УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделения системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Задачами управления персоналом являются:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
- согласование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Объект управления персоналом - работники предприятия, на которых направлено воздействие функций управления персоналом, включая носителей функций управления.
Под субъектом управления персоналом рассматривается персонал, осуществляющий руководство и реализующий на практике функции кадрового менеджмента.
На формирование системы управления персоналом в организации влияет группа факторов:
1. Внешняя среда (политическая обстановка, экономическая среда, НТП. социальнокультурная и демографическая среда и т.д.)
2. Стиль руководства
3. Личные характеристики работников (образование, пол, психологические особенности, возраст, мотивация)
4. Внутренняя среда организации (вид деятельности, форма собственности, размер и организационная структура)
Эти факторы воздействия - понятие достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Основная цель системы управления персоналом заключается в рациональном формировании, использовании и развитии трудовых и творческих способностей работников для достижения поставленных целей организации и удовлетворения личных потребностей её членов.
В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации, которая состоит из шести взаимосвязанных подсистем:
- Кадровая политика (определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу)
- Подбор персонала', включает в себя процедуры: расчёт потребностей в кадрах, модели рабочих мест, профессиональный подбор кадров, формирование резерва кадров на выдвижение;
- Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности и включает следующие процедуры: методы оценки потенциала работников, оценка индивидуального вклада, аттестация кадров;
- Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, планируемой карьеры, возраста, наличия вакантных должностей в штатном расписании и т.д. Предусматривает разработку типовых моделей карьеры, условий и оплаты труда, организация движения кадров
- Адаптация персонала, т.е. процесс приспособления работников и коллектива к условиям внешней и внутренней среды организации, включает: организацию испытательного срока, адаптацию молодых специалистов, методы наставничества и консультирования и т.д.
- Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления. Включает профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку кадров, послевузовское дополнительное образование