Семинар – особый вид учебной деятельности в форме практики мышления, речи и письма. На семинарских занятиях студенты отвечают на вопросы, участвуют в дискуссиях, ролевых играх, выступают с сообщениями, докладами, защитой рефератов.
Достоинством семинара является дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем.
Цель семинара– формирование у студентов способности к понятийному мышлению, ценностному самоопределению, умения доказывать и опровергать, слушать и оценивать выступления, этично вести диалог, полемику.
На семинарских занятиях перед студентом ставятся задачи:
• развить умение мыслить логично и самостоятельно;
• усвоить содержание понятий и категорий;
• продемонстрировать степень подготовки к семинару;
• набрать необходимое количество баллов, повысить свой рейтинг. Творческое усвоение студентами философии, т.е. учения о теоретическом мышлении и о ценностном самосознании человека, позволит им значительно повысить уровень гуманитарной и профессиональной подготовки, социальной компетентности и развить субъектность (способность к самоопределению и нормотворчеству), столь важную в самостоятельной жизни.
|
|
При творческом усвоении философии у студентов формируются следующие умения по различным разделам философского знания:
историко-философский раздел:
• вычленять смысл философской системы: как в ней решаются вопросы метафизики, антропологии, гносеологии, аксиологии, культурологии, социологии, политологии, праксиологии;
• определять педагогическую значимость той или иной философской системы и аргументировать ответ;
• различать духовно-нравственные ценности русской и зарубежной философии;
гносеологический:
• свободно оперировать не только представлениями, но и понятиями, категориями; систематически излагать мысли, аргументированно доказывать и опровергать;
• критично оценивать мышление как свое собственное, так и других людей, способность к рефлексии;
• определять смысловую направленность понятийных систем, реферировать философские тексты, конструировать самостоятельно систему понятий (понятийное творчество);
аксиологический:
• интерпретировать действительность в ее объективно-научном понимании и в ценностном значении;
• различать ценности относительные и абсолютные, индивидуальные и надындивидуальные, обосновывать иерархию ценностей и оценивать действительность;
• различать, какие ценностные ориентации в человеческой жизни предлагаются в рамках материалистической, идеалистической, религиозно-философской системах;
• определять в понятиях духовные основы бытия человека, семьи, воспитания коллектива, государства, правосознания, собственности, труда;
|
|
антропологический:
• различать в человеке родовое, личностное и индивидуальное, природное и социальное, телесное, душевное и духовное; понимать их взаимосвязь;
• определять человека как самоустремленное существо в актах его самостановления, самодеятельности, свободы, творчества, в процессах самоформирования им собственных способностей и потребностей, форм деятельности, общения и мышления;
• интерпретировать человека как субъекта (в чем состоят субъектные качества, как они формируются и каково их значение);
• объяснять, в чем состоит целостность человека, его субъективности, деятельности, общения; каково значение чувственности, воображения, мышления, воли, веры в структуре субъективности и в каких формах эти способности объективируются;
культурологический:
• ясно различать культуру и цивилизацию (технику жизни), особенности русской и западноевропейской культур; понимать своеобразие национальных культур, их взаимообогащение в процессе диалога;
• вычленять в составе культуры особенности научного, морального, художественного, религиозного, философского освоения мира человеком и понимать взаимодополнительность этих форм освоения;
• оценивать значение культуры в воспитании, образовании, в повседневной жизни человека, народа;
социологический:
• определять специфику социальной реальности, направляющую роль в ней интеллектуального, духовного начала;
• анализировать целевое назначение главных сфер общества, социальных институтов; социальную структуру общества и социальную мобильность;
• осознавать значение педагогического комплекса (системы воспитания, обучения) как социального института в культурном воспроизводстве нации; понимать социальную ответственность педагога.