Методические рекомендации. Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме

Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо дать общую характеристику «солидаризму» как направлению политико-правовой мысли. Рассматривая, политические и правовые взгляды Л. Дюги следует обратить внимание на его представления о социальной солидарности и социальной норме, о функциях права, о синдикалистском государстве. В процессе ответа необходимо раскрыть содержание институционализма. Раскрывая политико-правовые идеи М. Ориу следует пояснить в чем заключается суть интегративной роли социальных институтов, каковы отличительные особенности правового строя и правопорядка в его правопонимании.

Раскрыть основные черты национал-социализма: концепция неравенства рас, их деление на полноценные и неполноценные (Х.С. Чемберлен); принцип чиновничества; «единство прусского духа и социалистического образа мыслей» (О. Шпенглер); антилиберализм; осуждение марксизма; проект тоталитарной политической власти; «унификация» партии и государства; критика демократического правового государства; вождизм и «фюрер-принцип»; сохранение биологической чистоты нации; расово-народное право.

Следует рассмотреть характерные черты теории «элит» (В. Парето): понятие элиты и социальной структуры общества, сила и хитрость как средства управления большинством, элита «львов» и элита «лис». В процессе ответа необходимо также осветить основные положения теории «заинтересованных групп» А. Бентли, а также позитивную роль бюрократии в осуществлении власти в обществе и государстве в работах М. Вебера, его концепцию об идеальных типах власти.

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: солидаризм, синдикализм, институционализм, национал-социализм, антилиберализм, парламентаризм, неолиберализм, «государство всеобщего благоденствия», плюралистическая демократия, правовое государство, социальное государство, неоконсерватизм, технократия, технодемократия, нормативизм, неотомизм, анархо-синдикализм.

Самостоятельное практическое задание.

1. Начертите в тетради для практических и самостоятельных работ схему: «Основные направления государственно-правовых теорий XX века».

2. Письменно ответьте на вопросы:

- О каких типах харизматического вождя и моделях властвования говорит М. Вебер?

- Насколько правомерно рассматривать Ф. Ницше в качестве предтечи национал-социализма?

- Кто, в соответствии с декларациями А. Гитлера, признавался единственным носителем суверенитета немецкой нации? В чем состоит специфика национал-социалистического правопонимания?

- Какие интегративные учреждения становятся предметом анализа в теории институционализма?

- Что составляет идеал общественного развития согласно представлениям М. Ориу?

- Каким образом, по убеждению М. Ориу, персонификация социальных институтов связана с целью справедливости?

- Каким образом, согласно концепции О. Тоффлера, супериндустриальное общество сможет обходиться без централизованного законодательства и профессиональных судей?

- Как характеризует и моделирует М. Дюварже новый тип организации государственного управления?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 10, 12, 20, 29, 78, 80, 82, 84, 87]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: