Л. Бетховен. 20 соната для ф.-п., II ч

Заметим, что в приведенном метрическом восьмитакте из Бетховена все 4 метрические функции осуществляются на одной и той же гармо­нии — T53: знаменитые «функциональные тяготения» классической то­нальности — это прежде всего функциональные метрические тяготения, как результат психологического переживания организованных ритми­ческих процессов.

«Метрический восьмитакт» как система определенных метрических функций не всегда соответствует именно записанному восьмитакту, он может представать в иных масштабах — в виде 4-такта, 16-такта и др. величин, то есть 1 такт восьмитакта может быть записан как 1/2-такт, 2-такт, 3-такт, 4-такт. Пример метрического восьмитакта, уложенного в 4-тактовый период, с широким размером 12/8 — тема Ноктюрна Шо­пена Es-dur ор.9 №2: 48

Другие примеры метрического восьмитакта в иных масштабах записи:

1т. = 1/2 т. Гендель. Сюита E-dur, Ария с вариациями, тт. 1—3;
1 т. = 2 тт. Прокофьев. Соло Дуэньи из 2 картины «Обручения в монастыре», тт. 1 — 16;
1 т. = 3 тт. Скрябин. Вальс As-dur ор. 38, тт. 1-24;
1 т. = 4 тт. Чайковский. Вальс из «Спящей красавицы», тт. 1—33.

(Нотные примеры данных и других образцов метрического восьми­такта см.: Ю.Н. Холопов. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М. 1978, С. 124-125 и др.).

Функциональная строгость метрического восьмитакта и его естест­венная простота для восприятия побуждала композиторов к искусству нарушений этой природной нормы, показывавших мастерство и изобре­тательность авторов. Музыкальный эффект таких моментов бывает чаше всего остроумно-игровой (у Гайдна, Моцарта) или напевно-лирический (у Шопена, Чайковского, Прокофьева). Среди наиболее важных прие­мов усложнения восьмитакта — «генеральный затакт» (полный такт, имеющий смысл затакта, схематически обозначаемый цифрой 0), «вы­писанная фермата» (полный такт, имеющий смысл ферматы, обозна­чается, например, 8а), начальное и конечное сжатие структуры (обозна­чения — 1-2, 7-8), секвенции мотивов и повторы внутри периода (обозначения типа 5а, 6а), дополнения к заключительному и даже к се­рединному кадансам (7а, 8а; 4а, 4б). Примеры: а) Серенада Антонио из «Обручения в монастыре» Прокофьева, первое предложение периода, с «генеральным затактом» (0) и расширенным кадансом (4а); б) Ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего» Чайковского, с «выписанной ферматой» (4а);

в) Увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, с начальным сжатием (1-2);

г) Ария Кутузова, из «Войны и мира» Прокофьева, с заключительным сжатием, как бы певческой «недодержкой» звука (7-8); д) Гайдн. Ме­нуэт из Квартета G-dur ор.76 №1, с секвентным расширением (6а, 6б); e) Гайдн. Квартет Es-dur ор.71 №3, 1 ч., с комическими «избыточными» дополнениями к серединному и заключительному кадансам (4а, 4б, 8а, 8б)

«Метрический восьмитакт», особенно в репризных периодах, может быть значительно усложнен введением разработочных элементов, что ведет к полифункциональности метрических тактов и нарушению по­рядка их следования. Пример — реприза из Менуэта Квартета Гайдна «Жаворонок» D-dur ор.64 №5, с двукратным проведением периода, где в первом случае делаются внутренние имитационные вставки (5а, 6а), а во втором благодаря прерванному кадансу образуется полифункцио­нальный такт (4 = 6), за которым следует разработочная вставка с нару­шением номерного порядка тактов (7, 5, 6а, 6б, 6в) и ряд усложнений в заключительном кадансе (расширение и дополнение — 7а, 7б, 8а):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: