Тема 3. Бюджетная система Российской Федерации

4. Составление бюджета

5. Рассмотрение и утверждение бюджета

6. Исполнение бюджета

4. Составление бюджета

Бюджетный процесс—это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и других ее участников по составлению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по рас­смотрению, утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные положения по формированию бюджетов установлены Конституцией РФ.

Главным нормативным правовым актом, регулиру­ющим порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, является Бюджетный кодекс РФ.

В соответствии с российским законодательством субъекты РФ и органы местного самоуправления на основе положений федеральных законов принимают свои нормативные акты, регламентирующие организацию формирования и исполнения бюджетов на своих территориях.

Этапы бюджетного процесса — это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

законодательные (представитель­ные) и исполнительные органы власти,

органы денежно-кредитного регулирования,

органы государственного (муниципального) контроля.

Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления:

• рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполне­нии;

• осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджетов;

• формируют и определяют правовой статус органов, производя­щих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

• осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодатель­ства РФ.

Исполнительные органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления.

• осуществляют составление бюджета;

• вносят проект бюджета с необходимыми документами и матери­алами на утверждение законодательного (представительного) орга­на власти (органа местного самоуправления);

• исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов власти (органов местного самоуправления);

• производят контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджета;

• осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодатель­ства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

К органам государственного или муниципального финансового кон­троля относятся

Счетная палата РФ,

контрольные и финансовые органы исполнительной власти,

контрольные органы законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Бюджетными полномочиями на федеральном уровне обладают сле­дующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ;

Совет Федерации и Государственная Дума;

Правительство РФ;

Минфин России (орган, ответственный за составление и исполнение бюдже­та);

Федеральное казначейство (федеральная служба) — орган, осу­ществляющий казначейское исполнение федерального бюджета;

органы, производящие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Счетная палата РФ;

государственные внебюджетные фонды;

главные распо­рядители и распорядители бюджетных средств;

другие органы, на которые законодательством РФ возложены соответствующие бюд­жетные, налоговые или иные полномочия.

При составлении бюджета Минфин России руководствуется ос­новными направлениями бюджетной и налоговой политики страны на среднесрочную перспективу и очередной финансовый год. Состав­лению проектов бюджетов предшествует разработка и уточнение прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъек­тов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка и уточнение сводных финансовых балансов, перспектив­ных финансовых планов и других документов, разработка которых регламентируется Бюджетным кодексом РФ при формировании про­ектов бюджетов.

К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся:

— действующее на момент разработки показателей бюджета нало­говое законодательство;

— предполагаемые объемы финансовой помощи всех видов из бюд­жетов вышестоящих уровней власти нижестоящим;

— объемы и виды расходов, передаваемых в планируемом году с одного уровня бюджетной системы на другой;

— нормативы финансовых затрат на предоставление государствен­ных или муниципальных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;

— объемы финансирования долгосрочных целевых программ за счет средств бюджета;

— другие сведения, материалы и расчеты, обосновывающие кон­тингента и доли поступающих в бюджет доходов или суммы бюджет­ного финансирования.

Формирование федерального бюджета организуется и осуществ­ляется Правительством РФ на основе прогноза социально-экономи­ческого развития РФ на планируемый год и его уточненного прогноза на среднесрочную перспективу.

Этому процессу предшествует Бюд­жетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Минфин России по поручению Правительства РФ организует непосредственную работу по формированию федерального бюджета на планируемый год.

Далее основными крупными блоками предста­вим адресную последовательность движения показателей, расчетов, материалов, составляющих базу для формирования объемов феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ на очередной год.

— Минэкономразвития России при участии Минфина России, других министерств и ведомств, Федеральной службы государствен­ной статистики, Банка России в установленный срок представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году.

• Минфин России совместно с Минэкономразвития России при участии Банка России в установленный срок после рассмотрения Правительством РФ сценарных условий функционирования эконо­мики страны в планируемом году разрабатывает и представляет в Правительство РФ:

• основные характеристики и данные о расходах федерального бюджета на планируемый год по показателям функциональной клас­сификации расходов бюджетов РФ.

— Минфин России после рассмотрения Правительством РФ ос­новных характеристик и данных о расходах федерального бюджета на планируемый год по показателям функциональной классификации:

• направляет получателям средств федерального бюджета прогно­зируемые на планируемый год данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам бюджетной классификации РФ.

— Федеральная служба государственной статистики:

• представляет в Минэкономразвития России, Минфин России и другие федеральные органы исполнительной власти статистичес­кую информацию по показателям, согласованным с Минэкономраз­вития России и Минфином России.

— ПФР, ФОМС, ФСС, Минздравсоцразвития России представ­ляют в Минфин России и Минэкономразвития России:

• проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год.

— Министерства, ведомства, другие структуры, формирующие и расходующие целевые бюджетные фонды, направляют в Минфин России, Минэкономразвития России прогноз формирования и рас­ходования средств этих фондов в планируемом году и по годам на среднесрочную перспективу.

— Федеральные органы исполнительной власти:

• разрабатывают и уточняют варианты прогнозов развития отрас­лей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году по основным показателям;

• производят распределение предельных объемов бюджетного финансирова­ния на планируемый год по показателям функциональной и эконо­мической классификации расходов бюджетов РФ.

— Банк России представляет в Минфин России соответству­ющую информацию, необходимую для подготовки федерального бюд­жета на очередной финансовый год.

— Минэкономразвития России:

• распределяет по получателям средств федерального бюджета и направлениям использования предельные объемы государственных инвестиций и представляет соответствующие материалы в Минфин России;

До середины июля года, предшествующего планируемому, в Пра­вительство РФ Минфином России и Минэкономразвития России представляются следующие материалы.

— Минфин России:

• проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год», прогноз консолидированного бюджета РФ на планируемый год;

• основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый год и среднесрочную перспективу.

11. Минэкономразвития России:

• прогноз социально-экономического развития РФ на планиру­емый год и уточненные параметры прогноза социально-экономичес­кого развития РФ на среднесрочную перспективу, а также перечень основных социально-экономических задач, на решение которых при­оритетно направлена политика Правительства РФ в планируемом году и среднесрочную перспективу;

• проект Сводного финансового баланса РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу.

Порядок формирования федерального бюджета и опорных пока­зателей для формирования бюджетов субъектов РФ на очередной год показывает, что в течение всего периода этой сложнейшей работы осуществляются согласование и уточнение бюджетных заявок мини­стерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями федерального бюджета, на основе анализа изыскиваются спо­собы увеличения его доходов и соответственно реструктуризации и повышения эффективности расходов.

12. Федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов РФ, другие государственные заказчики федеральных целевых программ в согласованные сроки:

• представляют в Минэкономразвития России прогнозы разви­тия отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году.

Для финансирования расходов, которые не могут быть преду­смотрены при составлении проекта федерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ, предусматривается возможность образования Стабилизационного фонда, резервного фонда Президента РФ, Пра­вительства РФ, соответствующих резервных фондов органов испол­нительной власти субъектов РФ.

Такова краткая схема организации работы по формированию до­ходов и расходов федерального бюджета, его сбалансированию, со­гласованию опорных показателей для формирования бюджетов субъектов РФ.

5. Рассмотрение и утверждение бюджета

После составления наступает стадия рассмотрения и утвержде­ния федерального бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Одновременно представляются все расчеты, материалы, доку­менты (прогнозы, программы, проекты).

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней со дня внесения направляется в Совет Федерации, в комитеты Государ­ственной Думы для внесения предложений и замечаний, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения.

Ответственным за рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете отвечает Комитет по бюджету.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

· прогнозируемый в очередном финансовом году общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

· условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

· объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

· верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

· нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

· дефицит (профицит) федерального бюджета.

Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой:

В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету на очередной финансовый год, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

· передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

· вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

· поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете:

1. Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации.

3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и возвращения его на доработку в Правительство РФ, Правительство в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования.

Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете:

1. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

2. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

· бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.

Рассмотрение поправок по межбюджетным трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется Комитетом по бюджету.

Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации

В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

6. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — этап бюджетного процесса, который пре­дусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех регламентированных бюджетом доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Организация исполнения (собственно исполнение бюджетов) и управление бюджетными сред­ствами возложены на органы исполнительной власти соответствую­щего уровня. Основные процедуры исполнения бюджетов всех уров­ней регламентирует Бюджетный кодекс РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

— перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

— распределение доходов в соответствии с существующим законо­дательством по уровням бюджетов;

— возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

— учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах со­ответствующего бюджета.

По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответ­ствующего бюджета.

Нормами Бюджетного кодекса РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последо­вательно осуществляемых процедур санкционирования и финанси­рования расходов.

Их основными этапами являются:

— составление и утверждение бюджетной росписи;

— утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а так­же утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджет­ных средств и бюджетным учреждениям;

— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

— принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

— подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

— расходование бюджетных средств (процедура финансирования).

Рассмотрим этапы санкционирования и финансирования более подробно.

Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределе­нии доходов и расходов бюджета и поступлений из источников фи­нансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Этот документ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе ут­вержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономи­ческой классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответ­ственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверж­дения последнего. На основании бюджетных росписей орган, ответ­ственный за составление проекта соответствующего бюджета, состав­ляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверж­дения бюджета.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели, содержащиеся в ней, до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Эта процедура осуществляется в форме уведомлений о бюджет­ных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и предста­вить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Бюджетное обязательство — это обязанность, признанная испол­няющим бюджет органом совершить расходование средств соответ­ствующего бюджета в течение определенного срока. Она возникает в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Такие лимиты утверждаются исполня­ющим бюджет органом на основе проектов распределения, составлен­ных главными распорядителями бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем состав­ления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджет­ных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после провер­ки соответствия составленных платежных и иных документов, необ­ходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджет­ных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обяза­тельств осуществляется в срок не позднее трех дней с момента пред­ставления платежных документов, при этом исполняющий бюджет орган совершает разрешительную надпись.

В ходе исполнения бюджета могут быть введены режимы сокра­щения расходов, блокировки расходов. Главные распорядители бюджет­ных средств имеют определенные права по перемещению бюджетных ассигнований.

В ходе исполнения бюджетов исполнительные органы власти про­водят краткосрочное прогнозирование (пятидневка, месяц, квартал) поступления доходов и финансирования расходов, проводят предва­рительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. При этом под кассовым обслуживанием понимается учет органами Федерально­го казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов, в соответствии с бюджет­ной классификацией РФ.

К главным задачам органов Федерального казначейства относятся:

• организация, осуществление и контроль за исполнением феде­рального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3. регулирование финансовых отношений между федеральным бюд­жетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение последних, контроль за поступлением и исполь­зованием внебюджетных (федеральных) средств;

4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государствен­ных финансов, представление высшим законодательным и исполни­тельным органам государственной власти отчетно­сти о финансовых операциях по федеральному бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

5. управление и обслуживание совместно с Банком России и дру­гими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность в объеме и по формам, утверждаемым Минфином России.

Так, еже­годно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представ­ляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об испол­нении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Счетная палата РФ проводит проверку этого отчета в течение 1,5 месяца пос­ле его представления в Государственную Думу и готовит соответству­ющее заключение. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после полу­чения заключения Счетной палаты РФ. По результатам его рассмот­рения в Государственной Думе может быть принято решение об ут­верждении либо отклонении данного отчета. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждается в форме Федерального закона.

Экономический анализ бюджетных показателей

Важнейший элемент бюджетного процесса — экономический ана­лиз бюджетных показателей (их обоснованности, структуры, дина­мики и других параметров).

Анализ проводится на всех этапах бюд­жетного процесса, т.е. при формировании, рассмотрении, утвержде­нии и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы Федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус, финансовые службы хозяйствующих структур.

Значимость анализа особенно возрастает при переходе на прогноз­ное формирование бюджетов, отработке методов максимальной мобили­зации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в соответствии с принципами бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.

В зависимости от поставленных задач избирается определенная методика анализа, но можно выделить основополагающие требова­ния, которыми необходимо руководствоваться при его проведении.

Этапы анализа можно представить так.

1. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных.

2. Затем начинается собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих по­казателей по доходам, расходам, стандартам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям, определяющим параметры бюдже­та; установление причин отклонений от уточненного бюджета на соответствующую дату; раскрытие взаимосвязей и количественных за­висимостей между показателями.

3. Далее следуют подведение итогов анализа и формулирование основных выводов. На заключительном эта­пе осуществляется разработка практических предложений и рекомен­даций по результатам анализа, направленных на повышение объемов доходов, увеличение их мобилизации (собираемости), целевое, полное и эффективное использование бюджетных ассигнований.

Каждый орган, осуществляющий анализ, уделяет особое внимание различным сторонам бюджетного процесса.

Например, депутатский корпус при рассмотрении бюджета приоритетно изучает соблюдение законодательства при расчете бюджетных показателей, гарантирован­ные государством социальные нормативы по расходам, соблюдение принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотно­шений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, а региональ­ных — с местными бюджетами, финансовое обеспечение установленных экономическими и социальными прогнозами темпов и пропорций раз­вития различных отраслей хозяйства, а также целый ряд других поло­жений и показателей.

Изыскиваются резервы пополнения доходной части бюджетов, возможности оптимизации расходов.

В ведомствах большое внимание уделяется анализу производ­ственных показателей, определяющих объем деятельности соответ­ствующих организаций, учреждений (сеть, штаты, контингенты), соблюдению стандартов, норм и нормативов, другим вопросам. Органы Федерального казначейства в приоритетном порядке анали­зируют объем мобилизации и обоснованность распределения посту­пающих доходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и це­левое использование бюджетных средств; своевременность прохож­дения доходов и расходов по счетам; и т.д.

Материалы экономического анализа показателей при формирова­нии и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной за­писки к прогнозу, проекту или аналитические записки к отчету об исполнении бюджета. Вместе с тем этот документ является своеоб­разным отчетом о работе соответствующего финансового органа или ведомства, так как свидетельствует об обоснованности прогнозных или плановых показателей, мерах, принятых для исполнения бюдже­та по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по ук­реплению финансовой и бюджетной дисциплины. Таким образом, экономический анализ является неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях прохождения бюджетных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: