Глава VIII Этапы развития

Нравственные отношения в социалистическом обществе

Рассмотрев коммунистическую мораль с точки зрения общего смысла, содержания ее норм и принципов, целесообразно теперь проанализировать реальные нравы социалистического общества, их истоки, этапы формирования, современное состояние и тенденции развития.

1. Социалистическая моральная система

Социализм — качественно новая организация общественной жизни. Зиждется она на общественной собственности, использовании богатств общества в интересах развития человека, который выступает здесь равноправным членом различных форм подлинной коллективности. Новый тип социальных связей характеризуется взаимопроникновением личных, коллективных и общественных интересов, их единством в коренном, наиболее существенном. Такое взаимопроникновение и единство не исключают, однако, возможности расхождения интересов, неантагонистических противоречий между ними, преодолеваемых посредством их соподчинения и согласования в процессе совместной деятельности людей.

Необходимость сознательного согласования интересов разных уровней обусловливает потребность в моральной регуляции деятельности отдельных лиц, групп, организаций. Социализм, вопреки всевозможным измышлениям, не «аннулирует» мораль на анархический лад, не отбрасывает ее в сторону на технократический манер. Отрицая мораль, проповедуемую буржуазией, он формирует собственную мораль, которая противостоит частнособственнической по «всему фронту»: социализм создает принципиально новый

в истории нравов тип морального сознания и отношений, целостную и устойчивую систему идеалов и принципов, норм и оценок, представлений и чувств, потребностей и мотивов.

Источники формирования. В основе социалистической нравственности лежит революционная мораль рабочего класса. Возникнув стихийно еще в условиях капитализма из насущных потребностей той борьбы, которую пролетариат вынужден вести против своего классового противника, она складывается затем под нарастающим воздействием субъективного фактора — коммунистического мировоззрения, широкого проникновения идейных начал в сферу поведения и сознания рабочего класса. Ее содержание обусловливается как непосредственными интересами, так и конечными целями классовой борьбы пролетариата — построением коммунистического общества.

Эта мораль, как указывал В. И. Ленин, «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата». Высшей ее ценностью является все то, что «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» '.

Эта мораль выковывается в горниле революционной борьбы, в которой, по словам В. И. Ленина, «рабочий класс поднимается вместе с тем и морально» 2, выверяется социальным опытом. Переходя от абстрактных моральных представлений и требований к специфически классовым, рабочие становятся носителями социально-нравственных качеств определенного типа, проявляют, как отмечал Ф. Энгельс, «свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты»3. Наиболее яркими чертами морального облика личности нового типа является сознательное подчинение личных интересов общему делу классового освобождения, глубокая преданность этому делу, солидарность, патриотизм и интернационализм, дисциплинированность, ненависть к угнетению, вера в свои силы, твердость характера. Складываются новые связи между людьми, которым присущи взаимное уважение человеческого достоинства, бескорыстие, дух товарищества, сочувствие. Формируется особый тип героического поведения, лишенный черт самолюбования и внешней броскости. В, И. Ленин подчеркивал такие стороны революционного пролетарского героизма, как «выдержка, настойчивость, готовность, решимость и умение сотни раз испробовать, сотни раз исправить и во что бы то ни стало добиться цели...» 4. Эти и многие другие положительные

' Леянн В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 309, 311.

2 Там же, т. 21, с. 319.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 438.

4 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т, 40, с. 316.

моральные качества личности наиболее явно проявляются, развиваются и закрепляются в критических ситуациях классовой борьбы.

Ссылаясь на относительное повышение жизненного уровня рабочего класса развитых капиталистических стран, на тот факт, что сознание отдельных групп этого класса в некоторых регионах может быть — частично или почти полностью — захвачено духом потребительства, буржуазные идеологи спешат уверить, будто произошла его интеграция в «общество потребления» и потому факторы, в прошлом формирующие классовую революционную мораль, ныне якобы перестали действовать. Однако мировоззрение и мораль рабочего класса, его активность в конечном счете определяются не временными обстоятельствами, не факторами внепроиз-водственной жизни и организационно-технологического порядка, а его объективным социальным положением в капиталистическом обществе как класса эксплуатируемого; рабочий класс был и остается революционным классом, а следовательно, и творческим субъектом революционной морали.

Этот момент по-своему используют буржуазные идеологи в своих нападках на социалистическую мораль. Они обнаруживают ее «изначальную порочность» в том, что она ведет свое происхождение от морали пролетариата, и пытаются утвердить в общественном мнении превратное понимание революционной этики как выражения «группового эгоизма», фанатичной ненависти к «порядку», отношения к моральным запретам только как средству спайки подпольных групп и т. п. Такая этика в послереволюционный период якобы навязывается всему обществу. Для «доказательства» истинности этого заведомо превратного представления используется произвольный перенос некоторых реальных характеристик мелкобуржуазной морали, «люмпенской» революционности на революционную мораль пролетариата. При подобном искажении намеренно смешивается главное со второстепенным, глубинное с поверхностным.

Нельзя отрицать, что на революционной волне нередко всплывают и прилипают к рабочему движению деклассированные, морально и психологически неустойчивые элементы — различные анархисты, карьеристы и авантюристы. Выступая против пролетарской организованности, дисциплины, они неизбежно привносят в движение дух прожектерства, индивидуализм, ложные представления о соотношении морали и революционности. Деятельность этих элементов служит одним из источников деморализующего влияния на рабочий класс. Однако сами революционные силы ведут непримиримую борьбу с подобными элементами, очищая свои ряды от скверны. Буржуазные хулители революционной морали всячески замалчивают эту борьбу и ту дисциплинированность, самоотверженность, героизм, человечность, духом которых проникнута вся деятельность революционных партий, нормы их внутрипартийной жизни. Что же касается «группового эгоизма», то стоило бы напомнить одно принципиально важное в историческом смысле обстоятельство: именно рабочий класс берет на себя большую часть великого бремени длительной борьбы за освобождение всего человечества.

Социалистическая мораль опирается также на все те передовые моральные ценности, которые были созданы народными массами в предшествующие исторические эпохи. Прежде всего она впитывает в себя и развивает возникшие еще вместе с первыми социальными установлениями элементарные правила человеческого

общежития, основные общечеловеческие моральные нормы, лежащие в самом фундаменте нравственной жизни.

Разумеется, частицы этой «раз навсегда установленной морали» существуют и развиваются не где-то «над» историей и реальной жизнью, а лишь будучи вплетенными в ткань классовых моральных систем. Причем если мораль эксплуататоров, как уже отмечалось, либо искажала простые нормы нравственности, либо мирилась со многими случаями их нарушения в своей собственной среде, то социалистическая мораль очищает эти предписания от искажений, высоко поднимая их значение и престиж в нравственной жизни всего народа.

На основе простых норм, выработанных на протяжении длительной истории борьбы народных масс с социальным гнетом и нравственными пороками, складывались общедемократические моральные представления и ценности. Эти представления «идеологии условий жизни»2 в современную эпоху выражают нарастающие умонастроения негодования, ненависти широкой массы трудящихся, многочисленных промежуточных слоев капиталистических стран к отжившей буржуазной системе, к царящей в ней несправедливости, жестокости, фальши, отражают заинтересованность в уничтожении главных — социальных — источников морального зла. Такие умонастроения, неразрывно связанные с моральными ценностями труда и взаимопомощи, патриотизма и защиты мира, сращиваются с революционной моралью рабочего класса, обретая в этом процессе свойства мировоззренческой четкости и социально-политической конкретности.

Социалистическая нравственная система, таким образом, оказывается не просто продуктом прежней революционной морали трудящихся, а результатом ее творческого развития, обогащения новыми предписаниями, нормами, оценками. Благодаря этому она качественно отличается от тех моральных воззрений, которыми руководствовались в своей борьбе и повседневной жизни угнетенные классы. Из вдохновителя и регулятора борьбы передовой части рабочего класса и его союзников революционная мораль превращается в общенародную: утверждается как господствующая в социалистическом обществе система норм, адресуется ко всем социальным группам и слоям, становится внутренним содержанием их сознания, продуктом их духовного развития и общественной практики. Разумеется, эта система не утрачивает своего классового смысла, ибо возникает не путем «самоликвидации» морали пролетариата и утверждения некой «вечной универсальной мора-

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 95.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 103.

ли»; она остается классовой как по происхождению, так и по функциям и конечным целям, но своей устремленности в будущее — к коммунистическим идеалам.

Этапы развития. Поскольку утверждение социалистической морали представляет собой коренной переворот в общественном сознании, подлинную революцию в истории нравственности, постольку оно не могло осуществиться как какое-то одноразовое действие. Переход от старой морали к социалистической — глубокий и многоплановый процесс. Новая мораль не может быть декретирована «сверху», внедрена административно-волевым нажимом по заранее придуманным «моделям» культуры или появиться как «выскочившая неизвестно откуда» 1. Социалистическая мораль — продукт определенных социально-экономических условий существования людей, их воспитания (и перевоспитания), творчества и жизненного опыта.

Складывалась она поэтапно в течение длительной полосы исторического развития. На ход этого процесса, его продолжительность и основательность оказывают влияние различные обстоятельства: характер сложившихся до революции нравов, уровень развития морального самосознания народа, укорененность в нравах прогрессивных ценностей и традиций (или, напротив, частнособственнической, потребительской психологии, националистического духа и т. д.), уровень зрелости революционной морали и др. Иначе говоря, влияет, по ленинскому выражению, степень накопленных идейно-нравственных предпосылок социализма2.

Об исключительной сложности процесса становления новой морали и вытеснения ею старой говорит наличие в нем двух отклоняющихся от главного пути тенденций. Первая отмечена иллюзиями нетерпеливого революционного романтизма и утопизма, с их стремлением к ускоренному и — в экстренных случаях — принудительному «внедрению» коллективистской морали во все слои населения путем форсирования их «пролетаризации», методом «взрыва» старого быта и т. п. Эта тенденция, как правило, обременена аскетическими установками, утратой чувства меры в борьбе с индивидуализмом, тягой к «зряшному» отрицанию, сектантскими представлениями о морали социализма. Мудро предвидя вредные последствия данной тенденции, В. И. Ленин писал: «Для настоящего революционера самой большой опасностью, — может быть, даже единственной опасностью, — является преувеличение революционности, забвение граней и условий уместного и успешного применения революционных приемов. Настоящие революционеры на

' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 304.

2 См. там же, т. 6, с. 231.

этом больше всего ломали себе шею, когда начинали писать «революцию» с большой буквы, возводить «революцию» в нечто почти божественное, терять голову, терять способность самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять...» '

Другая тенденция порождается анархистским своеволием, распущенностью, нигилистическим отрицанием трудовой и общественной дисциплины, норм культуры и порядочности, разумных этикетных правил, ниспровержение которых выдается за «слом буржуазности». Нередко эта тенденция приводит к актам вандализма, мести, сведению личных счетов, а в конечном итоге — к политическому и нравственному перерождению. Если первая тенденция претендует «в одночасье» утвердить коллективистские ориентации и ценности в поведении широких масс, то вторая столь же скоропалительно собирается вообще «отменить» мораль, ввиду того что она якобы сдерживает революционные устремления.

Обе тенденции отрицательно воздействуют на становление социалистической морали. В художественной литературе (трилогия «Хождение по мукам» А. Толстого, романы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий дон» М. Шолохова, «Разгром» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, повесть «Старик» Ю. Трифонова и др.) яркое отображение получили пагубные последствия этих тенденций для «нравственного здоровья» народа. Хотя то или иное их проявление оказывается неизбежным для переходного периода, но их влияние, величина причиненного ущерба, а также сроки преодоления вызванных ими издержек в морали различны в зависимости от конкретных особенностей данного периода в той или иной стране, уровня понимания опасности этих тенденций, степени решительности и умения дать отпор аскетическим и нигилистическим устремлениям.

На трагическом примере истории маоистского Китая отчетливо видно, к чему приводит закрепление обеих названных тенденций в нравственной жизни страны. Получив поддержку «сверху», они из побочных и преходящих «уклонов» превратились в преобладающую линию. Декларативно маоисты радикальным образом порывают с нормами общинных отношений, буржуазным индивидуализмом и эгоизмом. На деле же путем запугивания и террора, духовного оболванивания, манипулирования моральным сознанием масс насаждаются самые примитивные, «казарменные» представления о коллективизме, «ценности.» аскетическо-уравнительной морали, шовинистические настроения и даже некоторые элементы феодальной морали. Это сопровождается подавлением личностного самосознания, посягательством на лучшие традиции, фундаментальные нравственные устои народа. Происходит систематически организованный отказ от «идейно-нравственных предпосылок» социализма, от выработки ценностей социалистического образа жизни.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 223,

В СССР процесс формирования новой морали был крайне осложнен гражданской войной, хозяйственной разрухой и связанными с этим известной дезорганизацией общественной жизни, расшатанностью нравов. Достаточно напомнить о голоде и эпидемиях, о множестве беженцев и бездомных, о миллионах беспризорников. В тот период и в нашей стране давали себя знать аскетические и нигилистические настроения. Так, в некоторых бытовых коммунах дело доходило до обобществления личного имущества и денег коммунаров, отказа от права свободного распоряжения внерабочим временем, от «серьезного в любви», от этикетных правил вежливости и т. п. Но ни утопический романтизм, ни псевдореволюционные устремления в сфере нравов не стали преобладающими тенденциями в ходе формирования социалистической морали, поскольку им прочно противостояли позитивные действия Коммунистической партии, передовой части рабочего класса и его союзников.

Не воздействие перегибов и уклонов определяло основную линию формирования социалистической морали. Только врагам социализма и филистерам это формирование представлялось сплошь сотканным из эксцессов, попранием «штыком и декретом» нравственных начал, разрушительным и ущербным бунтарством, разгулом аморализма или же, напротив, жалким капитулянтством перед неискорененным злом «природного эгоизма» человека.

G построением основ социализма была разрешена великая социальная и моральная проблема: уничтожено угнетение человека человеком. Упрочился союз дружественных классов — рабочих и крестьян. Выросла новая, народная, преданная социализму интеллигенция, были заложены основы социалистической демократии и культуры. Именно эти социальные изменения и определили характер и направленность преобразований в области реальных нравов общества, господствующих в нем моральных отношений.

Социалистическая мораль постепенно охватила все социальные слои и группы трудящихся. В известной мере она была воспринята даже бывшими нетрудовыми элементами населения. Огромная масса людей, преимущественно с мелкобуржуазными, мещанскими, крестьянско-патриархальными представлениями о добре и зле, справедливости и человечеством достоинстве, долге и совести, сделана в период социалистического строительства окончательный выбор в пользу ценностей коллективистской нравственности. Во всех сферах жизнедеятельности были заложены основы социалистическою образа жизни. Положительные результаты нравственного обновления общества и народа выявились в напряженные, полные трудового энтузиазма годы первых пятилеток, прошли на-

дежную проверку в тяжелейших испытаниях Великой Отечественной войны, в возрождении городов и сел, подъеме народного хозяйства в послевоенные годы. «Рожденные бурей» революции поколения вызвали к жизни не только одиночные акты героизма, но и целые движения, проникнутые героическим пафосом.

В социалистическом производстве получило воплощение единство личной и групповой (коллективной) материальной заинтересованности в общественном вознаграждении за труд с моральными побуждениями к нему. Благодаря такому единству механизм регуляции поведения обретает две стороны: своей деятельностью человек сознательно способствует общественному благу, и потому она отвечает требованиям критерия социалистической морали; одновременно он руководствуется ориентацией на удовлетворение своих личных жизненных потребностей, которая также отвечает требованиям этого критерия.

Исторический опыт развития нравственных отношений нашего общества убедительно доказывает, что социалистический принцип распределения по труду оказывает позитивное влияние на нравы, способствует их улучшению. Он позволяет надежно оценивать общественно полезную деятельность, стимулирует труд, защищает интересы общества, коллектива и отдельных людей от возможного ущерба со стороны недобросовестных лиц. Он формируется на основе социалистического равенства (всякий член общества должен получить столько благ, сколько дает обществу, за вычетом доли, которая идет на дальнейшее расширение производства, создание резервных фондов, а также общественных фондов потребления).

Очевидно, что по сравнению с полным коммунизмом социализм утверждает менее зрелые формы равенства и справедливости (равная мера вознаграждения применительно к труду неравных по психофизическим силам и способностям людей; сохранение на этой основе известного неравенства в возможности реализации жизненных устремлений, в уровне материальной обеспеченности и т. д,). И это находит отражение в соответствующих нормах морали социалистического общества.

В то же время в социалистической морали содержится четко выраженный призыв не только к исполнению обязанностей, нравственных требований, но и к созиданию более совершенного типа нравственных отношений, к реализации не только зафиксированного в норме должного, но и идеала, «морально высшего», которое пока может быть лишь желательным, а не всеобщеобязательным. И не случайно исключительно высокую нравственную оценку в социалистическом обществе получает такое отношение к общественно необходимой деятельности, которое свободно от ожиданий

вознаграждения и компенсации, соображений скрупулезной расчетливости. В таком отношении можно усматривать ростки будущего, зримые черты коммунизма и дальнейшей гуманизации социальных связей. Поэтому можно сказать, что социалистическая моральная система отражает не только уже утвердившиеся, наиболее массовые связи людей, но и связи пока лишь утверждающиеся, которым принадлежит будущее, связи, которые выражают закономерности нравственного прогресса, морального совершенствования людей в новом обществе.

2. Нравственные отношения в развитом социалистическом обществе

Вступив в пору зрелости, дальнейшее свое развитие социалистическое общество осуществляет уже на собственной основе. Его моральная система постепенно обретает черты законченности и полнее раскрывает свою коллективистско-гуманистическую природу. Каковы же главные особенности нравственных отношений на этом этапе развития социалистического общества?

Общенародная мораль. На этапе развитого социализма еще больше расширяется социальная база морали 'рабочего класса, достигается высокий уровень совпадения в ней классового и общечеловеческого начал, происходит ее превращение в мораль всего народа. В СССР этот процесс протекал одновременно с усилением интернационального содержания морали всех населяющих страну наций и народностей, с возникновением новой исторической общности людей — советского народа.

Упрочению социальных связей коллективистско-гуманистического типа, созданию более широких возможностей для нравственного совершенствования человека содействовали бурный прогресс экономики, углубление реального обобществления производства, развертывание научно-технической революции. Повышение интеллектуального содержания труда, расширение возможностей производственного творчества изменяют характер мотивов и дают новый импульс процессу преодоления отношения к труду как к деятельности вынужденной, однообразно-скучной и утомительной, вытеснения старых, веками укреплявшихся нравственных установок, препятствовавших утверждению норм социалистической, трудовой морали.

Более активным становится участие трудящихся в управлении производством, что позволяет им в значительно большей степени, чем раньше, осознать себя не только совладельцами средств производства, но и их «соуправленцами», «представителями стра-

вы» '. Это, в свою очередь, укрепляет сознание моральной ответственности перед обществом и коллективом, способствует тому, чтобы побуждения к труду становились нравственно более возвышенными, а также достижению гармонии между развитием общества и саморазвитием индивидов, гибкого и прочного единства общественных, коллективных и личных интересов.

Огромной воздействующей на нравственные отношения силой обладают и процессы, ведущие к неуклонному сближению государственной и колхозно-кооперативной собственности, города и деревни, умственного и физического труда, а также глубокие перемены в социально-классовой структуре общества, развитие его социальной однородности, выравнивание в культурно-техническом и образовательном уровне, материальной обеспеченности населения, бытовых стандартах и др.

Большую роль в упрочении общенародной морали сыграли идейно-политическое единство всех трудящихся, возникновение общенародного государства, совершенствование социалистической демократии. На основе всех этих объективных процессов решающее значение в духовной жизни общества приобрели общие черты нравственных идеалов и воззрений, социального характера и поведения людей, не зависящие от социальных и национальных различий. Но наиболее полно сущность морали социализма неизменно воплощает рабочий класс, который составляет две трети всего занятого населения страны, В силу высокой политической сознательности, дисциплинированности, организованности и активности его передовая часть продолжает служить всему остальному обществу эталоном коллективистского поведения.

Возрастание роли морального фактора. Важной особенностью нравственной жизни развитого социализма является непрерывное повышение роли морали в регуляции, поведения людей. Это признак постепенного восхождения общества на исторически более высокую ступень его движения к коммунизму, с построением которого мораль будет' выступать главным регулятором отношений между людьми.

На предшествующих этапах социалистического строительства еще большой удельный вес среди населения страны составляли поколения людей, сформировавшихся в атмосфере собственничества и приспособленчества, и, следовательно, сохранялось влияние патриархальных и буржуазных традиций и обычаев. В условиях развитого социализма происходит дальнейшее «очеловечивание» самих обстоятельств жизни людей, преодолевается социальная разобщенность, отмирают различные иллюзорные, фетишистские

1 См.: Ленин В, И. Поли, собр. соч., т. Э6, с. 369.

представления, суживаются возможности для раскола морального сознания личности. Если на ранних стадиях развития социализма основной массив нравственных конфликтов являл собой столкновение требований различных социально-классовых типов морали, то на стадии зрелости нового общества конфликты между старым и новым в основной своей массе утрачивают классовый характер, поскольку в их разумном и эффективном разрешении кровно заинтересованы все общественные слои и группы. Объективное содержание моральных требований, как правило, согласуется теперь с субъективным отношением к ним личности, а внешнее значение поступков все более совпадает с их внутренним, «исповедальным» смыслом.

Возрастание роли морального фактора тесно связано с обогащением культурной и нравственной жизни, с активизацией процесса формирования нового человека. Можно выделить следующие моменты этих процессов:

— повышение удельного веса морали в нормативной регуляции поведения людей; расширение диапазона воздействия моральной регуляции, распространение ее на все новые участки социальной реальности, прежде лишь отчасти (или не всегда) подпадавшие под «юрисдикцию» морали;

— выравнивание очень сложного и тонкого баланса прав и обязанностей, нравственной свободы и ответственности личности, а также развертывание функций ее морального сознания;

— усиление в связи с развитием социалистического демократизма тенденции к снижению роли социального принуждения в обеспечении общественно необходимых форм поведения;

— перемещение центра тяжести в самой моральной регуляции от той части норм, которая имеет ограничительное, сдерживающее значение (эту часть А. С. Макаренко связывал с «дисциплиной торможения»), к той, которая обладает побудительным смыслом;

— повышение роли всестороннего учета мотивации поступков и всей «линии поведения» в вынесении нравственных оценок (в том числе в связи с усложнением ситуаций нравственного выбора);

— постоянное упрощение некоторой части сравнительно сложных моральных норм, переход их в простые (и даже элементарные) и одновременно превращение значительно большей части норм в сложные — как по способам их усвоения, так и по способам их творческого применения (а также усложнение значительной части административных и бытовых норм, ввиду того что их соблюдение приобрело и моральное значение);

— резкое изменение в связи с развертыванием научно-технической революции не только производственной технологии, но и со-

239

семейным, соседским, дружеским отношениям, он является живым воплощением разнохарактерных нравственных оценок и самооценок, выявляя при этом нередко противоположные моральные качества. Требуя от других принципиальности, смелости, честности, он оправдывает собственное приспособленчество, пассивность, соглашательство; потворствуя своим «слабостям», проявляет зачастую глухоту, черствость к чужим бедам и страданиям. Таковы черты собирательного образа, где непоследовательность в выполнении требований социалистической морали оборачивается прямым моральным злом.

Проблемы роста: социальные изменения и отклоняющееся поведение. Одновременно с масштабностью и основательностью социальных изменений во всех без исключения сферах человеческой деятельности в период развитого социализма возникают и новые, подчас непредвиденные в полном объеме проблемы морального развития. Это своеобразные проблемы роста, обусловленные прежде всего возросшей необходимостью усиления борьбы с различными видами морального зла, антиподами коммунистической нравственности, с отклоняющимся от ее норм поведением. Кроме того, они связаны с известной противоречивостью ряда бурно протекающих позитивных в целом социальных процессов, многозначностью последствий этих процессов с точки зрения их влияния на нравственные отношения. В одном аспекте эти процессы цементируют нравы, содействуют «выпрямлению» человека, но в другом — порождают специфические трудности воспитательного характера.

К таким процессам относится, например, урбанизация, в ходе которой наиболее рельефно обнаруживает свое действие так называемая «асимметрия факторов» (рассогласованность воздействия на общественные нравы). В чем же это проявляется?

Не вызывает сомнений, что «городская культура» очень много дает для развития личности, форсируя становление ее самостоятельности, инициативности, обеспечивая высокую насыщенность различной информацией, предоставляя более широкие возможности для выбора трудовой деятельности, форм обучения, проведения досуга, делая более интенсивным и обширным диапазон ее общения. Но одновременно в городе происходит ослабление столетиями отшлифованных традиционных форм социально-нравственного контроля, присущих деревне. Поэтому у человека, переселившегося из деревни в город, при отсутствии адаптации к новым способам моральной регуляции поведения может возникнуть состояние разрыва привычных нравственных связей, ощущение «нравственной бесконтрольности» поведения со стороны окружающих. Обычно это случается не в крупных трудовых коллективах, где действуют опытные общественные организации, а на мелких предприятиях, где такие организации чаще оказываются недостаточно влиятель-

ными, и преимущественно не в сфере производства, а в сфере обслуживания, организации досуга, в неформальном общении.

В деревне практически все хорошо знают друг друга, что облегчает коллективное воспитательное воздействие, делает его более эффективным. В многоэтажных городских жилых зданиях, по подсчетам социологов, знают друг друга всего только 20% жильцов. Иногда они просто уклоняются от частого общения с соседями ввиду острого дефицита времени, жесткого распорядка дня, присущих городскому существованию. Заметную роль в «рассеянности» социально-нравственного контроля над поведением играют перемены в размерах, структуре и функциях городской семьи, несоответствие между воспитательной и профессиональной деятельностью родителей, известное ослабление трудовых начал в семейном воспитании. Все это резко повышает значение самоконтроля, самовоспитания, нравственной культуры личности. При недостаточной зрелости этой культуры у ряда групп городского населения, особенно молодежных, разнобой в организации социального контроля приоткрывает щели для многообразных проявлений антиобщественного поведения.

Умножая виды активной деятельности, городская жизнь хотя и увеличивает объем общения личности, но иногда в ущерб качеству, глубине и проникновенности контактов, что приводит к известной поверхностности нравственных отношений между людьми. Это может порождать сосредоточенность на эгоцентрических побуждениях, настроения одиночества и скуки, способствовать подмене отношений дружбы элементарными, быстротечными знакомствами. Отрицательное влияние на эмоционально-нравственную жизнь оказывает также характер городских застроеки их архитектура. Широко распространенная в современных городах технипистская эстетика, с ее скучностью, геометрическим однообразием, эмоциональной сухостью, не способствует формированию гражданского чувства единения с природой и историей.

Обратимся теперь к сфере производства, где преимущественно и рождаются, откуда и исходят новые моральные представления, высокие образцы служения долгу. Труд — ведущая форма самовыражения людей, основной узел их социальных связей. От состояния трудовой морали в решающей степени зависит общий тонус нравственной жизни общества. Именно в производственной сфере жизнедеятельности людей в первую очередь решается историческая задача органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Под воздействием научно-технического прогресса коренным образом меняются условия, характер и содержание труда, функциональные роли человека в производстве, что оказывает огромное воздействие на нравственные отношения, становится мощным стимулом их совершенствования. Нравственно-психологические качества работника сейчас все чаще оказываются не менее важными, чем его производственный опыт, навыки, умения и знания. Возрастающее число производственных функций, сложность технологических процессов и высокие темпы их протекания требуют от работников не только таких качеств, как добросовестность, развитое «чувство

локтя», способность к самоконтролю, но и умения оперативно реагировать иа неожиданные ситуации (проблема «моральной надежности»), постоянно совершенствовать свою деятельность путем расширения кругозора, повышения общей и профессиональной культуры, компетентности, а также готовности не только усваивать новый производственный опыт, но и бескорыстно передавать его другим. И то и другое все более приобретает характер моральных обязанностей личности.

Разделение труда в масштабах всего общества, специализация и кооперирование внутри отдельных отраслей, производственных объединений и предприятий обостряют потребность в повышении уровня индивидуальной и коллективной моральной ответственности за добросовестное и своевременное исполнение обязательств перед товарищами, другими коллективами. В свою очередь, это делает необходимым укрепление сознательной трудовой, плановой, финансовой, договорной, технологической дисциплины.

Между тем в производственной сфере нередко возникает противоречие между новыми запросами, требованиями и устоявшейся практикой взаимоотношений в трудовой деятельности, которое служит основным источником нравственных конфликтов в этой сфере. Нередко это противоречие связано либо с прямым нарушением норм социалистической трудовой морали (хищения, взяточничество, приписки, бесхозяйственность, прогулы, пьянство и т. п.), либо с косвенным нарушением таких норм (выпуск заведомо недоброкачественной или же не соответствующей установленным стандартам продукции, обмен сомнительными услугами, псевдоповышение рентабельности за счет ослабления роста эффективности производства, срыв хозяйственных договоров, рвачество, казенное отношение к делу и т. п.). Однако, как правило, нравственные конфликты и противоречия трудно квалифицировать однозначно: в них сочетаются в запутанных формах трудности ускорения, совершенствования технического процесса, недостатки планирования, ошибки в управлении производством, несогласованность во взаимоотношениях его участников и многое другое.

Моральную остроту приобрела в последнее время проблема соотношения административно-хозяйственных установлений с потребностями экономического развития отдельных предприятий, производственных объединений и целых отраслей. В каждой отрасли хозяйства действует множество предписаний и инструкций. Многое из этого «малого законодательства» противоречиво, устарело, содержит неоправданные ограничения, стесняет инициативу, не отвечает запросам быстро меняющейся экономической конъюнктуры.

Как относиться к подобным инструкциям? Иногда их трудно воспринимать уважительно и принимать к неуклонному исполнению. Вместе с том их нарушение, тем более систематическое, чревато серьезными отри-

цательными последствиями нравственного порядка, может породить установку на беспринципную изворотливость и делячество, на «легкую жизнь», ведет к снижению в общественном мнении авторитета всякого социального, в том числе и морального, регулирования. Перед моральным сознание»! в подобных ситуациях встает задача правильного морального выбора, обеспечения общественного блага, которое в ряде случаев не только достигается путем преодоления силы инерции устаревших регламентации на практике, но и побуждает бороться за совершенствование самих инструкций, безусловно осуждая нигилистическое отношение к «малому законодательству».

Следует учитывать, что преувеличение роли морального фактора может обернуться и ростом морального субъективизма, когда ложно понятые коллективные интересы побуждают укоренять практику нарушения норм якобы ради «пользы дела», но в действительности то, что представляется целесообразным и моральным, оказывается социально и экономически нецелесообразным, расточительством на другом, более высоком уровне, морально неоправданным в широком, всеобщественном смысле. Подобный субъективизм, с одной стороны, порождает равнодушие к людям, поощряет демагогию, отрыв слова от дела. С другой стороны, он обременен все-прощенчеством, когда допускается снисходительность и терпимость к нарушителям государственной дисциплины.

Анализ истоков данных нравственных конфликтов и противоречий прежде всего обнаруживает существование довольно распространенной позиции недооценки роли морального фактора, а следовательно, известного пренебрежения к воспитательной работе в коллективе.

Встречается еще тип руководителя, который не испытывает желания заниматься созданием благоприятного морально-психологического климата в коллективе, не говоря уже об отсутствии у него вкуса к воспитательной деятельности. Он склонен оправдываться «нехваткой времени» (будто существует такое специально отведенное на воспитание время, лежащее по ту сторону времени, отданного решению хозяйственных и культурно-бытовых вопросов). Он охотно ссылается на неумение вести воспитательную работу (как если бы люди рождались на свет уже подготовленные к ней) и на этом основании с легким сердцем перепоручает такую работу другим лицам. Случается и так, что проникается он верой во всемогущество «длинного рубля», способного якобы перекрыть воспитательные издержки, моральную неудовлетворенность работников. Действительно, нельзя третировать материальные стимулы за их мнимую моральную «греховность». Однако отсюда вовсе не следует, будто одним только «рублем» или административной «накачкой» можно эффективно решить сложные проблемы современного производства.

Опыт развития советского народного хозяйства свидетельствует о том, что при недооценке роли морального фактора невозможны ни борьба за эффективность и качество, поставленные во главу угла экономического развития страны, ни внедрение новой техники, ни поиск резервов экономии материальных и трудовых ресурсов. Нравственная ответственность, надежность — необходимый (и постоянно возрастающий по значению) компонент произ-

водственной деятельности в любом ее разрезе, на всех уровнях — от производственной бригады до высших звеньев управления экономикой. Как заведомо не может быть эффекта от ставки на некую «морализирующую экономику», так и малорезультативной оказывается предприимчивость, пренебрегающая моральным фактором, размывающая границы добра и зла, отворачивающаяся от новых, выдвинутых самой жизнью нравственных запросов.

Опора на моральный фактор предполагает не просто повторение как спасительных заклинаний призывов к совести, нравственному чувству людей. Нельзя истолковывать этот фактор в качестве средства компенсации промахов, просчетов в хозяйственной деятельности. К тому же запасы нравственного энтузиазма масс вовсе не безграничны, бездумная их «эксплуатация» постепенно может привести коллектив к состоянию усталости и апатии. Требуется осуществление целого комплекса тесно увязанных между собой организационных, управленческих и воспитательных мероприятий. Их назначение — укрепить нравственные позиции людей, целенаправленно формировать общественное мнение, обеспечить желательные сдвиги в нравственном сознании как отдельных работников, так и всего коллектива. Наряду с усилением контроля и учета, использованием государственно-правовых средств воздействия необходимым оказывается создание обстановки нетерпимости вокруг нарушителей норм социалистической морали, а в случаях нарушения правопорядка — обстановка неотвратимости наказания, его моральной поддержки общественным мнением.

Ведущую роль в разрешении противоречий и нравственных конфликтов, возникающих в производственной сфере, играет движение за коммунистический труд, развертывание социалистического соревнования, трудовой состязательности, борьба за выполнение личных годовых и пятилетних планов, встречных планов коллективов. Эта деятельность предполагает совершенствование материальных и моральных стимулов к труду, развитие не только государственных, но и общественных ферм охраны народной собственности, преодоление формализма в идейно-воспитательной работе.

При выявлении корней нравственных конфликтов в сфере производства нельзя не учитывать еще одного важного обстоятельства. При бесспорных успехах промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, при гигантском росте масштабов народного хозяйства обнаруживается тем не менее, что механизм хозяйственной регуляции все еще недостаточно ориентирует на конечные результаты производства, на наиболее эффективные средства их достижения, интенсивные факторы экономического роста, то есть на соединение научно-технической революции с пре-

имуществами социализма. Он не вполне приспособлен к разрешению противоречий между углубляющейся специализацией управления народным хозяйством и потребностью в его интеграции, к преодолению приверженности формально-количественным показателям и опенкам.

Планирование «от достигнутого» и оценка деятельности по валу ставят барьеры росту производительности труда, снижению себестоимости, не стимулируют принятие напряженных планов, повышенных обязательств, постоянное обновление технологии. Возникает положение, дающее импульс администрачивно-волевому рвению, узковедомственным подходам, формальному отношению к трудовым инициативам и соревнованию, местническим настроениям.

Подобные ситуации обременены негативными моральными последствиями,там как поощряют индивидуальный или групповой эгоизм. Они побуждают делать ставку на хитроумие толкачей и знакомства (нередко это подкрепляется подношениями, проявлениями фаворитизма и т. п.). Заниженные планы, удобоисполнимые задания, неоправданно льготные условия снабжения и финансирования — вот чем пытаются в этих случаях компенсировать низкие показатели работы предприятия.

Тяжелому испытанию подвергаются профессиональная честь и порядочность людей, когда обнаруживается, что добросовестные и квалифицированные работники попадают в худшее (и материально и морально) положение, чем те, кто использует слабости в системе показателей, действует в обход законности, а подчас даже вопреки здравому экономическому смыслу. И все это нередко только ради премий, карьеры, личного тщеславия. Такие ситуации подталкивают к нарушениям нравственных норм трудового соперничества (подтасовка показателей, махинации при определении результатов и т. п.), приводят к разнонаправленности деятельности хозяйственной и воспитательной, к несогласованности их друг с другом.

Разумеется, те или иные неблагоприятные ситуации не связаны с природой социалистического производства, а лишь свидетельствуют, что производство переросло к настоящему времени существующий уровень планирования и механизм хозяйственной регуляции. Поэтому Коммунистическая партия ведет упорную борьбу с этими негативными тенденциями не только путем всемерной поддержки передового опыта хозяйствования (щекинский и злобинский методы, вазовская система и т. п.), но и путем совершенствования планирования, системы экономического регулирования и стимулирования производственной деятельности. Принятое в 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности и качества работы» содержит разносторонний комплекс важнейших мер, реализация которых существенным образом повлияет на процесс борьбы е негативными явлениями не только в собственно экономической области, но и в нравственной жизни, на состояние трудовой морали. Этот комплекс позволит оптимизировать меру под-

чинения различных специфических интересов общим, гармоничнее соединить потребности всего народного хозяйства с интересами производственных коллективов и отдельных работников.

Процесс повышения роли морального фактора происходит повсеместно, во всех сферах жизнедеятельности общества (государственный аппарат управления, наука, культура, здравоохранение, просвещение, торговля, обслуживание и т. п.), он воздействует на, все общественные связи и отношения людей. Хотя моральные проблемы в каждой области жизни преломляются специфическим образом, всюду возрастает ответственность общества, трудовых и учебных коллективов за поведение и судьбу личности. В свою очередь от личности требуется активная жизненная позиция, готовность противостоять эгоистическим влечениям, приверженность моральной мотивации, а не только соображениям практицизма.

О рассогласованности воздействия на нравы различных социальных процессов свидетельствуют и проявления потребительских установок, мещанской психологии. Повышение жизненного уровня, изменение бытовых стандартов населения, сокращение рабочего времени и соответственно увеличение досуга трудящихся — процессы прогрессивные, благоприятствующие развитию личности нового типа. Рост народного благосостояния, как свидетельствуют решенияXXV съезда КПСС, является целью социалистического производства, определяющей ориентацию хозяйственного развития с граны на длительную перспективу.

Быстрая эволюция потребления, перевороты в формах потребительской деятельности (качественное изменение объема, состава, структуры и динамики потребления) должны сопровождаться повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей', иначе они могут оказаться обремененными отрицательными в нравственном отношении последствиями. В этих условиях у определенного круга лиц складывается установка на «потребление ради потребления», наблюдаются излишества в потреблении, что негативно сказывается на общем нравственном развитии личности, приводит к неверному пониманию и непрочному усвоению норм социалистической морали. Нередко эти нормы причудливым образом сочетаются с пристрастиями к наслаждениям, к развлекательной, «карнавальной» версии жизни, а иногда даже забываются по мере погружения человека в болото мещанских забот, в бесконечную и однообразную погоню за «вещами» в угоду увлечению престижным, показным потреблением. Все это влечет за собой снижение моральной ответственности, равнодушие к исполнению гражданских обязанностей, а нередко и приспособленчество.

' См.: Материалы XXV съезда КПСС, с. 78.

Логика развития потребительского духа по-своему неумолима:

она ведет к оживлению индивидуалистических пережитков, прямому или скрытому нарушению норм нравственной порядочности, попиранию ценностей социалистического образа жизни. И наступает момент, когда потребительски ориентированная личность не в силах устоять перед соблазнами несоциалистических способов удовлетворения своих приобретательских желаний, она вовлекается в погоню за бесчестными заработками, в поиски сомнительных знакомств и связей только ради того, чтобы «достать» дефицитные и модные товары. Все это неизбежно оказывает деморализующее влияние на окружающих, искажает сам характер общения людей, придавая ему сугубо утилитарный, прагматический смысл, когда человеческие отношения оцениваются лишь с точки зрения тех услуг, которые партнеры могут оказать друг другу, или с позиций конкурентного соперничества на потребительском поприще.

Оборотной стороной потребительской ориентации оказывается моральный нигилизм в поведении. Выражается он в бытовом аморализме, семейной дезорганизации, сексуальной распущенности, алкоголизме, тунеядстве и т. п.

Особую форму морального нигилизма представляет нигилистическая ориентация сознания отдельных лиц, испытывающих сомнения в способности социализма собственными силами и гуманистическими средствами решить сложные задачи, стоящие перед ним на современном этапе общественного развития. Свои завышенные притязания, неудачи, срывы и вызванные этим настроения раздражения, неудовлетворенности они пытаются поставить в вину социалистическому обществу, ориентируясь на соглашательство по отношению к различным формам буржуазной морали и пропагандируемым ею «образцам жизни».

Данную ориентацию пытается укрепить буржуазная пропаганда с помощью идеологических диверсий и «психологической войны». Прибегая к демагогической и очернительной критике социалистического строя, она восхваляет «свободный» мир, различные «размягченные» модели социализма. При этом делается ставка на националистические и религиозные предрассудки, потребительские упования, культурную неразвитость отдельных людей, используются всякие человеческие слабости (честолюбие, тщеславие, зависть и т. п.), чтобы посеять среди неустойчивой, идейно незрелой части населения социалистических стран настроения разочарования и недовольства. Стремясь перечеркнуть значение экономических, социальных и культурных преобразований, осуществленных в период социалистического строительства, такая критика смещает пропорции между успехами, перспективами и еще не решенными проблемами, неоправданно раздувая значение

некоторых негативных явлений (моменты стихийности в социальном развитии, случаи нарушения социалистических принципов распределения, факты неудовлетворенности части трудящихся содержанием своего труда, морально-психологическим климатом па том или ином предприятии, возмущение бюрократизмом, неполадками в сфере торговли и т. п.). Она стремится таким путем закрепить и шире распространить искривленное мировидение, раздуть настроения аполитичности, обывательского брюзжания или анархистского своеволия. Одна из целей такой критики — возродить свойственное буржуазному обществу моральное отчуждение личности, что практически означало бы ее отторжение от идеалов, ценностей и норм социалистической морали.

Созидательно-критическая роль социалистической морали. Противоречие добра и зла, воплощенное в разнообразных по форме и содержанию нравственных конфликтах, а также в столкновениях коллективизма и индивидуализма, несогласованности жизненных позиций, позволяет глубже понять созидательное историческое предназначение коммунистической морали и ее революционно-критическую направленность.

Буржуазные и ревизионистские идеологи утверждают, будто в «спокойные» периоды развития общества социалистическая мораль перестает быть специфическим механизмом регуляции деятельности людей, стремящихся к революционным социальным преобразованиям, становится «прямым отрицанием революционной этики» (М. Рюбель), низводится «до уровня репрессивного инструмента», который должен «исключить возможность выполнения нравственным сознанием критической роли по отношению к наличному обществу» (П. Элен).

Эти обвинения (в которых теоретическая узость может соперничать лишь с политической слепотой и злонамеренностью) исходят из представления, что в морали имеются разрушающая и укрепляющая функции по отношению к наличной социальной организации. Однако абстрактное выделение этих двух функций и тем более преувеличение значения одной из них теоретически несостоятельно. Мораль не служит укреплению устоев вообще или разрушению порядка вообще, а оборачивается той или иной своей стороной в зависимости от конкретно-исторической ситуации, от социальных условий, в которых действует механизм моральной регуляции.

В социалистическом обществе, которое преодолело антагонистическую форму исторического прогресса, социальная организация открывает практически безграничные просторы для нравственного совершенствования и творчества людей. Конечно, поскольку здесь имеют место неантагонистические противоречия различных видов и уровней, перед социализмом также стоит проблема критического отношения к социальной практике. Свою критическую роль выполняет и мораль, которая призвана так сориентировать поведение людей, чтобы оно содействовало разрешению

противоречий общественного развития, укреплению жизнеспособности социальной организации, ее готовности к самообновлению. В этом процессе мораль выполняет по крайней мере двоякую роль.

Во-первых, она позволяет обнаружить возникающие противоречия, сигнализирует об их остроте, масштабах, о возможностях преодоления диспропорций, различных форм зла и мобилизует людей на ликвидацию подобных ситуаций. При этом, как правило, проявляется ее созидательная роль, возникают конструктивные решения, укрепляется ответственность и дисциплина. Разумеется, данные процессы фиксируются и в системах научного управления обществом. Однако их диагностическое выявление, осуществляемое моральным сознанием в оценках передового общественного мнения, иногда опережает строгий научный анализ. Такие оценки, конечно, не обладают точностью, глубиной и основательностью научно-политических оценок. Тем не менее, в принципе совпадая с ними, они могут быть более острой, опережающей контрольной реакцией на потребности в социальных изменениях.

Социалистическое нравственное сознание не может мириться с хотя и устоявшейся, но успевшей устареть практикой независимо от того, относится ли она к производству, торговле, потребительской деятельности, управлению, организации общественного порядка или к каким-то граням межличностных отношений. Нравственное сознание расценивает подобную практику как зло, возмущается ею, негодует по поводу приверженности к ней тех или иных лиц, призывает к исправлению, оздоровлению, утверждению новых форм, оценивает ее не только с позиций нормы, но и идеала, с точки зрения высших интересов общественного развития, в плане гармонизации экономической, социально-политической целесообразности с целесообразностью моральной. И в этом смысле оценки передового общественного мнения и совести людей являются непременным и ничем не заменимым дополнением хозяйственного расчета, управленческого решения, научной экспертизы, теоретического прогноза и т. д.

Во-вторых, социалистическая мораль не только обнаруживает противоречия общественного развития и дает им нравственную оценку. Она вовлекает в их практическое разрешение трудящихся, пробуждая социальную волю и энергию, инициативу и почины массового, коллективного и индивидуального действия. Практическое разрешение противоречий опять-таки лежит в русле совершенствования научного управления обществом, обновления механизмов деятельности различных социальных институтов, улучшения всего комплекса идейно-воспитательной работы, а не в русле одних только моральных увещеваний.

Социалистическая мораль бескомпромиссно отрицает не только различные формы зла и отклоняющиеся ориентации в поведении, но и любые виды примиренчества с недостатками, безответственное соглашательство и пассивность, убаюкивающую веру в философию самотека («все само собой утрясется»). Решительно отклоняя нравственные взгляды, защищающие отжившие стереотипы поведения, чуждые традиции, она способствует проникновению коллективистского начала во все сферы социальной жизни. Она стимулирует активную жизненную позицию людей, формами проявления которой являются единство слова и дела, положительный личный пример, почин, а подчас — подвиг. Она развивает энтузиазм, творчество не только масс, но и отдельных личностей, так как даже уникальные поступки, полные гражданской самоотверженности и гуманности, несут значительный социальный смысл, дают толчок к изменениям и в массовом поведении. Социалистическая мораль, таким образом, формирует сознательных и решительных борцов за коммунизм. В этом и заключается ее революционно-критический характер на этапе развитого социализма.

Контрольные вопросы

1. Каковы источники возникновения и этапы развития социалистической моральной системы?

2. Чем объясняется возрастание роли морального фактора в жизни социалистического общества?

3. Какие проблемы возникают в нравственной жизни социалистического общества в условиях развертывания научно-технической революции и под ее воздействием?

4. Каковы задачи и средства борьбы с проявлениями аморализма в поведении людей, с антиподами коммунистической морали?

5. Какова роль Коммунистической партии в разрешении возникающих проблем нравственного развития общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: