Международная конкурентоспособность — способность страны выдерживать конкуренцию в международной торговле.
1.Конкурентоспособность отдельной отрасли оказывает вполне ощутимое воздействие на конкурентоспособность экономики страны в целом. Наличие большого числа национальных конкурентоспособных отраслей позволяет занимать стране прочные позиции на мировых рынках
2.Конкурентоспособность предприятия. Методология оценки КСП предприятия во многом, если не в решающей степени, связана состоянием данного объекта, и в первую очередь с тем, что предприятие является главным экономическим объектом, действующимна внутреннем и внешнем рынках. КСП предприятия включает:
— способность производить конкурентоспособную продукцию-
— умение разрабатывать стратегию, направленную на поддержание высокого уровня конкурентоспособности;
— наличие четкого организационно-управленческого механизма-
— ориентацию в своей деятельности на рынок и систематическую работу с потребителями;
|
|
— наличие конкурентной стратегии и тактики действий по отношению к конкурентам;
— высокую профессиональную подготовленность персонала;
— умение ориентироваться во внутренней среде, включающей всю совокупность государственных законодательных актов и т.п.
3.Конкурентоспособность товара — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении в аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность товаров определяется по сравнению с товарами одной группы качества и цены. Товар будет являться лучшим мировым образцом в том случае, если он выдерживает конкуренцию на любых рынках. Основные характеристики, раскрывающие КСП товара:
— качество и потребительская ценность товара, т. е. степень и диапазон удовлетворяемых им потребностей;
— стоимость товара;
— цена потребления товара;
— качество технического обслуживания и т. д.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
· оценка с позиции сравнительных преимуществ;
· оценка с позиции теории равновесия;
· оценка исходя из теории эффективности конкуренции; (Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.)
· оценка на базе качества продукции;
· профиль требований;
· профиль полярностей;
· матричный метод; (Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия)
|
|
· SWOT – анализ; (анализ сильных и слабых сторон, оценка опасностей и перспектив)
· построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.