Путем двухэтапного модулирования в сторону D в Траурном марше as-moll из 12 сонаты для ф.-п. Бетховена достигается модуляция на тритон (транспонируемый период): as-moll — Ces-dur, h-moll — D-dur. При двухэтапном модулировании в двойном периоде Прелюдии d-moll №24 Шопена, с модулирующими дополнениями, делается переход в тональность SII: d-F, a; а-С, e.
У композиторов-романтиков XIX в., уделявших особое внимание минорному ладу, закрепились и модуляции в периоде из мажора в минор III ст.: E-gis в песне Вани «Как мать убили» и главной теме пьесы Чайковского «На тройке», С-е в Этюде Шопена ор. 10 №7, As-c в Вальсе ор.39 №15 Брамса. Вслед за смелыми бетховенскими открытиями мо-
дуляций в терцово-хроматические тональности (Скерцо 6 симфонии — F-D, Скерцо 7 симфонии — F-A) у романтиков сохранились и эти пути модулирования: As-C в Этюде Шопена ор.25 №1. А среди гармонических новшеств Шуберта появилась и поразительная модуляция в секундо-хроматическую тональность: e-dis в песне «У ручья»:
Ф. Шуберт. Зимний путь. У ручья
Тональности субдоминантовой стороны в заключительных кадансах экспозиционных периодов используются неизмеримо меньше доминантовой и могут считаться скорее исключениями, подтверждающими правило. Конечно, наиболее «спокойны» для тональной устойчивости периода модуляции в самую слабую S — TSVI. Даже у Бетховена в Марше из «Афинских развалин» происходит нетипичный переход — D-h. Пример движения из минора в мажор TSVI — в Прелюдии h-moll из ор. 11 Скрябина. Наиболее проблематичны модуляции в SIV, так как самая сильная субдоминантовая тональность способна спорить с главной за главенство, поскольку тоника — потенциальная доминанта к субдоминанте. В качестве классической по мастерству модуляции в неклассическую тональность SIV рассмотрим экспозиционный период Скерцо из сонаты B-dur для фортепиано №10 Шуберта — B-dur — Es-dur: