Менеджмента фирмы

Современная концепция развития фирмы и ее ��ы-

ночного поведения получила название стратегического

управления (strategic management), основной функцией

которого является не только четко структурированное,

формализованное стратегическое планирование, но и ор-

ганизация системы управления фирмой и механизма взаи-

модействия ее отдельных звеньев. При этом необходимо

обеспечить как разработку долгосрочной стратегии конку-

рентной борьбы, так и создание инструментов организации

и управления для преобразования этой стратегии в теку-

щие производственно-хозяйственные планы, подлежащие

конкретной реализации.

Концепция стратегического управления оказалась вос-

требованной спецификой хода экономического развития.

Традиционный рационалистический подход предусматри-

вал изначальную заданность и последующую неизменность

целей и задач фирмы, их стабильность и обязательность ис-

полнения в течение определенного периода. Согласно тако-

му подходу главным критерием успеха фирмы был непре-

рывный рост производства, а основные резервы имели

внутрипроизводственный характер. Это превращало фир-

му в закрытую систему, а в итоге привело к кризису управ-

ляемости хозяйственных систем и существенно ограничило

возможности их развития.

Стратегический менеджмент как актуальная парадиг-

ма управления рассматривает фирму в качестве открытой

системы и предполагает поиск резервов повышения кон-

курентоспособности не только и не столько внутри фир-

мы, сколько вне ее, т.е. экономический успех связывается

с успешностью адаптации фирмы к динамичному измене-


9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.



ппю экономической, социальной, правовой, политической,

иаучно-технической внешней среды.

Для того чтобы успешно противостоять окружающей

среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме

должны соответствовать сложности и быстроте изменений,

11|)оисходяш;их в этой среде. Иначе говоря, организацион-

ный механизм должен приспосабливаться к выявлению

новых проблем и выработке новых решений в большей

степени, чем к контролю за выполнением уже принятых,

а маневр в распределении ресурсов — цениться выше, чем

пунктуальность в их расходовании (потреблении).

Большинство вышеуказанных проблем на данном этапе

экономического развития не может быть успешно решено

без эффективного использования логистических систем

и технологий. Именно логистика обеспечивает такую си-

стемную организацию связей фирмы с субъектами внеш-

ней среды и ее внутренней структуры, которая способна

адекватно, мобильно и эффективно реагировать на измене-

ния внешней среды с одновременной внутренней реорга-

низацией ресурсного потенциала фирмы в ее действенный

конкурентный потенциал. Последний — залог устойчивого,

долговременного конкурентного развития фирмы.

Организация корпоративной логистической системы

имеет определенную иерархическую структуру (рис. 9.1).

На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия

и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых по-

следовательно формулируются логистическая миссия —

стратегия — технология — бизнес-процесс и т.д. Корпо-

ративная стратегия в зависимости от функциональной

специализации подразделяется на маркетинговую, произ-

водственную, финансовую и кадровую.

Супіествует несколько классов корпоративных страте-

гий: стратегии роста, стратегии «выжидания», стратегии

«отхода» и др. Если компания стремится к долгосрочно-

му присутствию на рынке, то она, как правило, использует

стратегию роста, например концентрированного роста (рас-

ширение ассортимента товаров и/или услуг и расширение

географии продаж), интегрированного роста (кооперация

и интеграция с партнерами по бизнесу, создание холдингов,

союзов, альянсов и пр.), стратегию диверсификации и т.п.

Логистическая миссия основывается, с одной стороны,

на миссии фирмы, а с другой — на руководящем подходе

к логистике — логистической концепции, которую фирма


Логистическая (функциональная) стратегия

Логистические технологии

Базовые логистические системы, подсистемы, модули

Логистические бизнес-процессы

Логистические функции

Логистические операции

Рис. 9.1. Иерархия логистической системы фирмы

Маркетинговая миссия Производственная миссия МИССИЯ ФИРМЫ Логистическая миссия  
 

Маркетинговая Производственная Финансовая Кадровая КОРПОРАТИВНАЯ Логистическая
стратегия стратегия стратегия стратегия СТРАТЕГИЯ стратегия
 

Материальное Р 0 Е �
Информационное С � У С р п
Финансовое С 5 и Е
  ? н
  Е И
Кадровое Е
 

Л  
   
Г к
И  
с н
т ц
и Е
ч П
Е Ц
С И
К Я
А  
Я  
 


9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.



пыбирает исходя из своих стратегических целей и состоя-

ния бизнеса. Наиболее современной и бурно прогресси-

рующей является в настоящее время концепция интегри-

рованной логистики, применяемая многими передовыми

компаниями мира.

Из числа других логистических концепций можно ука-

ta rb, например, на маркетинговую, информационную, кон-

цепции логистики добавленной стоимости, логистики в ре-

альном времени и т.д.

Назначение логистической стратегии — поддержка кор-

поративной стратегии компании при управлении основны-

ми и сопутствующими потоками с оптимальными затратами

ресурсов. Среди основных логистических стратегий фирмы

можно указать, например, стратегию минимизации общих

;штрат на логистику, стратегию минимизации инвестиций

в логистическую инфраструктуру и стратегию максимиза-

ции уровня качества логистического сервиса при ограни-

чениях на бюджет логистики. Выбираемая логистическая

стратегия должна, с одной стороны, соответствовать кор-

поративной стратегии, с другой — основываться на опреде-

ленной концепции логистики. Например, если компания

применяет корпоративную стратегию концентрированного

роста за счет расширения географии рынков сбыта, то в ка-

честве логистической стратегии может быть выбрана, напри-

мер, стратегия минимизации инвестиций в логистическую

инфраструктуру с децентрализацией распределения товар-

ных потоков и логистического менеджмента. Основные на-

правления такой стратегии — использование логистических

посредников в дистрибьюции, создание сети региональных

распределительных центров, децентрализованное управле-

ние логистикой в выделенных регионах продаж и создание

распределенной информационной системы, поддерживаю-

щей логистику.

Если фирма использует, например, маркетинговую стра-

тегию минимизации цены товаров на конкретном сегменте

рынка, то естественным выбором для компании будет стра-

тегия минимизации общих логистических издержек.

Многие ведущие мировые компании делают акцент

на стратегической логистике, которая находится за предела-

ми собственно деловой структуры, что позволяет охватить

поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая ло-

гистика определяется как использование логистической ком-

петентности и многоканальных партнерских отношений для



Глава 9. Логистический менеджмент


достижения конкурентных преимуществ. Не просто устано-

вить и поддерживать межорганизационные логистические

союзы, которые представляют собой границы ЛС. Фирма,

обладающая стратегической компетенцией, сначала поруча-

ет выполнение логистических обязанностей контрагентам,

а затем выполняет собственные действия с большей точно-

стью. Эффективная стратегическая логистика требует объ-

единения действий компаний с ключевыми поставщиками

товаров и услуг в масштабе всей отрасли.

Когда логистика поднялась на уровень стратегии корпо-

рации, интегральные логистические менеджеры стали тра-

тить меньше времени на внутренние операции и отдавать

предпочтение общению с поставщиками, заказчиками и ло-

гистическими посредниками.

Компании, которые обладают высоким уровнем.Логи-

стической компетентности, используют логистику как кон-

курентоспособное оружие для завоевания и поддержания

«приверженности» покупателей (потребителей). Они более

отзывчивы, гибки и преданы клиентам, больше заботятся

о результатах, работают ближе к поставщикам, больше ис-

пользуют новые логистические технологии, больше вовле-

чены в стратегическое руководство логистическими альян-

сами.

Фирмы, использующие логистику как основу корпо-

ративной стратегии, многое делают иначе. Во-первых,

они стремятся использовать логистическую компетентность

для получения и удержания конкурентного преимущества.

Во-вторых, ведущие компании стремятся оптимизировать

добавленную стоимость на продукт или услугу, используя

рентабельную систему логистики. И наконец, эти фирмы

используют все средства для достижения цели, формируют

стратегические альянсы с поставщиками, потребителями

и логистическими посредниками. Эти альянсы помогают

фирмам добиться статуса привилегированных поставщиков

продуктов/услуг.

Современная практика менеджмента характеризуется

интенсивным переходом от управления отдельными ло-

гистическими функциями или операциями к управлению

бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами

внедрения концепции интегрированной логистики.

Под логистическим бизнес-процессом понимают взаи-

мосвязанную совокупность операций и функций, трансфор-

мирующих ресурсы компании при управлении товарными


9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.



и сопутствующими потоками в результат, задаваемый ло-

I и(гической стратегией фирмы или потребителем. Этот

|)гзультат обычно определяется ключевыми факторами ло-

Пктики:

— общими затратами;

— логистическими издержками;

~ временем исполнения заказа;

— качеством логистического сервиса;

— продолжительностью логистических циклов;

— производительностью;

— эффективностью инвестиций в логистическую ин-

<|)|)аструктуру.

Наконец, платформу иерархической структуры логи-

стической компании составляют логистические функции

и операции, набор которых является достаточно большим

и индивидуальным (в смысле расстановки приоритетов)

для каждой фирмы. Необходимо подчеркнуть, что любая

выделяемая операция, а тем более функция, должна учи-

I ываться и контролироваться в системе логистического

контроллинга фирмы с позиций затрат, трудоемкости, вре-

мени выполнения и закрепляться за соответствующим пер-

соналом логистического менеджмента компании.

Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отры-

ве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле часто

используют понятие «миссия», определяющее философию

фирмы на рынке продаж.

Таким образом, миссия — фундамент, который опреде-

ляет все дальнейшие стратегические и тактические цели

и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения.

Развитие международной интеграции экономики привело

к тому, что потребители с их набором ожиданий, сформи-

рованных самыми лучшими компаниями в мире, требуют

более высокого качества товаров и услуг по самой низкой

цене, быстрой реакции на их запросы и непосредствен-

ной доступности во время приобретения и использования.

Фирмы все чаще оценивают не только с точки зрения каче-

ства их продукции и сервиса, но и способности поставлять

готовую продукцию вовремя в небольших объемах к непо-

средственному месту потребления.

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые

установки фирмы в рамках ее миссии, поскольку он явля-

ется стратегическим фактором в условиях усиления конку-

ренции. В этом плане логистическую миссию трактуют как



Глава 9. Логистический менеджмент


шесть правил логистики: обеспечение нужного продукта

в требуемом количестве заданного качества в нужном месте

в установленное время с оптимальными затратами.

В шести правилах отражены черты логистической мис-

сии организации, ключевыми из которых являются каче-

ство, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логи-

стическую миссию, согласующуюся с общей маркетинговой

и производственной стратегиями. Целью логистики в фир-

ме должна быть координация материальных и сопутствую-

щих потоков как основы для достижения долговременного

успеха в бизнесе.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систе-

му видения высокого качества ее продукции и сервиса, кон-

курентоспособности, интеграции снабженческой, производ-

ственной и маркетинговой деятельности, позиционировать

ее относительно рынка и конкурентов. /

Логистическая стратегия фирмы направлена на опти-

мизацию ресурсов компании при управлении основными

и сопутствующими потоками. Стратегические цели задают-

ся с помощью одного или нескольких ключевых комплекс-

ных показателей эффективности логистики. Логистическая

стратегия может быть построена на основе максимизации

(минимизации) одного или нескольких (многокритериаль-

ная задача оптимизации) ключевых показателей. Логисти-

ческие стратегии построены на основе минимизации/мак-

симизации одного ключевого показателя, например, общих

логистических издержек, чистой прибыли и др. Однако при

этом необходимо ввести ограничения на другие, существен-

ные с точки зрения стратегии фирмы, показатели.

Для стратегии минимизации общих логистических из-

держек таким показателем (системой показателей) будет

качество логистического сервиса. В общем случае, чем

выше требования потребителей к качеству логистического

сервиса, тем выше должны быть логистические издержки,

обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным огра-

ничением, задаваемым корпоративной стратегией, является

ограничение на базовый уровень качества потребительско-

го сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих

логистических издержек может быть трансформирована

в стратегию максимизации отношения: уровень качества

сервиса/общие логистические издержки. Реализация стра-

тегии минимизации общих логистических издержек ослож-

няется слабой формализуемостью параметров качества


9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.. 513

югистического сервиса и субъективной оценкой качества

(срішса со стороны потребителей. Желание учесть боль-

шинство ключевых факторов в логистической стратегии,

іпкчшдно, приводит к необходимости применить методоло-

гию многокритериальной оптимизации. Однако примене-

мис этого подхода до сих пор сдерживается рядом причин,

гиязанных в основном с недостаточной разработанностью

мотодов и информационно-программной поддержки такой

оптимизации, а также с высоким уровнем неопределенно-

(· 1 и в ЛС и стохастическими свойствами ее параметров.

В практической деятельности перед предприниматель-

скими структурами встают три типа целей:

— идеалы: цели, которые не считаются достижимыми,

ио допускают приближение к ним как в плановом периоде,

гак и за его пределами;

— цели: проблемы, решение которых не достижимо

и рамках планового периода, но возможно позднее и при-

ближение к которым предусматривается в рамках данного

периода;

— задачи: цели, достижение которых предусматривается

н рамках планируемого периода.

В соответствии с данной иерархией осуществляется

(})ормулировка общих и частных задач логистики.

1. Концептуальная идея логистики: достижение с наи-

меньшими возможными в данных условиях затратами мак-

симальной приспособленности фирмы к изменяющейся ры-

ночной обстановке, расширение своего рыночного сегмента

и получение преимуществ перед конкурентами.

2. Общая цель логистики: создание эффективной ин-

тегрированной системы функционального менеджмента

материальных, информационных, финансовых, кадровых

и прочих потоков, обеспечивающей высокое качество по-

ставок продукции.

3. Частные задачи логистики:

— обеспечение адекватности материального, информа-

ционного, финансового, кадрового и прочих потоков;

— диспетчирование материального потока и обеспече-

ние непрерывной информации о нем;

— определение стратегии и технологии физического

перемещения товаров;

— разработка алгоритмов управления операциями това-

родвижения;

— стандартизация тары и упаковки;



Глава 9. Логистический менеджмент


— рационализация соотношения производства, склади-

рования и транспортировки;

— оптимизация процесса управления производственны-

ми запасами;

— максимально возможное сокращение времени хране-

ния и транспортировки грузов.

Для успешного выполнения определенных функций

в системе управления этим функциям должна соответство-

вать определенная структура. Следовательно, в управленче-

ской иерархии фирмы надо предусматривать логистические

подразделения, возглавляемые управляюш;им логистикой

или директором по логистике. На эти логистические струк-

туры возлагаются следующие функции контроля и ответ-

ственности: производственные планы и запасы, транспорт

и перевозки, складское хозяйство, продажи, выполнение

заказов, складские операции на региональных складах, ис-

следования в области логистики, совершенствование лбги-

стической системы, снабжение, хозяйственные связи, � ин-

формация.

В настоящее время мы имеем достаточно сложную си-

стему взаимодействия человека, фирмы, общества и при-

роды (рис, 9.2). В нашем случае человек рассматривается

как сотрудник предпринимательской фирмы, главный ком-

понент ее внутренней среды, ведущий агент производствен-

ного процесса; фирма выступает как основное звено рыноч-

ной экономики; природа определяется как нерукотворный

окружающий мир; под обществом понимается вся окружа-

ющая среда фирмы: покупатели ее продукции и поставщи-

ки сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий,

правительства и общественные организации, конкуренты,

банки, биржи и т.д.

Каждая из связей этой системы является предметом

изучения самостоятельной общественно-экономической

дисциплины. Так, связь «природа — фирма» — предмет из-

учения экологии; связь «общество — фирма» отражает вза-

имодействие фирмы с обществом, т.е. управление фирмой

исходя из требований внешних факторов, что составляет

прерогативу маркетинга; связь «человек — фирма» характе-

ризует отношение человека как основного системообразую-

щего фактора фирмы и фирмы как системы, т.е. отражает

управление внутренними факторами, что является сфе-

рой деятельности менеджмента. Маркетинг как генератор

идей стратегического развития фирмы и менеджмент как


9.3. Логистическая миссия и корпоративная стратегия.



Рис. 92. Система взаимодействия человека, фирмы,

общества и природы

средство обеспечения их реализации представляют собой

две неразрывные стороны единого процесса стратегическо-

го и оперативного управления.

Экология, маркетинг и менеджмент изучают прямые

связи фирмы — основной структуры рыночной экономи-

ки—с человеком, обществом и природой. Одновременно

на характер этих прямых связей существенное влияние

оказывают опосредованные по отношению к фирме связи

человека с обществом и природой, а также общества с при-

родой. Разумеется, практический интерес имеет не все

многообразие этих связей, а их некоторые прагматические

аспекты, которые становятся немаловажными факторами

повышения конкурентоспособности фирмы.

Кроме того, на схеме обозначена особая сфера, являю-

щаяся предметом изучения самостоятельной науки — логи-

стики: совокупность материальных, транспортных, финан-

совых, денежных, трудовых, информационных и прочих



Глава 9. Логистический менеджмент


потоков, посредством которых осуществляется взаимодеи-

ствие между объектами данной системы.

Необходимость поиска новых источников повышения

конкурентоспособности деловых фирм и относительная

исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к рас-

ширению зоны изыскания резервов, их поиску не толь-

ко в подразделениях фирмы (как производственных, так

и непроизводственных), но и за ее пределами. Кроме того,

возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты

производственно-коммерческого процесса, а их совокуп-

ность.

Как известно, потенциал развития фирмы формируют

следующие составляющие:

— производственный потенциал;

— технический потенциал;

— технологический потенциал;

— пространственно-организационный потенциал;

— ресурсный потенциал; [

— кадровый потенциал;

— финансовый потенциал;

— коммуникационный потенциал;

— организационно-управленческий потенциал;

— трансакционный потенциал;

— организационно-хозяйственный потенциал;

— организационно-деловой потенциал.

Речь идет об оптимальном использовании всего потен-

циала фирмы, при этом логистика, наряду с другими вида-

ми функционального менеджмента, участвует в повышении

эффективности использования производственного потен-

циала и непосредственно направляет развитие ресурсного

и трансакционного потенциалов.

Развитие фирмы в целом складывается из ресурсного

и конкурентного развития. Логистика позволяет экономи-

ческим субъектам формировать стратегию эффективной

политики по обеспечению своего конкурентного преиму-

щества исходя не из абстрактной ориентации на рынке,

а на основе ориентации на конкретного потребителя. При

этом логическое мышление включает гораздо более ши-

рокий круг вопросов, чем просто управление физическим

распределением продукции. Для принятия квалифициро-

ванного решения, повышающего конкурентоспособность

фирмы в условиях рыночного противостояния, необхо-

димо на уровне исследования операций, представляющих


9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности.



расчетный базис принимаемого решения, формализовать

иоаможно больший массив информации, адекватно описы-

иающий как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю

(·роду. Достижению этих целей и служит логистика, которая

піаменует собой переход от описательно-эмпирического

к абстрактно-теоретическому уровню исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: