Противопожарные летательные аппараты

Авиационные технологии тушения пожаров имеют ряд преимуществ:

– точность определения границ пожара;

– высокую оперативность доставки ОВ и пожарных в районы пожара;

– большую эффективность тушения благодаря концентрированному выливанию воды.

Важно и то, что авиационная техника используется независимо от наличия дорог, подразделениями авиалесохраны и МЧС используются летательные аппараты различного назначения для патрулирования и тушения пожаров. Так, в течение пожароопасного сезона проводится патрулирование лесов самолетами АН-2 по всей территории России. На самолетах АН-24 и других осуществляется доставка в районы пожаров работников парашютной и десантно-пожарной службы, средств пожаротушения и полевого снаряжения. Все самолеты оборудованы средствами связи. Некоторые параметры их характеристик представлены в табл. 12.15.

Таблица 12.15

Показатели Размерность АН-2 АН-24
Дальность полета Продолжительность полета Скорость полета Мощность двигателей Высота патрульного полета Число парашютистов-пожарных Высота прыжка с самолета Время снижения на парашюте км ч км/ч кВт м чел. м с    

Авиатехнология по ликвидации лесных пожаров реализуется по двум различным направлениям. Первое из них характеризуется тушением пожара по всей площади, а второе – локальным тушением отдельных участков.

Первое направление связано с применением лесопожарныхавиатанкеров-самолетов.Они оснащаются специальными фюзеляжными баками и системами распыления ОВ над очагами пожаров. Они представлены самолетами АН-2П, АН-26П и гидросамолетом Бе-200ЧС. На них устанавливаются баки с водой емкостью 2, 4 и 6 м3 соответственно.

В аваиаподразделениях МЧС применяется специально оборудованный для пожаротушения самолет Ил-76МД. На борту самолета установлены съемные выливные вместимостью до 42 м3 воды. Кроме того, на самолете находится 0,16 т пенообразователя и 1,7 т раствора ингибиторов. Основные параметры технической характеристики Ил-76МД приводятся в табл. 12.16.

Таблица 12.16.

Показатели Размерность Параметры
Размеры грузовой кабины Максимальная взлетная масса Масса полезной нагрузки Максимальная скорость Крейсерская скорость Практический потолок Дальность с максимальной нагрузкой Высота полета при сливе м т т км/ч км/ч м км м 24,5×3,45×3,4 50–100

Самолеты предназначены в основном для локализации и тушения лесных пожаров. Площадь местности, покрываемая выливаемой водой, достигает при одновременном сливе 50000 м2 (500×100 м). При последовательном сливе она составляет 48000 м2 (600×80 м). Концентрация покрытия огнетушащей жидкостью находится в пределах 1,5–2 л/м2.

Время заправки двух баков водой осуществляется в течение 20–30 мин, а время слива – 6–8 с.

Из самолета может десантироваться 40 человек.

Самолеты-амфибии создают с турбовинтовыми или реактивными двигателями. Для тушения лесных пожаров используется самолет-амфибия Бе-200ЧС. На нем установлены два двигателя Д-436П с тягой 2×7500 кг. Взлетная масса самолета 43–44 тыс.кг. Крейсерская скорость самолета равна 638 км/ч, высота полета достигает 8000 км, а дальность полета – 3000 км.

Взлетно-посадочные характеристики включают взлетную и посадочную дистанции. Взлетная дистанция – это расстояние от начала движения самолета до его подъема на высоту 25 м. Посадочная дистанция – это расстояние от спуска с высоты 25 м до полной остановки самолета.

Значения параметров самолетов-амфибий приводятся в табл. 12.17.

Таблица 12.17.

Наименование Условия Расстояние, м
Взлетная дистанция Вода Суша 500–1600 880–980
Посадочная дистанция Вода Суша 800–1250 950–1050

При аэродромном базировании важны величины разбега (от начала движения до взлета) и пробега (от приземления до остановки). В условиях бетонных взлетно-посадочных полос эти величины находятся в пределах 650–780 м.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС может использоваться при высоте волны до 1,2 м.

Он может выполнять следующие задачи:

– доставку в район бедствия и возвращение на базу пожарных
команд (спасателей) и средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или на аэродром;

– сдерживание распространения и тушение средних и крупных
пожаров созданием заградительных полос путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара;

– ликвидацию мелких и зарождающихся пожаров.

Для тушения лесных пожаров на самолете имеется запас воды и специальное оборудование для ее набора и сброса.

Баки для воды (вместимостью 1,2 м3) и химических жидкостей (вместимостью 1,2 м3) размещены по бортам самолета (рис. 12.44). Баки для воды оборудованы устройствами для ее набора при глиссировании самолета
и створками для ее сброса.

1
2
3
4
5
5

Рис. 12.44. Противопожарный самолет-амфибия Бе-200ЧС:

1 – кабина; 2 – фюзеляж; 3 – бак для химических жидкостей; 4 – двигатель; 5 – баки для воды

Набор воды из водоемов осуществляется при скорости глиссирования 180–210 км/ч. При этом самолет может преодолеть расстояние 300–1500 м. Время набора воды около 14 с.

Минимальный размер водоема составляет около 3200 м, а радиус действия самолета достигает 250–350 км.

В условиях аэродромного базирования баки наполняют от гидрантов водопроводной сети, используя пожарные машины.

Сброс воды производится с высоты 50–100 м. Залповый сброс осуществляется в течение 2–3 с. Возможно сбрасывать воду из отдельных баков.

Полностью герметичный фюзеляж самолета позволяет использовать его для патрулирования, спасения терпящих бедствие на воде, решения экологических задач.

На самолете возможна перевозка до 50 спасателей или до 60 пострадавших, а на носилках – 30.

Самолет оснащен комплексом пилотажно-навигационного оборудования и средств связи, обеспечивающим навигацию и управление им на всех этапах в любых метеоусловиях в любое время суток и года.

Второе направление развития авиатехнологий пожаротушения связано с применением вертолетов. Преимущества их применения обусловлены следующим:

– точностью сброса ОВ и высоким диапазоном удельного расхода;

– высокой оперативностью заполнения емкостей водой (несколько секунд);

– безопасностью летного состава, так как отпадает необходимость бреющего полета на высоте 50–80 м.

Пожарные вертолеты могут выполнять в зависимости от назначения различные функции: тушить пожары в зданиях повышенной этажности,
на промышленных объектах, в степной и лесистой местности, доставлять
к месту пожара десант пожарных, пожарной техники и ПТВ.

Пожарный вертолет Ка-21А приспособлен для тушения пожаров
в зданиях повышенной этажности, эвакуации людей с крыш, оконных проемов, тушения лесных пожаров.

Вертолет оборудован подвесной системой для работ с лебедкой, средствами группового спасения, имеет грузовой бак вместимостью 5000 л, может иметь специальные бортовые системы пожаротушения.

Скорость полета вертолета 230–250 км/ч, расчет – 2 человека, количество перевозимых людей – 16 человек.

Вертолет пожарный Ми-8МТ(МТВ) имеет противопожарное оборудование из двух пусковых установок (по бортам) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого водосливного устройства на внешней групповой подвеске и регулируемое спусковое устройство (СР-У), обеспечивающее беспарашютное десантирование шести пожарных. Основные параметры технической характеристики даны в табл. 12.18.

На вертолетах МИ-8МТ и МИ-8МТВ (рис. 12.45) могут устанавливаться специальные водосливные устройства (ВСУ) с емкостью из прорезиненной ткани или из металлических материалов.

Таблица 12.18.

Показатели Размер-ность Величина
Суммарное количество пусковой установки Масса огнетушащего состава в одном стволе Предельная дальность выброса Количество зарядов на борту Время перезарядки стволов Вместимость водосливного устройства Минимальная глубина водоема для забора воды Время забора/слива Скорость доставки воды к очагу горения шт. кг м шт. мин м3 м с км/ч 26 (13×2) 10,0 10–20 3,5 1,5 Не более 20/14 Не более 170

Емкость с водой может размещаться в грузовой кабине. Ее заполнение водой осуществляется через всасывающий рукав специальными насосами.

Слив воды может производиться через:

– сливной клапан в днище емкости грузового люка вертолета;

– систему форсунок под днищем вертолета;

– водомет, расположенный в проеме двери на левом борту вертолета.

Водосливное устройство с емкостью из металлических материалов,
с объемом жидкости 2 м3 может забирать воду из водоема глубиной не менее 1,5 м. Транспортировка его осуществляется на внешней тросовой подвеске. Из него возможен слив воды в режиме зависания вертолета, а также

2
1
3
Рис. 12.45. Вертолет МИ-8МТ: 1 – корпус; 2 – винт; 3 – водосливное устройство
отцепка водосливного устройства на земле после его посадки. Управление сливом осуществляется с борта вертолета. Время забора воды 18–20 с, аслива – 12–14 с.

Комплекс противопожарный вертолетный оборудован на вертолете Ми-26ТС, имеет водосливное устройство ВСУ-15 на внешней подвеске. Вместимость водосливного устройства 10 или 15 м3, средний расход воды при сливе (1000±100) л/с. Размеры смоченной полосы (при высоте полета 20–60 м и скорости полета 30–80 км/ч): по ширине 12–22 м и по длине125–300 м. При этом средняя плотность орошения
составляет около 2 л/м2.

Вертолет забирает воду из водоема глубиной 2–3 м в количестве
9,2–15 м3 при времени забора максимального количества воды не более 10 с. Продолжительность подготовки комплекса к работе около 30 мин.

Комплекс может использоваться для доставки к месту пожара десанта пожарных, пожарной техники и ПТВ.

Комплекс вертолетный противопожарный ВПЖ-2
также оборудован на вертолете Ми-26ТС. На борту имеется четыре емкости общей вместимостью 15 м3 воды и емкости для химических добавок вместимостью 0,9 м3. Время сброса воды 35–45 с. Размеры смоченной полосы при высоте полета 30 м и скорости 30 км/ч: по ширине 12 м и длине 250 м. При этом обеспечивается средняя плотность орошения 2–2,55 л/м2.

Время заправки водой на земле не более 15 мин. А в режиме зависания – не более 4 мин двумя насосными станциями, спускаемыми на лебедках ЛПГ-150.

Время переоборудования вертолета в противопожарный вариант
составляет не более одного часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: