Грузозахватные приспособления кранов

Лекция №

Тема: Кран и подъёмники

План

Общие положения, история

Назначение, принцип работы, конструкция

Классификация кранов

Грузозахватные приспособления кранов

1. Кран грузоподъёмный — общее название для подкласса грузоподъёмных машин, предназначенных для пространственного перемещения грузов, временное зацепление которых осуществляется с применением различных грузозахватных приспособлений: крюковых подвесок, грузозахватных органов специального конструктивного исполнения .

Или грузоподъёмный кран — машина, предназначенная для подъёма и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа .

Слово кран (нем. Kran) появилось в конце XVIII века. Слово Kran образовано от Kranich (нем. Kranich — журавль) .

История создания и развития:

Простейшие подъёмные краны, как и большинство грузоподъёмных машин, до конца XVIII века изготовлялись из дерева и имели ручной привод .

В XI-XII веках, с развитием торговли и мореплавания, стали появляться первые варианты современных кранов. Они обладали ручным приводом, либо приводом от топчаковых колёс. Конструкции кранов вначале выполнялись из дерева, а крюки и оси делали из стали .

Подобный кран, сохранившийся до наших дней, был спроектирован и изготовлен в 1330 году. Он обладал возможностью поворота и приводился в движение от топчаковых колёс. В XIV веке при возведении собора в Кёльне использовался подъёмный кран с приводом от 2 топчаковых колёс. Этот кран имел грузоподъёмность 5 т и высоту 15 м .

К началу XIX века ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. XIX века появились первые цельнометаллические подъёмные краны сначала с ручным, а в 1830 годах — с механическим приводом.

Первый паровой подъёмный кран создан в Великобритании в 1830 году, гидравлический — там же в 1847. Двигатель внутреннего сгорания был использован в подъёмном кране в 1895, а электрический двигатель в 1880—1885 почти одновременно в США иГермании. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы подъёмные краны с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии .

Первый прототип современных башенных кранов появился в 1913 году: кран, созданный Юлиусом Вольфом, обладал поворотной платформой, расположенной в верхней части башни. Ещё через 15 лет появляется первый башенный кран с балочной стрелой, а в 1952 году — с подъёмной .

-1-


Дореволюционная Россия:

Ещё в 1793 году «машинный ученик» Борзой Ф., работавший на железоделательном заводе в Петровске, создал прообраз стрелового поворотного крана . Изготовление грузоподъёмных кранов в России началось на основанном в 1840-х годах Костромском машиностроительном заводе. На протяжении долгого времени производство осуществлялось только этим заводом и только по единичным заказам .

В 1860-х годах при возведении крепостных укреплений Кронштадта появились первые российские монтажные плавучие краны . Первые краны современного типа стали производиться в стране начиная с 1898 года по 1900 год (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский , Невский машиностроительный и др. заводы). Сначала появились мостовые краны общего назначения, а затем железнодорожные краны . В 1913 году выпуск подъёмных кранов на двух заводах — Брянском и Старокраматорском составлял 70 единиц в год .

После революции:

После Октябрьской революции 1917 краностроение стало развиваться быстрыми темпами и превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения . В 1934 году был создан первый советский автокран. Тогда же появились первые советские краны на шасси трактора, гусеничные, а также мачтово-стреловые краны. Через три года в стране были созданы первые башенные , а с 1947 года стали изготавливаться пневмоколёсные краны.

За 35 лет, в период с 1940 года по 1975 год, количество грузоподъёмных кранов в стране возросло в 138 раз . К 1975 году общее количество подъёмных кранов на территории Советского Союза составляло более 100 тысяч единиц , из которых порядка 70 % — самоходные краны стрелового типа (из них автокраны — 80 %) .

Ежегодный выпуск только кранов мостового типа в 1980-е годы составлял от 6 до 7 тысяч единиц. Производство стреловых кранов в те годы составляло: башенных — от 3 до 4 тысяч единиц , а автомобильных — почти 20 тысяч штук.

2. Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов:

захват груза;

рабочий ход (перемещение груза, разгрузка);

холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное положение).

Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка: разгон, установившееся движение и торможение. Причем, очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки.

Работа с краном осуществляется минимум двумя людьми : оператором, осуществляющим непосредственное управление краном, и стропальщиком, осуществляющим сцепку-расцепку крюка крана с грузом или грузозахватным приспособлением. При отсутствии прямой видимости между крановщиком и стропальщиком, передача команд крановщику осуществляется по рации. Ранее команды передавались через сигнальщика или группу сигнальщиков.

Конструкция подъёмного крана включает в себя:

металлоконструкцию, составляющую основу крана. По сути, все, что мы видим в кране, относится к металлоконструкции — пролёты, опоры, стрелы и т. д.

-2-


Металлоконструкции бывают коробчатого (на большинстве автокранов и мостовых кранов) и решётчатого сечения (в основном бaшeнныe кpaны). В зависимости от этого меняются условия эксплуатации и надзора, способ производства и расчёты при проектировании, у каждого из этих видов имеются как плюсы, так и минусы. Применение конкретного типа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям. Следует отметить, что в принципе эти два вида взаимозаменяемы, но следует оценивать и адекватность их применения к условиям эксплуатации и задачам.

механизм подъёма груза, состоящий из гибкого подъёмного органа (стального каната или цепи), грузозахватного устройства (крюк, петля, грейфер и т. д.) и грузовой лебёдки. Для обеспечения безопасности в работе грузоподъёмный механизм оснащается различными ограничителями (грузоподъёмности, грузового момента, хода грузозахватного органа);

грузозахватный орган, может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматического действия (электромагнит, пневматический присос, спредер и др.).

Также подъёмный кран может быть оснащен механизмами передвижения грузовой тележки, изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры, и т. д. Краны-штабелёры оснащаются механизмом вращения колонны.

Все основные типы кранов (кроме консольных) снабжаются ограничителями грузоподъемности или грузового момента, которые также могут иметь регистратор параметров для сбора информации о поднимаемых грузах.

3. Классификация: Для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их.

- Грузоподъёмные краны по конструкции можно разделить на следующие основные типы:

Краны стрелового типа

Грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле. К ним относятся башенные, портальные, полупортальные, стреловые краны и др.

Стреловые самоходные краны классифицируются по грузоподъемности, ходового устройства, типа привода, исполнению стреловым оборудованием.
В зависимости от грузоподъемности стреловые краны подразделяются на легкие (Грузоподъемность до 10 т.), средние (от 10 до 25), и тяжелые (25 тонн и больше).
В конструкции ходовой устройства различают стреловые краны: автомобильные, пневмоколесных, гусеничные на специальном шасси автомобильного типа (рис.1,2, 3).

По типу привода основных механизмов различают краны с одномоторными и многомоторным двигателями. У кранов с одномоторными двигателями все рабочие механизмы через трансмиссию работают от одного двигателя.
У кранов с многомоторным приводом все рабочие механизмы приводятся от нескольких независимо работающих двигателей.
По конструктивному исполнению подвески стрелового оборудования, которые служат для удержания и изменения угла наклона стрелы, различают краны с гибкой и жесткой подвесками.

-3-


Рис. 1. Автокран 4056 грузоподъемностью 6.3 т. Рис. 3. Дизель - электрический

кран КДЗ-161 на железнодорож-

ном пути


Рис. 2. Пневмоколесных кран К-124 грузоподъемностью 12 т.

В первом случае применяется канатная подвеска, во втором случае удержания стрелы и изменения угла ее подъема происходят посредством гидроцилиндров.
На кранах устанавливается стреловое или краново-стреловое оборудование. Стреловое оборудование может быть не выдвижным, выдвижным и телескопическим. При выдвижном оборудовании стрела для изменения ее длины выполняется такой, что состоит из одной или нескольких неустранимых секций. В телескопическом варианте длина стрелы изменяется при рабочей нагрузке по счет применения одного или нескольких не выдвижных секций.
Длина неустранимого и выдвижного стрелового оборудования может быть увеличена за помощью одной или нескольких дополнительных вставок.

Краны мостового типа

Несущая конструкция имеет вид моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью. К ним относятся мостовые, козловые, полукозловые, консольные краны, мостовые перегружатели,краны -штабелёры и др.


-4-


Мостовой кран (рис.4-1) может переносить груз в любой конец площадки, продольно передвигать по путям: поперечное перемещение, подъем и опускание груза проводит тяжелыми кранами.
Кран управляется из кабины, которая подвешена к мосту так, чтобы крановщик мог видеть все операции которые выполняет кран и обслуживающий площадку.
Мостовые краны делятся по типу приводе на краны:
- С ручным приводом;
- С машинным приводом: находящиеся вне краном;
- С электроприводом, который находится на кране. По конструкции мостов однобалочные и двухбалочные. Их грузоподъёмность достигает 500-600т, пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов) — 50—60 м, возможная высота подъёма груза— 40—50 м и в специальном исполнении до 500 м; скорость движения моста (рабочее движение) —30—160м/мин, грузовой тележки — 10—60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин. На мосту могут располагаться 2грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым кранам общегоназначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. К особой группе относятся металлургические мостовые краны (литейные, завалочные, колодцевые, для «раздевания» слитков и др.), которые оборудованы специальнымигрузозахватными устройствами и механизмами управления ими.

Краны кабельного типа

Грузозахватный орган, подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным в опорах.

- Возможность перемещения:

Железнодорожный кран КЖ-971

Кран стационарный - неподвижно закреплён на основании, не имеет возможности перемещения.

Кран радиальный - имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы.

Кран переставной - закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную.

Кран самоподъемный - используется при строительстве. Устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сооружения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов.

Кран быстромонтируемый - башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 мин.

Кранпередвижной: имеет возможность передвижения.

Виды передвижных кранов:

Самоходный кран - (имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии);

- 5 -


Прицепной кран- (перемещается буксиром с помощью прицепа).

- Тип привода:

Ручной привод - используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы.

Электрический привод - в кранах с электроприводом используются главным образом электрические двигатели переменного тока, однако при необходимости плавного регулирования скоростей используются электродвигатели постоянного тока.

Гидравлический привод - компактен, позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД.

Пневматический привод - используются в основном при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах.

Оснащённые двигателем внутреннего сгорания - используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

- По степени поворота подъёмного крана различают два вида:

Поворотный кран - имеет возможность вращения относительно опоры.

Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).

Неповоротный кран - не имеет возможности вращения относительно опоры.

- По типу опоры краны делятся на: опорные, подвесные, пневмоколесные, автомобильные, рельсовые, железнодорожные, тракторные, краны на гусеничном ходу, краны на колёсном ходу, краны на специальном шасси.

- Тип грузозахватного органа:

Портальный кран с грейфером

Крюковые краны - грузозахватным органом крана является крюк. Это самое простое и старое устройство, которое широко применяется практически во всех типах кранов.

Грейферные краны - грузозахватным органом крана является грейфер

Магнитные краны - грузозахватным органом крана является электромагнит

Клещевые краны - грузозахватным органом крана являются клещи

Контейнерные краны - грузозахватным органом крана является спредер

Также существуют краны штыревые, краны-штабелёры, краны литейные, стрипперные краны, посадочные краны, колодцевые краны, магнитно — грейферные краны, ковочные краны, и т. д. Грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза.

Конструктивные особенности:

- Стреловой тип

Основным рабочим элементом кранов стрелового типа является стрела, которая может быть маневровой (подъёмной) или балочной . Грузозахватный орган подвешивается непосредственно либо к блокам на её конце, либо к перемещающейся по стреле грузовой тележке.

Основные разновидности: самоходные стреловые, портальные, мачтовые, консольные, бaшeнный, плавучие, велосипедные.

- Мостовой тип

Краны мостового типа представляют собой разновидность подъёмного крана, имеющего конструкцию, выполненную в виде опорного или подвесного моста.

-6-


Несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь. Мост (несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на эстакадах вне здания.

Разновидности: мостовые опорные, мостовые подвесные, козловые и полярные краны.

- Кабельный тип

Основной рабочий орган кранов кабельного типа — канаты, закреплённые на двух опорах. Грузозахватный орган подвешивается к перемещающейся по канатам грузовой тележке. Опоры крана могут быть стационарными или передвижными.

Область применения:

- Кран мостовой: относится к типовому оборудованию производств цехов, электростанций, закрытых и открытых складов.

К мостовым кранам общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны.

- Кран однобалочный (опорный и подвесной): в качестве грузовой тележки имеет самоходную электрическую таль (тогда называется кран-балкой) или полноценную тележку, оборудованную механизмом подъема груза и передвижения.

- Металлургические мостовые краны (литейные, завалочные, колодцевые, для «раздевания» слитков и др.) относятся к особой группе. Краны оборудованы специальными грузозахватными устройствами и специальными механизмами для управления ими.

- Кран-штабелёр (разновидность мостовых кранов) с грузовой тележкой, имеющей вертикальную поворотную колонну, по которой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей. В последнее время краны-штабелеры выполняют с автоматическим управлением, что позволяет уменьшать время обработки груза.

- Башенный кран: используется преимущественно при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в судостроении, позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом.

- Башенный быстромонтируемый кран: применяется в стесненных условиях строительства при ограниченном пространстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 метров), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном.

- Козловой кран: применяется обычно для обслуживания складов, главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Козловой кран — кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Козловые краны относятся к категории подъемных устройств

- 7 -


мостового типа. Средний срок службы козловых кранов — приблизительно 20 лет без учета режима работы и условий эксплуатации. Наработка на отказ — примерно 3 000 циклов.

Консольный кран: приспособлен для механизации подъемно-транспортных работ по подъему и перемещению грузов в пределах зоны обслуживания. В зависимости от модификации угол поворота консольно-поворотного крана может быть в диапазоне 0-360 град. Кран консольный с механизированным приводом нашел широкое применение и успешно используется для грузоподъемных работ в цехах, на складах и строительных площадках. Угол поворота стрелы крана 360°. Скорость подъема груза и перемещения талей соответствуют скоростям примененных талей. Консольные стационарные краны (на колонне) предназначены для выполнения подъемно-транспортных работ при обслуживании технологического оборудования, погрузочно-разгрузочных работ и т. п. в помещениях. Угол поворота стрелы крана 270°.

Кран-манипулятор: подъемный кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и служащий для загрузки и разгрузки этого шасси. Обычно устанавливается на грузовике, позволяет погружать и перевозить грузы одной единицей техники.

Железнодорожный кран: подъемный кран стрелового типа, устанавливаемый на железнодорожном шасси, используется на железной дороге и крупных заводах, имеющих свои подъездные жд пути.

Пневмоколёсный кран: подъемный кран стрелового типа, установленный на пневмоколесное шасси. Пневмоколёсные краны перевозятся на жёсткой сцепке с другим транспортным средством.

Кран пневмоколесный мобильный, на спецшасси: подъемный кран стрелового типа, установленный на пневмоколесное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повышенной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще несколько управляемых осей. Все это позволяет расположить кран максимально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позволяют операторам работать в комфортабельных условиях: кабины оборудуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок.

Гусеничный кран: подъемный кран стрелового типа, установленный на гусеничном шасси. Гусеничные краны перевозятся только на тяжелом седельном прицепе-трейлере и зачастую, в зависимости от габаритов, в разобранном виде, а работать может зачастую только на специально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башенное исполнение, раздвижной ход.

! Грузоподъёмные краны и лифты относятся к оборудованию повышенной опасности. Для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного типа оборудования за ними установлен технический надзор .

! Интересные факты

Самыми мощными в мире являются 2 крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане» (Италия), спроектированы американской

- 8 -


фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъёмность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т. груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т .

Самый мощный в мире гусеничный подъемный кран тоннажем 4000 тонн, создан китайской компанией Sinopec Engineering совместно с китайским объединением по производству строительного оборудования XCMG. Сдан в эксплуатацию в июле 2013 года в промышленном парке города Яньтай провинции Шаньдун (Восточный Китай).

Основные параметры грузоподъемных кранов: Q – грузоподъемность; L – вылет; S – пролет; Н – высота подъема; h - глубина опускания; В – база (доступно при скачивании полной версии книги)

Какие основные параметры характеризуют кран?

Грузоподъемность Q (рис. 2.2) – максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплуатации. В величину грузоподъемности включается масса съемных грузозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.
Вылет L – расстояние по горизонтали от оси вращения крана стрелового типа до оси грузозахватного органа.
Грузовой момент М – произведение величин грузоподъемности и соответствующего ей вылета М = QL (Т*М).
Пролет S – расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет – это параметры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.
Высота подъема Н – расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
Глубина опускания h – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.
Колея – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана стрелового типа.
База В – расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути.

Стропальщик должен знать технические характеристики обслуживаемых им кранов. Технические характеристики крана – это числовые значения его параметров.

4. Грузозахватные органы крана

Крюки и крюковые подвески.

Крюки служат для захватывания грузов, которые подвешивают с помощью съемных грузозахватных устройств. Крюки вместе с подвижными блоками полиспаста образуют отдельный узел — крюковую подвеску.

Крюковая подвеска грузоподъемностью 16 т (рис. 6) состоит из крюка, траверсы, щек и блоков. Крюковые подвески кранов различают по грузоподъемности, количеству и расположению блоков. Крюковые подвески грузоподъемностью 6,3 т не имеют блоков, и грузовой канат закрепляется в коуше, соединяемом с верхней траверсой с помощью серег.

- 9 -

Рис. 6. Крюковые подвески грузоподъемностью:
а — 6,3 т, б — 16 т; 1 — крюк, 2 — предохранительный замок, 3,8 — траверсы, 4 — щека, 5 — шайба, 6 — шпилька, 7, 19— гайки, 9 — штырь, 10 — серьга, 11 — коуш, 12 — канат, 13 — блок, 14 — втулка, 15 — ось, 16, 17 — подшипники, 18 — кольцо

Грузовые крюки изготовляют по ГОСТ 2105—75 и 6627—74.

Наибольшая грузоподъемность крюка устанавливается в зависимости от режима работы и типа привода. По этим признакам различают три категории крюков: для ручного привода, для легкого и среднего режимов и для тяжелого режима работы.

Крюки для стропов изготовляют из стали 20 или из спокойной мартеновской стали.

Грейферы. На стреловых самоходных кранах грузоподъемностью до 25 т в комплект сменного рабочего оборудования входят челюстные ковши — грейферы.

Грейферы применяют на погрузочно-разгрузочных и складских операциях с кусковыми и сыпучими материалами (песком, шлаком, щебнем, гравием). По

конструкции различают три типа грейферов: одноканатные, двухканатные и моторные. Двухканатные грейферы (рис. 7) более надежны в работе, лучше заполняются, чем одноканатные и моторные, поэтому ими оборудуют строительные краны. Емкость двухчелюстных грейферов, применяемых на стреловых кранах грузоподъемностью до 25 т, — от 0,4 до 2 м3 с насыпной массой перемещаемого материала от 500 до 1700 кг/м3.

Рис. 7. Двухканатный грейфер: а — грейфер опущен на перегружаемый материал, б — зачерпывание материала, в — подъем заполненного грейфера, г — разгрузка грейфера; 1,2 — поддерживающий и замыкающий канаты, 3, 8 — верхняя и нижняя головки, 4 — тяга, 5 — блок, 6 — челюсть, 7 — оттяжной канат-успокоитель

- 10 -

Емкость двухчелюстных грейферов, применяемых на стреловых кранах грузоподъемностью до 25 т, — от 0,4 до 2 м3 с насыпной массой перемещаемого материала от 500 до 1700 кг/м3.

4.1 Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути.

Подъёмники классифицируют по следующим признакам:

- по принципу действия

прерывного (циклического);

непрерывного действия.

- по способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам

канатные; цепные; реечные; винтовые; плунжерные.

Типы подъёмников:

- Клетьевые подъёмники (так называемые лифты, рис.8) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих. Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъёмники разделяются на грузовые и пассажирские. Грузовые в свою очередь делятся на собственно грузовые, товаро-пассажирские (грузовые с проводником) и малые товарные (для пищевых предприятий и торговых учреждений). По роду привода они разделяются на электрические, гидравлические и подъёмники с ручным приводом. Наибольшее применение имеют подъёмники с электроприводом. Скорость движения грузовых подъёмников колеблется в пределах 0,1-1,5 м/сек. Обычные пассажирские подъёмники имеют скорость v = 0,5-3,5 м/сек. Грузоподъёмность пассажирских подъёмников обычно рассчитывается на подъём 0,25-1,5 т; грузовые подъёмники поднимают 0,25-15 т, а малые товарные — 50-100 кг. Основные части клетьевого электрического подъёмника следующие: клеть или кабина, направляющие устройства для клети, шахта, противовес, органы подвешивания, лебёдка, предохранительные устройства, электроуправление.

- Пневматические переносные подъемники — подъёмники с пневматическим приводом, используются вместо талей.

- Гидроподъемники — подъёмники с гидравлическим приводом.

- Передвижные подъемники применяются главным образом на складах для укладывания в штабели массовых штучных грузов. Кроме того, они используются также и для некоторых погрузочных работ. Передвижные подъемники подразделяются на несамоходные (штабелеукладчиками) и на самоходные.

- Штабелеукладчики изготовляются не только с электроприводом подъемного механизма, но также и с пневматическим или гидравлическим приводом, а при небольшой грузоподъемности — и с ручным механизмом, подъема. Грузоподъемность штабелеукладчиков находится обычно в пределах 250—1000 кг при высоте подъема до 5 м. В последнее время все большее и большее распространение получают

- 11-


самоходные подъемники, установленные как на универсальных моторных тележках (на так называемых электро-, пневмо- или автокарах), так и на специализированном колесном ходу с использованием ряда стандартных автомобильных узлов и деталей. Грузоподъемность их редко превышает 5 т при высоте подъема до 5 м. Самоходные подъемники (автопогрузчики) изготовляются с различными захватными органами, соответствующими форме поднимаемых грузов (вилочный погрузчик).

- Одноступенчатые лестничные подъемники грузоподъемностью 250 кг, способны развивать скорость до 30 м/мин и более. Они избавят от необходимости возведения строительных лесов и помогут поднять на крышу любые строительные материалы, будь то черепица, сланец, кирпич или другие мелкоштучные материалы для строительства верхних этажей и кровли. Многофункциональность таких подъемников позволяет поднимать и другие грузы – крупнолистовые материалы, доски, ведра с раствором и т.д.

Рис.8 Лифт:

1-подъёмный механизм; 2- кабина;3-противовес

Рис. 8-а. Мачтовый подъемник
1 — мачта; 2 — канат; 3 — блок;

4 — грузоподъемная площадка; 5 — рама; 6—лебедка

Литература:

1. Подъёмный кран // Большая советская энциклопедия.

2. Александров М. П.: Грузоподъемные краны — Учебник для вузов по специальности "Подъемно-транспортные машины и оборудование: " / М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др. — М.: Машиностроение, 1986—400 с, ил.

3. Руденко Н. Ф.: Грузоподъемные машины — М: Машгиз, 1957 — 375с

4. Т. Калистратова: Башенные краны — Журнал «Адреса Петербурга № 24/36», 2006

5. Банько В.Г. Здания и сооружения туристских комплексов: Учебное пособие. 2-е изд., Перераб. и доп. - К.: Дакор, 2008. - 328 с.

- 12-

Вопросы к Д/З:

По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются?

Ответ: Возможные причины опрокидывания кранов:
превышена грузоподъемность крана на данном вылете;
нарушены правила установки стрелового крана (не установлены
выносные опоры, установка на свеженасыпанный грунт и т.п.);
неисправен рельсовый крановый путь;
кран работает при скорости ветра, которая превышает указанную в его паспорте;
башенный или другой рельсовый кран не установлен на противоугонные устройства по окончанию работы.

Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидывание крана всегда является результатом грубого нарушения правил безопасности.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Ответ: Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета:
- более чем на 15% – для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т.м включительно;
- более чем на 10% – для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т.м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничитель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегрузку более чем на 25%.
После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опускание груза и уменьшение вылета.


Рис.1. Автокран 4056 грузоподъемностью 6.3 т. Рис. 3. Дизель - электрический

кран КДЗ-161 на железнодорожном пути


Рис. 2. Пневмоколесных кран К-124 грузоподъемностью 12 т.
Рис.8 Лифт:

1-подъёмный механизм; 2- кабина;3-противовес


Рис. 6. Крюковые подвески грузоподъемностью:
а — 6,3 т, б — 16 т; 1 — крюк, 2 — предохранительный замок, 3,8 — траверсы, 4 — щека, 5 — шайба, 6 — шпилька, 7, 19— гайки, 9 — штырь, 10 — серьга, 11 — коуш, 12 — канат, 13 — блок, 14 — втулка, 15 — ось, 16, 17 — подшипники, 18 — кольцо


Рис. 7. Двухканатный грейфер: а — грейфер опущен на перегружаемый материал, б — зачерпывание материала, в — подъем заполненного грейфера, г — разгрузка грейфера; 1,2 — поддерживающий и замыкающий канаты, 3, 8 — верхняя и нижняя головки, 4 — тяга, 5 — блок, 6 — челюсть, 7 — оттяжной канат-успокоитель

Рис. 5. Поворотные краны: 1 — железнодорожный: 2 — пневмоколёсный; 3 — гусеничный; 4 —настенно-поворотный передвижной; 5 — плавучий; 6 — судовой; 7 — башенный; 8 — мачтово-стреловой; 9— портальный.

Рис. 4. Неповоротные краны: 1 - мостовой; 2- настенно-консольный; 3- мостовой перегружатель;

4- козловой; 5 - береговой консольный перегружатель; 6 - мосто-кабельный кран.

Перспективы развития краностроения соответствуют возрастающим требованиям обслуживаемых П.к. отраслей народного хозяйства. Одна из главных задач — увеличение грузоподъёмности и основныхпараметров П. к. — длины пролётов, вылета стрелы, высоты подъёма груза, а также увеличениеманёвренности передвижных кранов и т.п., что направлено на расширение сферы использования П. к.Существенным является повышение их производительности, для чего предусматривается увеличениескоростей рабочих движений, использование автоматических грузозахватных устройств и внедрениеавтоматических систем управления. Важная проблем повышение точности работы П. к., для решениякоторой требуется создание систем автоматического гашения колебаний груза и увеличение диапазонарегулирования скоростей. Решается также задача снижения динамических нагрузок и уменьшениясобственной массы П. к.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: