Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть

а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56);

б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);

в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).

Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).

21. Какие вещества употребляются при совершении Евхаристии и каков их символический смысл?

Таинство имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господ­ня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Хри­стовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; Святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Часть литургии, во время которой священнослужители приготовляют все нужное к совершению называется – проскомидией (греч. «принесение»). От обычая приносить вещество, необходимое для совершения литургии. Раньше жертвенник находился у входа в храм, на котором складывали приношения для брат.трапезы, а также вино и хлеб для св.Евхаристии.

Вещества для Т. Евхаристии: хлеб пшеничный, чистый квасный и красное виноградное вино (Деян.2,42,46). Иисус Христос и апостолы для таинства Евхаристии употребляли квасный хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок.

Вино употребляется красное, потому, что красный цвет напоминает цвет крови (Мф.26,29). В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода (Ин.19,34).

Из принесенных даров предстоятель, т.е. священник, отбирал наилучшие для совершения таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общ.трапез. Позднее брат.трапеза была упразднена, приношения прекратились и жертвенник перенесли в алтарь. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные и пшеничные хлебы, с изображ. Христа, Св.Троицы, Богородицы, святых – просфоры (приношение). П. пекутся из муки высш.сорта, все самое лучшее.

Просфора состоит из 2-х частей (верхней и нижней), два естества И.Х. – Божеское и человеческое. На верх.ч. надпись ИС. ХР. – НИ. КА., т.е. Иисус Христос – Победитель (греха, смерти).

На проскомидии свящ.вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь (за живых и умерших). Частицы кладутся на дискос, а просфоры возвращаются тем, кто их подал. Православная Церковь в Евхаристии употребляет 5 просфор (чудо насыщения 5 тыс. человек 5 хлебами).

При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

22. В каких книгах Нового Завета повествуется о Тайной вечере? Перечислите отличительные черты каждого повествования.

Все четыре Евангелиста повествуют о последней Тайной Вечери Господа с учениками, но не все передают их с одинаковой полнотой. В трех (синопт.) есть противоречие о дне, в который происходила Тайная Вечеря с Ев.Иоанна.

Несомненно, что Т.В. происходила в 5-й день недели (по нашему в Четверг), а осужден и распят Господь был в 6-й день (в пятницу). Но не совсем ясно происходила ли Т.В. 14 Нисана (вечер иудейской Пасхи) или 13 Нисана, т.е. до Пасхи.

Мтф.: «В первый день опресночный …»

Мрк: «В первый день опреснок, егда Пасху жряху …»

Лк.: «Прииде же день опреснок, в оньже подобаше жрети Пасху …»

Иоанн: «Прежде праздника Пасхи …»

Мы знаем, что целью Ев.Иоанна было восполнить повествования первых 3-х Ев., а значит мы должны принять указание Иоанна – что Тайная Вечеря была совершена Господом до Пасхи, т.е. не 14-го, а 13-го Нисана.

Господь начала Пасху Лк.: «желанием возжелах сию Пасху ясти с вами, прежде даже не поиму мук. Глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти …»

Иоанн: «ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, возлюбил Своя сущая в мире, до конца возлюби их» - сочетаются и Божественность и человечность И.Христа

Только Ев. Иоанн обстоятельно рассказывает об умовении ног.

И он также подробно говорит об изобличении Господом Своего предателя (т.к. был ближе всех к И.Х на вечери).

Иоанн спросил Господа «Кто есть?» (о предателе). Главы семьи на Пасх.веч. раздавал куски обмакивая их в знак особого благоволения, и Господь это сделал чтобы пробудить в Иуде чувство покаяния. Это было понятно только Иоанну.

О таинстве Евхаристии, установленной Господом после выхода Иуды говорят все 3 Евангелиста, но умалчивает Иоанн, но он излагает подробно Прощальную беседу с учениками, слова Господа не описанные в 3-х др.Евангелиях.

Первосвященническая молитва Господа И.Х. - о ней пишет только Иоанн: (Господь молится Богу Отцу «как «Великий Арихиерей») 1) о Себе 2) об учениках Своих, о тех кому Он передает дело распростран.Ц.Н. 3) о верующих.

О Гефсиманском подвиге: Ев.Иоанн говорит, что Господь отошел в сад за потоком (Кедрон), но не называет какой сад, и не говорит что там было до прихода Иуды со стражей: молитва Господа в этом Гефсиманском саду. А первые 2 Евангелиста (Мрк.Мтф) называют его Гефсиманией, Лука же «на горе Елеонской».

"Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).

Ин.13, Лк.21, Мтф.26, Мрк.14. Ап.Павел Кор.11: 24,25.

23. Раскройте содержание проповеди Господа Иисуса Христа о Хлебе Жизни (Ин.6).

Об этом повествует один Иоанн. Эта беседа Господа о Себе, как о хлебе, сшедшем с небес и о необходимости для спасения ПРИЧАЩЕНИЯ ТЕЛА И КРОВИ ЕГО.

«Старайтесь не о пище тленной» погибающей вместе с телом, «но о пище, возводящей в жизнь вечную», т.е. о такой пище, которая послужит к жизни вечной. ЭТУ ПИЩУ ДАСТ ВАМ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. «АЗ ЕСМЬ ХЛЕБ ЖИВОТНЫЙ» - говорит о Себе Господь, т.е. «хлеб жизни»

Этот хлеб, сшедший с небес САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. Дальше Он говорит о том, что этот хлеб есть ПЛОТЬ Его, Которую Он отдает за жизнь мира (крестная смерть) и учит о Себе как об Агнце пасхальном, взявшем на Себя грехи всего мира (прообраз Его Агнец пасхальный в В.З., кровью которого окроплялся алтарь, как когда-то помазывались косяки и пороги жилищ еврейских, в знак спасения первенцев от руки Ангела – В.З.

«Ядый Мою Плоть и пияй Мою кровь, имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день»

24. Как совершалась Евхаристия в апостольские времена?

25. Что такое «анафора»? Какие анафоры используются в православной Церкви?

Анафоры Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого (восточно-сирийский тип), практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.

АНАФОРА (греч. anaphora возношение), главная часть полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также Евхаристическим каноном или Евхаристической молитвой.

Структура Анафоры. Существенными элементами текста почти каждой Анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: Префация (предначинание) благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Sanctus» («Свят, Свят, Свят…»); эпиклесис призывание благодати Божией (в большинстве Анафор моление о ниспослании Святого Духа) на дары; повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее Установительные (или Тайноустановительные) слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей; анамнесис свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия; ходатайственные молитвы поминовение живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве.

Основные типы Анафор. Еще в древней Церкви вырисовываются три основные типа структурной организации текста Анафор (систематизация Л. Буйе): александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. Именно они обусловили основные ветви дальнейшего развития евхаристических молитв. К александрийско-римскому типу относятся некоторые Анафоры, используемые в Коптской и Эфиопской Церквах, а также Римский Канон, который на протяжении многих веков вплоть до последних десятилетий оставался единственной евхаристической молитвой в латинском обряде Католической Церкви. Западно-сирийский тип представлен литургией апостола Иакова, прежде широко распространенной на Востоке, а позже сохранявшейся у сирийцев-яковитов, а также в нескольких православных монастырях в Иерусалиме и на греческом острове Закинфе (в последнее время ее изредка служат православные архиереи, в т. ч. и в Русской Православной Церкви); дальней ветвью этого типа являются многочисленные Анафоры мозарабской Литургии, сохранившейся в Испании. К восточно-сирийскому типу относятся Анафоры Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.

Анафоры Литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

Если следовать западной научной терминологии, то структура евхаристического канона, известного нам по рассмотренным писаниям и наиболее привычного обывательскому слуху и зрению, такова:

Главная часть литургии начинается после возгласа диакона: «Встанем добре, встанем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити» словами «Милость мира, Жертву хваления» и заканчивается возгласом священника: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Она состоит из молитв:

1. Praefatio – (благодарение за творение мира и благодеяния Божии нам) – кончается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…».

2. Sanctus переходит к искупительным подвигам Господа нашего Иисуса Христа, описанию Тайной Вечери с установительными словами как воспоминанию заповеди Господа.

3. Anamnesis, в которой вспоминаются претерпленные Спасителем Крест, погребение, Воскресение, вознесение, седение одесную Отца.

4. Epiclesis – это призывание Святого Духа ради освящения Даров, их преложения и ради освящения верных, причащающихся от этих Даров.

5. Intercessio – это ходатайственные молитвы ο Церкви небесной и земной, епископате, клире, властях мирских, ο живых и мертвых. Β глубокой древности было чтение диптихов, т.е. помянников живых и мертвых.

26. Раскройте примерное содержание центральной молитвы Евхаристии – Анафоры.

Анафора Литургии Иоанна Златоуста представляет собой молитву благодарения, обращенную к Отцу, но посвященную Сыну и Им осуществленному домостроительству спасения. Основная ее тема «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).

Особенности Литургии Василия Великого. Порядок основных разделов тождественен Литургии Иоанна Златоуста; отличие составляют некоторые священнические молитвы (начиная с завершающей молитвы Литургии оглашенных и далее, большая часть которых произносится тайно), в том числе содержит собственную Анафору. Текст Анафоры, по-видимому, действительно написан Василием Великим. Это так называемая Византийская редакция Анафоры Василия

27. Из каких частей состоит литургия оглашенных и почему?

Это вторая часть литургии.

Она называется так, потому что при совершении ее могут присутствовать и ОГЛАШЕННЫЕ (готовящиеся к принятию св.Крещения и отлученные от св.Причащения)

Ее части:

1. Учительное

2. Огласительное

В нее входят чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Она соответствует жизни И.Х. (Евангельским событиям) посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины.

1. Начинается возгласом диакона «Благослови Владыко!»

Священник: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне …»

2. Великая ектения (общая молитва верных: «Миром Господу помолимся»)

3. Антифоны (стихи 102, 145 псалмов; 9, 92, 98).

4. Малый вход (с Евангелием).

5. Пение Трисвятого

6. Чтение Апостола и Евангелия.

7. Сугубая ектения (прилежное моление за весь мир и за умерших).

8. Молитвы за оглашенных.

28. Из каких частей состоит литургия верных и почему?

Это третья часть литургии.

Она называется так, потому что на ней могут присутствовать только верные, т.е. КРЕЩЕННЫЕ.

Ее части:

1. Перенесение честных Даров с жертвенника на престол.

2. Приготовление верующих к освящению Даров.

3. Освящение (пресуществление) Даров.

4. Приготовление верующих к причащению.

5. Причащение

6. Благодарение за причащение и отпуст.

29. В какие дни года совершается Божественная литургия свт.Василия Великого?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: