Приход к власти каждого нового руководителя Советского Союза сопровождался активной “реформаторской” деятельностью по преодолению ошибок и перегибов, допущенных в предшествующий период. Но характерной чертой всех реформаций общества был не поиск новых путей развития, а “совершенствование социализма”.
Новыми лидерами КПСС и Советского государства стали – Л.Брежнев – Первый секретарь ЦК КПСС, А.Косыгин – председатель Совета Министерств, М.Суслов – секретарь, ответственный за идеологическую работу.
Позже сменилось руководство и в Казахстане. 19 января 1960 г. вместо Н.И.Беляева Первым секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана был избран Д.А.Кунаев.
В русле принятых решений были упразднены Совет народного хозяйства Казахской ССР и совнархозы экономических районов. В республике были образованы ряд отраслевых союзно-республиканских министерств.
Необходимо сказать, что при всех попытках инноваций, как правило, оставалась нетронутой сама первопричина кризиса – директивное управление, что и предопределило провал реформ. Самостоятельность Казахстана, как и других республик ограничивалось, а суверенитет был во многом формальным.
|
|
В 60-70-е гг. социально – экономическое положение в Казахстане внешне представлялось весьма стабильным. Численность населения республики к началу 1970 г. достигла 13 млн. человек и сохраняла тенденцию к увеличению. Но, будучи по своему назначению региональной, казахстанская экономика развивалась как неотъемлемая составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР.
60-80-е гг. стали переломными и в том смысле, что именно этот период произошли качественные изменения в образовательном уровне сельского населения Казахстана. Основная масса специалистов для аграрного сектора экономике готовилась через систему профессионально- технических училищ.
Финансирование социального сектора по “остаточному принципу” привело практически по всем его составляющим, будь то, здравоохранение, образование, культура, пенсионное обеспечение – к отставанию и усилило процессы деградации.
На фоне растущих демографических процессов в республике увеличилась диспропорция в обеспечении населения учреждениями социальной сферы – учебными заведениями, жильем, объектами торговли, бытового обслуживания и т.д., что, безусловно, вело к росту напряженности и снижению жизненного уровня людей.
Социальный кризис наиболее остро проявился в территориальной и отраслевой разбалансированности, коснувшейся, прежде всего, промышленно развитых регионов, в увеличении явной и скрытой безработицы. В обществе заметно усилилось расслоение населения по величине получаемых доходов.
Характерная этому периоду “долгострои”, их недоделки, дефекты, приписки, разбазаривание стройматериалов, небрежное, равнодушное отношение к работе, в конечном счёте привели к падению темпов, ухудшению качества продукции, к падению технологической и трудовой дисциплины.
Таким образом, в рассмотренный период республика, как и прежде развивалась в системе унитарного централизованного государства – СССР, в условиях командно-административного диктата.