Содержание. Учреждение образования

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Юридический факультет

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Методические

Рекомендации для студентов специальностей юридического факультета дневной и заочной форм обучения

Брест 2009

УДК 001 (072)

ББК 72с

Авторы-составители:

Старший преподаватель

Василькович В.П.

Кандидат социологических наук, доцент

Григорович Е.Н.

Кандидаты философских наук, доцент

Займист Г.И.

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор

Сендер А.Н.

Печатается по решению редакционно-издательского совета БрГУ им. А.С. Пушкина

Подготовка, оформление и защита дипломной работы: Метод. рекомендации / Сост. В.П. Василькович, Е.Н. Григорович, Г.И. Займист. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – 47 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ (проектов) в высших учебных заведениях и Положением о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденных приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 г., № 356, Инструкцией о порядке организации научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденной Постановленим Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2006 г. № 27, с учетом требований ГОСТа 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и Правил проведения Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2004 г. № 38.

Методические рекомендации содержат необходимую студентам и преподавателям информацию о планировании процесса выполнения дипломной работы, её структуре, оформлении и подготовке к защите, о процедуре защиты и критериях её оценки.

© Издательство БрГУ

им. А.С. Пушкина, 2009

содержание

1. Дипломная работа как форма научно-исследовательской

деятельности студентов………………………………………………........4

2. Научный аппарат дипломной работы……………………………….....7

3. Основные этапы выполнения и защиты дипломной работы...............11

4. Структура дипломной работы ……………………….………………..14

5. Требования к оформлению дипломной работы…………. …………..19

6. Критерии оценки дипломной работы.....................................................22

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………............27

1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Дипломная работа представляет собой вид творческой деятельности студента, которая предполагает его научно–исследовательский поиск по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания.

Дипломная работа, являясь определенной формой научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент решает проблему теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи.

Результатом выполнения дипломной работы является не только материальный продукт – текст работы, но и изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения дипломной работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного подхода к решению исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на учебных занятиях, во время прохождения практик.

В процессе научно-исследовательской деятельности студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение дипломной работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, нормативные правовые акты, практику правоприменения, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, факты, события, статистические данные, подбирать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение дипломной работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности.

Целеустремлённость, инициативность, познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки.

Существуют ряд условий, влияющих на реализацию целей научно-исследовательской работы студента над дипломом. Во-первых, это условия, вытекающие из места этого вида деятельности студента в учебном плане той или иной специальности. Для выпускников специальностей юридического факультета дипломная работа является важнейшей составляющей учебного процесса и завершающим этапом в их обучении. В соответствии с этим студенты обязаны выполнить и защитить дипломные работы по тематике специализации, по которой они выпускаются. Значимым условием здесь является совпадение «законченности» теоретического обучения, времени прохождения преддипломной практики и написания дипломной работы.

Во-вторых, это условия, вытекающие из методологической посылки о том, что студент выступает и как цель, и как субъект выполнения им дипломной работы. В этом случае личностные характеристики студента проявляются в его отношении (позиции) к данному виду деятельности, выдвигаемому на основе оценки её пользы для будущей его профессиональной деятельности. На этом основании выделяются три позиции студента:

- формально-учебная, в которой доминирует рассмотрение дипломной работы как формальности, которую необходимо выполнить;

- учебно-профессиональная, когда студент оценивает дипломную работу как источник знаний, умений и опыта, необходимых в его будущей профессиональной деятельности;

- профессиональная, когда студент оценивает данную деятельность, имеющую не только подготовительный характер, но некоторое самостоятельное значение.

Исходная позиция студента зависит от степени удовлетворенности специальностью, наличия опыта исследовательской деятельности, а также связи дипломной работы с содержанием преддипломной практики.

В-третьих, это условия, создаваемые научным руководителем, которые обычно носят учебный характер и реализуются в различных формах организации научно-исследовательской деятельности студента над дипломной работой. Исходя из этого, научный руководитель несет ответственность за организацию выполнения студентом этого вида деятельности и обязан:

· составить и выдать задание на дипломную работу;

· оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения дипломной работы;

· рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и др. источники по теме исследования;

· проводить систематические беседы, давать консультации, контролировать расчетные и экспериментальные результаты;

· контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за её выполнение вплоть до защиты;

· составить отзыв о дипломной работе, присутствовать во время защиты дипломной работы в Государственной экзаменационной комиссии.

Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику дипломных работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и рациональное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст дипломной работы на проверку и написание отзыва.

Студенту следует знать, что руководитель не соавтор и не редактор его работы, его задача — оценка аргументации, обоснованности выводов и достоверности полученных данных. Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Студент должен знать, что не допускаются переписывание или простая компеляция текстов, подготовленных другими авторами. За принятые в дипломной работе решения, корректность выполненных расчетов, приведенных статистических сведений и сделанных выводов отвечает студент – автор дипломной работы.

Темы дипломных работ выбираются студентами из перечня, разработанного в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины (или группы дисциплин), рассмотренного и утвержденного на заседании кафедры, за которой закреплена та или иная специализация. Тема должна соответствовать накопленному студентом теоретическому и практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям. Темы дипломных работ могут быть продолжением научных исследований, проводимых студентом в процессе обучения, в том числе при выполнении курсовых работ.

Тема дипломной работы студента и его научный руководитель утверждаются приказом ректора. Произвольное изменение темы дипломной работы в процессе её написания не разрешается.

К защите допускаются только те дипломные работы, которые оформлены в соответствии с требованиями (стандартами), вычитаны (отредактированы), сброшюрованы в папки с твёрдой обложкой, имеют письменный отзыв научного руководителя, письменную рецензию специалиста, обсуждены и допущены соответствующей кафедрой к защите.

2 НАУЧНЫЙ АППАРАТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Доминирующим признаком научно-исследовательской культуры студента, уровень которой сказывается на её результатах, являются его знания и умения выделять научную проблему, выдвигать гипотезу, определять объект и предмет, цель и задачи, выбирать наиболее эффективные методы научного исследования. Ниже даются пояснения указанным компонентам методологии научного исследования.

Научная проблема – это вопрос, для ответа на который в науке знания отсутствуют или их недостаточно. Научная проблема предполагает выявление дефицита информации и формулировку вопроса на языке научных терминов. Формулированию научной проблемы предшествует описание проблемной ситуации на обыденном языке. Сама проблема формулируется в научных терминах, обычно в виде вопроса.

Другим источником научной проблемы могут быть противоречия, возникающие в ходе развития самой науки. Такими, например, являются противоречия между фактами и их интерпретацией, установленными разными авторами и в различных школах.

Четко сформулированная проблема является основой для определения объекта и предмета исследования. Объект исследования – это элемент реальности, на которую направлен процесс познания, обозначение того, какое именно явление хочет изучить исследователь, та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется в ходе написания дипломной работы. Объект исследования формулируется кратко и по возможности определенно, так как неопределенность объекта ведет к неопределенности предмета, способствует отклонению от темы исследования (Например: объектом дипломного исследования на тему «Правовое регулирование отношений по лицензированию в Республике Беларусь» являются общественные отношения, складывающиеся в процессе получения лицензии и осуществления лицензируемых видов деятельности, на тему «Контрактная форма найма на работу в Республике Беларусь: правовое регулирование и практика применения» – общественные отношения, возникающие в связи с заключением, изменением и прекращением трудового контракта).

Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Перечень явлений, которые могут быть взяты в качестве предмета исследования, по объему значительно шире перечня объектов. Предмет исследования – это часть, свойство, сторона отношения реальных объектов, т.е. отдельные свойства, состояния, процессы, виды, функции, особенности, характеристики объекта исследования. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет тот угол зрения, который интересует исследователя.

Когда предмет четко определен, исследование проводится целенаправленно и более эффективно. Поэтому определению предмета исследования следует уделить максимум внимания (Например: предметом дипломного исследования на тему «Наследование по завещанию по законодательству Республики Беларусь» являются закономерности, особенности и сущность наследственных правоотношений, на тему: «Контрактная форма найма на работу в Республике Беларусь: правовое регулирование и практика применения» является теория и практика правового регулирования контрактной формы найма на работу, нормы законодательства Республики Беларусь, регулирующие трудовые отношения, возникающие на основе трудового контракта).

Формулировка объекта и предмета исследования предполагает не просто словесное их обозначение, а изучение того, какое содержание вкладывается в понятия, используемые для определения объекта и предмета. И объект, и предмет исследования должны быть отражены в формулировке темы исследования.

Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти студент, требует описания цели, задач, гипотезы исследования.

Цель исследования – желаемый конечный результат научно-исследовательской деятельности студента. Цель исследования в рамках дипломной работы содержит формулировку того, что именно будет изучаться. Частично определение цели содержится уже в самом названии дипломной работы. Определение цели вытекает из определения объекта и предмета исследования, оно также строится на основе изучения литературы, в которой представлены данные о современном состоянии проблемы. Цель отражает некоторое «белое пятно» в изучаемом предмете, то есть цель направлена на поиск знания о том, что пока еще неизвестно. Другими словами цель – это знание о том, что сам исследователь еще не знает (Например: целью дипломного исследования на тему: «Наследование по завещанию по законодательству Республики Беларусь» может быть изучение и изложение особенностей института наследования в гражданском праве Республики Беларусь, теории наследственных правоотношений, развёрнутой характеристики наследования по завещанию).

Конкретный же будущий результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим.

Определение задач исследования. Порядок проведения, этапы исследования, характер результатов определяются задачами исследования. Поэтому формулированию задач уделяется большое внимание. Задачи должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы для их решения можно было бы подобрать или разработать соответствующую методику и средства, и представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить).

Задача представляет собой конкретизацию цели в зависимости от условий ее достижения и предполагает выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор и формулировка задач дипломной работы обусловлены делением цели исследования на подцели. Содержание задач конкретизирует цель исследования. Задачи отражают характер работы, а не описывают последовательность шагов в научном исследовании (анализ литературы по проблеме, сбор и обработка данных, анализ и обобщение результатов – это методы, а не задачи исследования).

Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «разработать», «провести сравнение», «проверить» и др. При формулировке задач исследования следует обращаться к словарям, где описывается структура объекта исследования, его ближайшие взаимосвязи. Их дальнейшее изучение часто и составляет содержание задач исследования (Например: формулирование задач дипломного исследования на тему: «Контрактная форма найма на работу в Республике Беларусь: правовое регулирование и практика применения»:

1) провести сравнительный анализ понятий и признаков трудового контракта и трудового договора;

2) определить систему источников регулирования трудовых отношений, основанных на трудовом контракте;

3) установить общие условия, порядок заключения, изменения и прекращения контракта;

4) определить особенности видов трудовых контрактов, заключаемых с отдельными категориями работников;

4) проанализировать практику, в т.ч. судебную, по вопросам применения законодательства о трудовых контрактах;

5) выявить противоречия, неточности в правовых нормах, регулирующих отношения, возникающие в связи с заключением, изменением, прекращением трудового контракта).

Для описания проблемы, подпроблем, задач, результатов исследования используется единый понятийный аппарат. В свою очередь, он определяется той теорией, в русле которой проводится исследование.

Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с ее помощью исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Это предполагаемый ответ на проблему, обозначенную в цели исследования. Гипотеза описывается на языке терминов соответствующей науки, в ней обязательно указывается на объект и предмет исследования. Проведение исследования направлено на сбор фактов, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Метод – способ познания, состоящий из строгого набора правил и процедур получения нового знания. В научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.

Многообразные методы классифицируются в зависимости от сферы их применения, роли и места в процессе познания. По степени общности и широте применения выделяют: философские, общенаучные и частнонаучные методы.

К философским методам относятся: диалектический, феноменологический, герменевтический, метод структурного анализа и др. В современном научном познании важную роль играет диалектический метод, основными принципами которого являются объективность, конкретность и всесторонность развития, историзм, противоречия и др.

Общенаучные методы, опосредующие взаимопереход философского и частнонаучного знания, базируются на принципах системности, формализации, моделирования и др. В структуре общенаучных методов различают: общелогические методы (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, индукция и др.); теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др.); эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Общенаучные методы применяются во всех науках с учетом особенностей предмета каждой из них, а также специфики познания природных, социальных и духовных явлений. Например, метод наблюдения широко используется в медицине, следственной практике, но не находит применения в исторических науках. В гуманитарных науках ограничено применение математических методов, которые находят широкое применение в естествознании.

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных методов применяются специальные (частные) методы, конкретные методики и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук (например, анализ документов, опрос, тестирование, игровые методы и т п.).

В юриспруденции применяются такие специальные методы исследования как сравнительно-правовой, структурно-правовой, конкретно-социологический, логико-юридический, толкования правовых норм и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: