Вопросы для самопроверки. 1. Каковы принципы, лежащие в основе выборов депутатов Государственной Думы

1. Каковы принципы, лежащие в основе выборов депутатов Государственной Думы?

2. Охарактеризуйте избирательный округ при проведении выборов депутатов

3. В чем различия активного и пассивного избирательного права?

4. Кто не имеет права избирать и быть избранным?

5. Кто назначает выборы депутатов Государственной Думы?

6. Какое количество избирателей должно быть зарегистрировано на территории каждого участка при образовании избирательных участков?

7. Каков порядок расположения сведений об избирателях, включаемых в список избирателей?

8. Где хранятся экземпляры списка избирателей?

9. Кто включается в список избирателей?

10. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии?

11. Где включаются в список избирателей граждане РФ, признанные вынужденными переселенцами?

12. Как производится исключение граждан РФ из списка избирателей?

13. Как можно обжаловать решение участковой избирательной комиссии?

14. Перечислите избирательные комиссии в порядке от вышестоящей к нижестоящей.

15. Каков порядок формирования участковых избирательных ко­миссий?

16. Кто не может быть назначен членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса?

17. Каковы полномочия Центральной избирательной комиссии?

18. Каков круг полномочий Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации?

19. Чем занимается территориальная избирательная комиссия?

20. Какова роль участковой избирательной комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы?

21. Когда истекает срок полномочий участковой избирательной комиссии?

22. Назовите основные принципы деятельности избирательных комиссий.

23. Какую роль играют иностранные (международные) наблюдатели?

24. Кто не может быть наблюдателем?

25. Что вправе делать наблюдатель?

26. Когда начинается и прекращается срок полномочий международного наблюдателя?

27. Кто вправе отзывать аккредитацию иностранных наблюдателей?

28. Что понимается под использованием преимуществ должностного или служебного положения?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: ГАС «ВЫБОРЫ»

1. Что относится к документам избирательных комиссий?

2. На кого возлагается ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов ГД?

3. Что такое ГАС «Выборы»?

4, Какие данные называются персональными?

5. Что такое фрагмент ГАС «Выборы»?

6. Что представляет собой электронная цифровая подпись в ГАС «Выборы»?

7. Перечислите правовую основу использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

8. Назовите принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

9. Кто выступает учредителем Федерального центра информати­зации?

10. Какова структура ГАС «Выборы»?

11. Каковы условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС «Выборы»?

12. Как проверяется подлинность электронных цифровых подписей?

13. Каковы информационные ресурсы ГАС «Выборы»?

14. Кто имеет право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы»?

15. Как обеспечивается безопасность информации в ГАС «Выборы»?

16. Кто осуществляет контроль за использованием ГАС «Выборы»?

17. На что имеет право группа контроля?

18. Поясните механизм финансирования, использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».

19. Кто может отменить регистрацию федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией?

20. Кто может отменить регистрацию кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией?

21. Какой протокол или сводная таблица составляется с пометкой «Повторный» или «Повторная»?

22. Какие установленные судом обстоятельства могут выступить основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов депутатов ГД?

23. Что влечет за собой признание результатов выборов недействительными?

24. В каком случае депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов ГД?

25. Где устанавливается ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах депутатов ГД?

§ 2. Участие политических партий
в выборах депутатского корпуса

Политические партии участвуют в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигают федеральные списки кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет[15]. Также в этот же срок направляет указанный список и извлечения из уставов перечисленных в нем политических партий с описанием их эмблем в ЦИК РФ.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, представляет в ЦИК РФ сведения о своем наименовании согласно ее уставу. В избирательных документах используется полное наименование политической партии, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, то в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии. Если и полное, и сокращенное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, то политическая партия согласует с ЦИК РФ краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. Краткое наименование политической партии образуется только из слов, составляющих наименование политической партии, указанное в ее уставе. Политическая партия согласует также с ЦИК РФ эмблему, которая используется в избирательных документах. Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в ЦИК РФ не допускается.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, имеет право назначить не более 500 представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе представителей по финансовым вопросам.

Уполномоченные представители назначаются решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии. В решении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность или род занятий, адрес места жительства каждого уполномоченного представителя, а также его полномочия.

Списки уполномоченных представителей представляются в ЦИК РФ; в них указываются сведения об уполномоченных представителях, номер телефона каждого уполномоченного представителя. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. Уполномоченные представители политической партии осуществляют свои полномочия на основании решения. Уполномоченные представители политической партии по финансовым вопросам подлежат регистрации ЦИК РФ. Регистрация производится на основании решения и доверенности и при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Список уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам заверяется ЦИК РФ и после заверения федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, представляется в соответствующие избирательные комиссии субъектов РФ для регистрации уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам. Регистрация производится на основании решения и доверенности и при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Политическая партия по решению ее уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия назначенного ею уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в ЦИК РФ и избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ. Уполномоченные представители не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Срок деятельности уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, имеет право получить в избирательной комиссии субъекта РФ список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

Выдвижение федерального списка кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов ГД. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения ЦИК РФ.

Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:

1) число зарегистрированных делегатов съезда;

2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;

3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам;

5) дата принятия решения;

6) региональная группа кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории РФ.

Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50 % от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии и печатью политической партии.[16]

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ. Политическая партия вправе определить региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории РФ.[17]

Избирательные округа. Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать трёх миллионов. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч. Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 1,3 миллиона.

Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, а при проведении досрочных выборов не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, определяет границы частей территорий субъектов РФ, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований, входящих в них административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов.

Центральная избирательная комиссия РФ определяет границы частей территорий субъектов РФ, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, с соблюдением следующих требований:

1) число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, делится на 650 тысяч. Целая часть числа, полученного в результате этого деления, есть число частей, на которые делится этот субъект Российской Федерации;

2) части территории субъекта РФ должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей с допустимым отклонением числа избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, от числа избирателей, зарегистрированных на каждой из других частей территории этого же субъекта РФ, не более чем на 15 %. При соблюдении указанного требования учитываются административно-террито­риаль­ное устройство субъекта РФ, территории муниципальных образований. Если на территории городского округа зарегистрировано не менее 650 тысяч избирателей, то указанный городской округ может быть разделен не более чем между двумя частями территории субъекта РФ. При этом одна из частей должна включать в себя только территорию указанного городского округа. Если на территории городского округа зарегистрировано менее 650 тысяч, но не менее 300 тысяч избирателей, то указанный городской округ не может быть разделен между частями территории субъекта РФ;

3) не допускается образование части территории субъекта РФ из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте РФ;

4) в наименование части территории субъекта РФ должно быть включено наименование соответствующего субъекта РФ.[18]

Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, за исключением случая, когда субъект РФ не граничит с другими субъектами РФ либо входящая в субъект РФ территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Российской Федерации, не допускается.

Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ, составляют региональную часть федерального списка кандидатов. В федеральном списке кандидатов каждой региональной группе присваивается порядковый номер и указывается, какому субъекту РФ или группе частей территории субъекта РФ соответствует каждая региональная группа кандидатов. В случае принятия политической партией решения в федеральном списке кандидатов также указывается, к какой региональной группе кандидатов будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории РФ.

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее восьмидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестисот человек.

Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения ЦИК РФ, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. Отсутствие обращений, не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина РФ, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения всех требований.

Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в ЦИК РФ не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В федеральном списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность каждого кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в федеральном списке кандидатов указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в федеральном списке кандидатов указываются принадлежность кандидата к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в данной политической партии, данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения.

Федеральный список кандидатов представляется в ЦИК РФ не позднее дня начала выдвижения федеральных списков кандидатов. Одновременно с федеральным списком кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет:

1) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц;

2) нотариально удостоверенную копию устава политической партии;

3) решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов;

4) списки уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам;

5) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии список граждан, включенных ею в федеральный список кандидатов и являющихся членами этой политической партии, на бумажном носителе, а также указанный список в машиночитаемом виде.

Одновременно с этими документами уполномоченный представитель политической партии представляет:

1) заявление каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии, данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения. При указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат согласует с указанным органом общественного объединения и ЦИК РФ состоящее не более чем из семи слов наименование данного общественного объединения, которое используется в избирательных документах на выборах депутатов Государственной Думы;[19]

2) сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: