно описы-
иающий как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю
(·роду. Достижению этих целей и служит логистика, которая
піаменует собой переход от описательно-эмпирического
к абстрактно-теоретическому уровню исследования.