1. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в ходе занятий.
Одна из важнейших задач каждого вида занятий – это развитие познавательной деятельности студентов.
Усвоение учебного материала или какой-либо иной информации становится достоянием личности лишь тогда, когда приобретаемые знания, навыки и умения являются результатом собственных интеллектуальных усилий. Вот почему изучение каждой темы учебной дисциплины важно строить так, чтобы любая форма и метод обучения способствовали развитию познавательной самостоятельности обучающихся.
Непрерывное совершенствование уровня самостоятельной работы слушателей на занятиях положительно влияет на развитие их познавательной активности, благодаря чему улучшается качество знаний и успешнее протекает процесс формирования навыков и умений.
Дидактика утверждает, что без учебной активности нет познания.
Активизация самостоятельной работы студентов в процессе чтения лекций.
Проявление слушателями самостоятельности в мыслях и действиях – важное и непременное условие формирования у них творческого отношения к учебной и служебной деятельности. Оно является действенным средством связи обучения с жизнью и теории с практикой, способствует превращению знаний в твердые убеждения. Вот почему слушание лекции – это не просто восприятие того, что излагает преподаватель, а процесс постоянного мышления, непрерывного поиска ответа на вопросы: «А почему?», «Откуда это следует?», «Как применить эту теорию на практике?»
|
|
Самостоятельная работа – это, прежде всего, самостоятельная мысль. Пассивное слушание вызывает к действию лишь репродуктивную познавательную деятельность, которая, в свою очередь, приводит к перегрузке памяти, формализму в обучении, формированию созерцательно-пассивного типа личности.
Следовательно, самостоятельная работа обучающихся на лекции проявляется, прежде всего, в активном слушании речи преподавателя, слежении за развитием его мысли, его рассуждениями, как бы принимая участие в построении и даже создании тех обобщений и выводов, к которым стремится прийти лектор.