Анализ макроокружения

КОНКУРЕНТНЫЙ SWOT-анализ

Професор Лозенко В.К.

Здесь рассматриваются следующие основные вопросы:

· Анализ макроокружения

· Анализ непосредственного окружения

· Анализ внутренней среды.

· Способы выявления факторов внешней и внутренней среды.

· Конкурентный SWOT –анализ.

· Методика выявления

сильных и слабых сторон предприятия.

· Методика выявления

возможностей и угроз непосредственного окружения.

· Методика оценки макроокружения.

· Представление результатов.

Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды [1-3].

Анализ макроокружения

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятой организации. Однако, в ряде случаев влияние макросреды на различные организации может быть различным. В частности, различное влияние на один и тот же бизнес могут оказывать регионы, проводящие в едином правовом пространстве свою особенную экономическую политику. Макроокружение может быть описано следующими компонентами:

1.1. Экономическая компонента (ЭК). Изучение ЭК позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение ЭК предполагает анализ ряда показателей:

· Величина валового национального продукта.

· Темпы инфляции.

· Курсы валют и значения процентных ставок.

· Действующая система налогообложения.

· Средний уровень зарплаты.

· Уровень платежноспособного спроса населения и т.д.

1.2. Правовая компонента. Изучение вопросов правового регулирования не должно сводиться только к ознакомлению с содержанием правовых актов. При изучении правовой компоненты макроокружения, в первую очередь, должны интересовать динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества, степень обязательности действия правовых норм и, наконец, уровень неотвратимости применения санкций к организациям в случае нарушения организацией правовых норм.

1.3. Политическая компонента. Ключевым вопросом изучения политической компоненты является контроль процесса борьбы за власть. Власть определяет то, как осуществляется доступ к деньгам, и то, как и в каком размере отчуждаются деньги у организаций на государственные нужды. Предметом изучения политической компоненты также являются следующие вопросы:

· Какие программы пытаются провести в жизнь различные политические силы.

· Какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти.

· Как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны.

· Какую законодательную политику проводят органы законодательной власти.

· Какая идеология определяет политику правительства. Насколько стабильно правительство. Насколько сильны оппозиционные политические структуры.

· Какова степень общественного недовольства и т.д.

1.4. Социальная компонента (СК). Изучение социальной компоненты связано с необходимостью учета влияния на бизнес следующих социальных процессов и обстоятельств:

· Отношение людей к работе и качеству жизни. Ценностные ориентиры людей. Уровень потребностей.

· Обычаи и верования.

· Демографическая структура общества.

· Уровень занятости, квалификации, образования и мобильности населения.

1.5. Технологическая компонента (ТК). Прогресс науки и техники несет в себе не только огромные возможности, но и огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся перспективы, т.к. очень часто новые технологии создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Запаздывание с внедрением новых технологий, задержка с использованием когда-то передовой технологии ведет к невосполнимой потери своей доли рынка. Один из возможных путей решения данной проблемы – постоянный контроль ситуации на рынке технологий и приобретение новых технологий на тех или иных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: