Психологу в своей научной и практической работе постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать те конкретные результаты, которые он получает в практическом исследовании своего объекта, связывать их с другими данными так, чтобы можно было принять верное решение. Именно обоснованные достоверные заключения и может сделать психолог на основе аппарата математической статистики.
Одно из достижений отечественной науки последних десятилетий — широкое проникновение не только в психологическое исследование, но и в психологическую практику персональных компьютеров, которые значительно расширяют возможности психолога, как при исследовании психики, так и при математическом анализе собранного материала.
Главная цель изучения учебной дисциплины "Математические методы в психологии" — сформировать у студентов представления о возможностях применения математики в изучении психологических явлений и овладение аппаратом математической статистики в приложении ее для обработки и анализа результатов психологических исследований.
Содержание дисциплины «Математические методы в психологии» отвечает новым требованиям (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, утверждёнными Министерством образования РФ 03.03.2000 г.
Содержание данного курса «Математические методы в психологии» профессионально ориентированно с учётом профиля подготовки выпускников Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и содействует реализации задач в профессиональной деятельности.
К основным задачам курса «Математические методы в психологии» можно отнести следующие:
- Сформировать целостное представление о необходимости и возможностях математико-статистического анализа результатов психологического исследования.
- Сформировать и закрепить навыки описания результатов и проверки гипотез, которые не требуют использования электронно-вычислительных машин.
- Сформировать представления о дисперсионном и факторном анализе. Знать простейшие алгоритмы построения дисперсионного анализа. Понимать результаты факторного анализа.
- Дать общие сведения о возможностях более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования.
- Ознакомиться с различными направлениями и основными результатами математического моделирования психологических явлений.
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
знать:
- основные этапы и назначение математико-статистического анализа результатов исследования;
- основные понятия и математико-статистические процедуры, необходимые и достаточные для проведения математико-статистического анализа психодиагностических результатов;
- назначение многомерных методов математической обработки результатов психологического исследования;
уметь:
- определять принадлежность результатов, получаемых конкретной психодиагностической методикой, к тому или иному типу шкалы измерений;
- формулировать задачи математико-статистического анализа результатов исследования в соответствии с гипотезой и правильно отбирать соответствующий математический аппарат, который позволяет сделать обоснованные выводы;
- провести математико-статистический анализ результатов психологического исследования;
иметь навыки расчета:
- различных параметров распределений;
- мер взаимосвязи случайных величин;
- критериев различий;
иметь представление:
- о стандарте обработки результатов психологического исследования и нормативах представления результатов анализа данных в научной психологии;
- о возможностях более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования;
- о различных направлениях и основных результатах математического моделирования психологических явлений.