1.Прочитайте текст.
2.Сравните с примером тезисов, данных выше, и составьте свои тезисы по данному тексту.
3.Проанализируйте одну из методических статей журналов, относящихся к вашей специальности по следующему алгоритму:
1.Разделите текст на три композиционные части:
а) постановка задачи, обоснование актуальности темы, б) процесс исследования фактов, в) формулирование выводов.
2.Найдите формальные средства связи информативных частей текста и абзацев.
3.Определите направленность содержания статьи: научная, практическая, научно-практическая, полемическая, собственно-информативная.
4.Укажите языковые средства, отражающие эту направленность.
Задание 1. Цель: формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения письменного текста с использованием дифференциального алгоритма чтения.
Найдите ключевое слово.
Дается задание определить ключевое слово (слова) в каждом смысловом абзаце. На начальном этапе лучше дать упражнение в качестве домашнего задания: подчеркнуть ключевые слова в тексте, а затем на практическом занятии записать их под руководствомпреподавателя в упорядоченной форме на доске и в тетрадях. Нужно обратить внимание студентов на то, что форма записи должна по возможности отражать отношения между ключевыми словами (противопоставления, повторы, сопоставления, параллели и так далее). То есть такая запись ключевых слов — это не механическое занятие, а продолжение аналитической работы. Впоследствии запись ключевых слов может осуществляться студентами дома самостоятельно.
|
|
Текст
Начало земледелия.
Земледелие, начало которому положила женщина, возникло из собирательства. Первоначально оно имело ограниченный характер. Для посева расчищались маленькие участки земли: каменными топорами вырубали небольшие деревья и кустарники, затем их сжигали. Зола служила удобрением. По мере истощения почвы и ее засорения сорняками старые участки оставлялись и осваивались новые. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
Расчищенные и засеянные участки земли огораживали, защищая их от диких животных. Древнейшим земледельческим орудием была палка-копалка с заостренным концом, которую применяли ранее при собирательстве. Позднее появились палки с плоскими концами (отсюда ведет происхождение лопата) и мотыга, весьма совершенное и широко распространенное земледельческое орудие. В связи с этим раннее земледелие называют мотыжным. Вначале мотыга представляла собой обыкновенный сук с коротким отростком, в дальнейшем к рукоятке стали прикреплять заостренный камень, роговой или костяной наконечник.
Люди выращивали такие полезные растения, которые в диком виде произрастали в местах их обитания. Например, родина риса — Индокитай, кукурузы, картофеля, подсолнечника, табака, тыквы — Америка, капусты — Южная и Западная Европа, пшеницы — Азия и т. д. Позже в порядке обмена культурные растения распространялись по Земле.
(Хрестоматия по истории древнего мира, стр. 15)