Гл.3 Логистика сбора и хранения информации

3.1 Причины неадекватности информационной модели.

Построение информационно-технических баз на логистических основах требует особого отношения к формированию и отбору информации, необходимой для стратегических и тактических (оперативных) задач управления. Характер и качество отбора информации оказывает существенное влияние на результативность процессов принятия решений.

Это связано с тем, что отбор требуемой информации включает не только оценку. Например, состояния самого предмета (или звена) управления материальными и денежными потоками, но и оценку сильных и слабых сторон организации, конкурентов, а также наличие тех или иных возможностей решения задач и оценку риска. Таким образом, в данном случае речь идет не только о количестве информации, необходимой для выработки стратегических и тактических решений, а также о качестве информации и способах ее рационального отбора.

Практика построения логистических систем показало, что подбору такой информации должен предшествовать соответствующий анализ факторов, определяющих ценность информации, слабые и сильные стороны организации сбора и подготовки информации, определяющие ее показатели. Такой анализ должен проводиться компетентными заинтересованными специалистами, способными непредвзято оценивать состояние дел и тем самым обеспечить структуризацию (разбиение) информации, имеющую стратегический (либо тактический) характер. [5]

Накапливаемая в автоматизированной информационной системе информация представляет собой модель некоторой области реального мира. Отсюда требования адекватности модели. Причинами ее неадекватности могут быть:

· старение информации.

· наличие неверных сведений (в обоих этих случаях количественный критерий - частота выдачи неверных сведений).

· неполнота информации (количественный критерий - частота отказов)

· молчание (отказы из-за особенностей алгоритмов поиска при фактическом наличии необходимой информации в системе).

· шум информационной системы (неверные ответы из-за особенностей алгоритмов обработки и поиска при фактическом наличии точно информации в системе). [6]

Анализ информационных потоков позволяет выявить не только зоны,,перекатов’’(критические или,,узкие’’, с точки зрения обработки информации, узлы), но и,,тихие заводи’’(в которых образовался переизбыток персонала при малой востребованности перерабатываемой им информации). На основании такого анализа становится возможным дать немедленные рекомендации по оптимизации документооборота, загрузке операционных работников, техническому перевооружению. Применение современных методик позволит сформулировать предложения по изменению форм носителей информации.

Необходимо с самого начала ориентироваться на создание гибкой информационной модели в условиях частичной неопределенности. Гибкость и легкость перестраивания модели согласно ежедневно выявляющимся требованиям производственной системы - свидетельства высокого качества разработки, залог ее успешного внедрения и долгой жизни.

3.2 Эффективность дополнительной информации.

Для рационального решения экономических проблем требуется дополнительная информация. Часто необходимая информация недоступна или ее получение стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включать время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. п. Выгоды и издержки по получению дополнительной информации по большей части субъективно оцениваются руководителем. Возможны три варианта обстоятельств, с которыми может столкнуться коммерсант, оценивая затраты и выгоду от дополнительной информации.

Вариант 1- выгода от каждой дополнительной единицы информации равна затратам на ее получение.

Вариант 2 - расходы на получение дополнительной информации перекрываются выгодами до определенной точки, за которой не следует стремиться к получению дополнительной информации, так как даже при улучшении решения расходы превысят выгоду.

Вариант 3- выгоды на получение дополнительной информации явно превосходят затраты на нее, получение информации очень желательно, сложность состоит во временных и интеллектуальных ограничениях.

Руководители часто некорректно полагают, что чем больше информации, тем лучше. Увеличение количества информации не всегда повышает качество решения. Часто лица, принимающее решение, страдает от избытка не относящейся к делу информации. Применяется термин - релевантная информация - данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели периода времени. [2]

Вариант1 Вариант2 Вариант3

Результат Результат Результат

           
     


Затраты Затраты Затраты

Рис2. Варианты эффективности дополнительной информации.

Проблему оптимизации состава и количества дополнительной информации можно также решить, используя математические методы.

Так как рассматриваемая экстремальная задача обладает большой степенью стратегический неопределенности, то модель задачи удобно построить как игру против,,природы’’, под которой понимается время руководителя, которое может быть использовано для восприятия дополнительной производственной информации.

Критерием оптимальности в задаче определения оптимального состава дополнительной информации выбирается минимум суммы затрат (руб.): С=С1+С2, где (1)

С1- потери, возникающие в результате отсутствия рассматриваемого сочетания (набора) видов дополнительной информации (руб.);

С2- затраты на сбор и обработку рассматриваемого набора дополнительной информации.

Формулу (1) можно представить более подробно:

p r

С=S S {Sij·max(gij-zij·ti;0) + Sобр.j·Zj·Tj} (2)

j=1 i=1

p r

С1= S S Sij·max(gij-zij·ti;0) (3)

j=1 i=1

p r

С2=S S Sобр.j·Zj·Tj (4)

j=1 i=1

p- количество рассматриваемых видов дополнительной информации(j=1,2,...,p)

r- количество рассматриваемых работ руководителя по управлению производственным подразделением (i=1,2,...,r)

Sij- удельные (в единицу времени) потери, вызванные отказом из-за отсутствия дополнительной информации j-го вида при выполнении руководителем i-й работы, руб./час.

Tj- время на восприятие информации j-го вида при одном обрацении к ней, ч.

Sобр.j- удельные (в рассматриваемую оценку времени) затраты на сбор и обработку информации j-го вида.

Стратегия руководителя (второго игрока) Zij- количества при заполнении i-й работы - определяется при ограничениях:

Zij=0,1,2... (целые числа) (5)

Стратегия,,природа’’ (первого игрока)- выбор gij- времени, предназначенного на восприятие и переработку j-го вида информации i-й работы (ч.) при ограничениях:

mij£gij£ni (6)

p r

S S gij=Q (7)

j=1 i=1

Здесь mi- минимально допустимое время, которое руководитель может выделить на восприятие дополнительной информации при выполнении i-й работы, ч.

Ni- максимально допустимое время, которое руководитель может выделить на восприятие дополнительной информации при выполнении i-й работы, ч.

Q- время, которое руководитель может выделить на восприятие дополнительной информации за рассматриваемый период времени, ч.

Т.к. задача выбора оптимального состава информации для принятия производственных решений является задачей распределения нескольких (p) видов информации по выполняемым руководителем (r) работам, то методом ее решения может быть метод распределения ресурсов нескольких типов между несколькими участниками. Он строится на основе метода решения матричных игр и является модификацией симплекс-метода. [12]

3.3Обеспечение надежности информации.

Проблема надежности информационной системы имеет особое значение. Неполнота или недостоверность информации, несвоевременность и ошибки при ее обработке или передаче сразу оборачиваются немедленными финансовыми потерями для всей логистической системы.

Очевидной является необходимость подбора максимально надежных

элементов системы. Если та или иная операция предусматривает вовлеченность последовательности элементов, то надежность каждого из них влияет на надежность системы в целом. Значит, для такого рода систем следует исходить из принципа равной надежности элементов.

Гарантией высокой надежности элементов логистической информационной системы являются объем и качество тестирования. Тестирование может быть организовано как самим создателем системы, так и поставщиком элементов. Во втором случае желательно не ограничиваться только гарантийными обязательствами поставщика, но и постараться получить информацию по составу, продолжительности, интенсивности и результатам тестирования. Обычно, большая часть отказов возникает в начальный период эксплуатации элемента. Поэтому весьма эффективным является тестирование в режимов, близких к предельным для данного элемента.

Сбои в работе отдельных элементов по-разному влияют на характеристики надежности системы в целом. Как правило, система содержит ограниченное количество,, критических’’ элементов, сбой в работе которых в решающей степени влияет на ее функционирование. Поэтому резкого уменьшения сбоев в работе информационной системы логистики можно добиться с помощью выявления критических элементов и повышения их надежности.

Одним из самых распространенных методов повышения надежности информационных систем является резервирование критических элементов. Надежность группы резервирующих друг друга элементов растет с числом этих элементов. Резервирование делится на,,горячее’’ и,,холодное’’. В первом случае переключение с основного элемента на резервный происходит практически мгновенно (ЗА ВРЕМЯ, МЕНЬШЕЕ ДОПУСТИМОГО ВРЕМЕНИ ПОТЕРИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ) во втором для этого требуется более значительное время. Мера резервирования и замены вышедших из строя элементов понимается как ремонтопригодность системы.

Поскольку применение каждого из методов повышения надежности информационной системы приводит к ее удорожанию, необходимо наряду с чисто техническими аспектами постоянно держать в поле зрения и финансовые. Реализация мер по обеспечению надежности должна сохранять финансовую эффективность проекта. [6]

3.4 Принцип открытости.

Мировая практика разработки и эксплуатации программных комплексов подсказала необходимость выполнения ряда принципов и соглашений, что значительно повышает качество разработок, снижает издержки эксплуатации и модернизации систем. Системы, отвечающие таким принципам, принято называть открытыми.

Эти принципы следующие:

- СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ, в том числе:

· международным и государственным;

· промышленным;

· фактически действующим;

- СОВМЕСТИМОСТЬ с другими системами;

- ПЕРЕНОСИМОСТЬ (возможность с минимальными издержками перенести работающий программный продукт на иную техническую платформу и в иную операционную среду).

- МАСШТАБИРУЕМОСТЬ (возможность только за счет использования более мощных технических средств повышать производительность системы без существенных ее доработок).

В области выбора технических решений выполнение этих правил должно быть обеспечено с точки зрения:

· программных приложений пользователей;

· графического пользовательского интерфейса;

· прикладных средств разработки;

· выполнения операций (трансакций);

· работы в сетях;

· совместной работы с другими базами данных;

· используемых операционных систем; используемых технических платформ. [6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: