Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджетов.

По экономическому содержанию они представ­ляют собой денежные отношения возникающие между государством и юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, бюд­жетных фондов административно-территориальных образований различного уровня.

По материально-вещественному воплощению до­ходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодатель­ством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются в результате распределения стоимо­сти ВВП и являются объектом дальнейшего распределения центра­лизуемой государством стоимости ВВП, направляемой на финанси­рование расходов бюджетов и предоставление государственных кре­дитов.

Основной источник доходов бюджетов — национальный доход, который складывается из доходов хозяйствующих субъектов, обра­зуемых в результате первичного распределения чистого националь­ного продукта.

К ним относятся:

предпринимательская прибыль (до­ход),

заработная плата физических лиц, работающих по найму,

при­родная рента.

Источником доходов бюджетов может выступать и национальное богатство:

доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности;

продажи части золотовалютного запаса, других национальных ценностей;

и т.п.

Пополнение бюджета может осуществляться за счет внутренних и внешних займов, кредитов. Однако эти средства не могут быть при­числены к доходам бюджетов, так как они являются возвратными и платными, имеют временный характер.

Кредиты и займы относят к источникам финансирования дефицита бюджетов. Чрезмерное ис­пользование заимствований для пополнения бюджета приводит к росту государственного долга и расходов на его обслуживание, озна­чает перенос современных проблем на плечи будущих поколений.

Отрицательные последствия для экономики страны может иметь эмиссия бумажных денег. Государство идет на это при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов становится за­труднительным, а финансирование расходов — неотложным. В дан­ном случае происходит рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. В связи с этим эмиссия бумажных денег — нежелательный способ по­полнения бюджета. В бюджетном законодательстве многих стран, в том числе и России, такая мера не предусмотрена.

Состав доходов бюджетов определяет­ся финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет:

· налоговых и

· неналоговых видов доходов,

· безвозмездных перечислений.

Удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов составляет от 75 до 90%.

Формирование налоговых доходов определяется прежде всего на­логовым законодательством РФ.

Струк­тура налоговых доходов существенно различается по уровням бюд­жетов.

Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются:

налог на добавленную стоимость,

налоги на внешнюю торговлю (пошлины),

платежи за пользование природными ресурсами,

налог на прибыль организаций

и акцизы.

В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются:

налог на доходы физи­ческих лиц,

налог на прибыль организаций,

акцизы на отдельные то­вары,

имущественные налоги,

земельный налог.

Неналоговые доходы бюджетов включают:

- доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности (прежде всего плату за сдачу названного имущества в аренду);

- средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;

- средства, полученные за возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образова­ниям.

Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов поступают от

· юридических и физических лиц,

· международных организаций и

· пра­вительств иностранных государств.

В большинстве бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов доля финансовой помощи в составе доходов яв­ляется существенной, что сдерживает развитие их финансовой само­стоятельности, однако это объективно обусловлено социально-эко­номическими различиями в уровне бюджетной обеспеченности ре­гионов, необходимостью централизации средств в федеральном бюджете для преодоления указанных различий.

Расходы бюджета.

По экономическому содержанию они представ­ляют собой денежные отношения, возникающие у государства с юри­дическими и физическими лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и ис­пользованием бюджетных фондов различных уровней.

По матери­ально-вещественному отношению расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В связи с многообразием видов и форм расходов бюджетов необхо­дима их обоснованная группировка. В финансовой теории и бюджет­ном законодательстве применяется целый ряд признаков классифи­кации расходов бюджетов.

Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства:

· оборонной,

· соци­альной,

· экономической и др.

Исключительными расходами федерального бюджета являются расходы на оборону и проведение военной реформы, меж­дународную деятельность. Преимущественное финансирование из федерального бюджета имеет судебная власть, фундаментальные ис­следования и содействие научно-техническому прогрессу.

За счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются жилищно-коммунальное хозяйство и отдельные расходы на социально-культурную сферу.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержа­ния делятся на текущие и капитальные.

К текущим расходам отно­сятся предоставление бюджетных средств на обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и местного са­моуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.

Ка­питальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и местного самоуправления, включая предоставление инвестиций в действующие или вновь со­здаваемые юридические лица, иные расходы, связанные с расширен­ным воспроизводством.

При осуществлении капитальных расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственно­сти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Экономическая классификация расходов бюджетов группируются в зависимости от экономического содержания опера­ций, осуществляемых в секторе государственного управления (КОСГУ). 210, 220, 300.

Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает рас­пределение бюджетных средств по их главным распорядителям. По­добная классификация обеспечивает адресный характер предостав­ления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целе­вое использование.

Многообразие видов расходов бюджетов обусловливает различ­ные формы предоставления бюджетных средств.

Формы предоставления бюджетных средств:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физичес­кими и юридическими лицами по государственным или муниципаль­ным контрактам;

• трансферты населению, в том числе ассигнования:

• на реализацию органами местного самоуправления обязатель­ных выплат населению, установленных законодательством РФ, зако­нодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

• осуществление отдельных государственных полномочий, пере­даваемых другим уровням власти;

• компенсацию дополнительных расходов, возникающих в резуль­тате решений, принимаемых органами государственной власти и при­водящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов;

• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налого­вые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей, других обязательств);

• субвенции и субсидии юридическим, физическим лицам;

• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь созда­ваемых юридических лиц;

• межбюджетные трансферты;

• кредиты и займы внутри страны за счет государственных вне­шних заимствований;

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственные или муниципальные гарантии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: