Вопрос № 16

Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924). Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.
Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение.

Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в определении цены. По мнению Маршалла, существует совершенная конкуренция, т.е. конкуренция, «не испорченная» ни вмешательством государства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с ростом цены предложение товаров растет, а
платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически., изобразив так называемый «маршаллианский крест».
В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность. Предельная полезность, отмечает ученый, - это максимальная цена, которую готовы уплатить за товар. Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка цены. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег.

Предложение товаров, по Маршаллу, определяется издержками производства, при этом он различает реальные и денежные издержки. Реальные издержки производства - это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала).

В долгосрочном аспекте особая роль в определении цены принадлежит предложению, в краткосрочном - спросу.
Итак, сформулировано два тезиса. Первый: цена определяется соотношением спроса и предложения.
Второй: за ценой скрывается стоимость, цена - исключительно рыночная категория. Поэтому причинно-следственный анализ, утверждает Маршалл, крайне вреден, нужны функциональный анализ и анализ того, что на что влияет. Исходная точка такого анализа - спрос. В основе спроса лежит предельная полезность, в основе предложения - издержки производства.
Такое состояние рынка, при котором, во-первых, существует абсолютная гибкость цен; во-вторых, ни один производитель и ни один потребитель не влияют существенно на общий объем спроса и предложения; в-третьих, все располагают одинаковой информацией о рынке для принятия решений, Маршалл называет совершенной конкуренцией.
Таким образом, свободная конкуренция означает чистый рынок. Заключение, которое Маршалл делает на основе своих рассуждений, являет собой идею, новую для экономической науки его времени: капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, а механизмом установления этого равновесия выступает свободная конкуренция.
Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, иначе в экономике возникнут диспропорции. Итак, А. Маршалл показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: