КОНКУРЕНТНЫЙ SWOT-анализ
Професор Лозенко В.К.
Здесь рассматриваются следующие основные вопросы:
· Анализ макроокружения
· Анализ непосредственного окружения
· Анализ внутренней среды.
· Способы выявления факторов внешней и внутренней среды.
· Конкурентный SWOT –анализ.
· Методика выявления
сильных и слабых сторон предприятия.
· Методика выявления
возможностей и угроз непосредственного окружения.
· Методика оценки макроокружения.
· Представление результатов.
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды [1-3].
Анализ макроокружения
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятой организации. Однако, в ряде случаев влияние макросреды на различные организации может быть различным. В частности, различное влияние на один и тот же бизнес могут оказывать регионы, проводящие в едином правовом пространстве свою особенную экономическую политику. Макроокружение может быть описано следующими компонентами:
|
|
1.1. Экономическая компонента (ЭК). Изучение ЭК позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение ЭК предполагает анализ ряда показателей:
· Величина валового национального продукта.
· Темпы инфляции.
· Курсы валют и значения процентных ставок.
· Действующая система налогообложения.
· Средний уровень зарплаты.
· Уровень платежноспособного спроса населения и т.д.
1.2. Правовая компонента. Изучение вопросов правового регулирования не должно сводиться только к ознакомлению с содержанием правовых актов. При изучении правовой компоненты макроокружения, в первую очередь, должны интересовать динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества, степень обязательности действия правовых норм и, наконец, уровень неотвратимости применения санкций к организациям в случае нарушения организацией правовых норм.
1.3. Политическая компонента. Ключевым вопросом изучения политической компоненты является контроль процесса борьбы за власть. Власть определяет то, как осуществляется доступ к деньгам, и то, как и в каком размере отчуждаются деньги у организаций на государственные нужды. Предметом изучения политической компоненты также являются следующие вопросы:
· Какие программы пытаются провести в жизнь различные политические силы.
· Какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти.
|
|
· Как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны.
· Какую законодательную политику проводят органы законодательной власти.
· Какая идеология определяет политику правительства. Насколько стабильно правительство. Насколько сильны оппозиционные политические структуры.
· Какова степень общественного недовольства и т.д.
1.4. Социальная компонента (СК). Изучение социальной компоненты связано с необходимостью учета влияния на бизнес следующих социальных процессов и обстоятельств:
· Отношение людей к работе и качеству жизни. Ценностные ориентиры людей. Уровень потребностей.
· Обычаи и верования.
· Демографическая структура общества.
· Уровень занятости, квалификации, образования и мобильности населения.
1.5. Технологическая компонента (ТК). Прогресс науки и техники несет в себе не только огромные возможности, но и огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся перспективы, т.к. очень часто новые технологии создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Запаздывание с внедрением новых технологий, задержка с использованием когда-то передовой технологии ведет к невосполнимой потери своей доли рынка. Один из возможных путей решения данной проблемы – постоянный контроль ситуации на рынке технологий и приобретение новых технологий на тех или иных условиях.