Схема мессы

    Молитвы и чтения Музыкальные части мессы  
    Проприй (в течение литургического года текст частей меняется в зависимости от праздника) Ординарий (в течение литургического года текст частей остается неизменным)  
    Части мессы (нумераяия сквозная) Частя мессы Форма Части мессы Форма  
      1. Introitus антифонно-рефренная: A-V1- A-V2-A-Vn... А - Dox, - A      
          2. Kyrie eleison трехстрофная: A-B-A (axa-byb-a1x1a1); A-B-C (axa-byb-czc), 9 строк  
          3. Gloria in excelsis Deo строчная (17 строк + Amen)  
    4. Oratio (молитва дня)          
    5. Epistola (послание)          
      6. Graduale респонсорная: R(градуал) -V (стих) - R (градуал); распевается на респонсорные тоны      
      7. Alleluia (в посты заменяется трактусом) респонсорная: R (Al. соло) - R (Al. хор) - V (стих соло) - R (Al. хор)      
  7a   7a. Tractus (поется во время поста) строфическая сквозная; всегда распевается на 2-ой или 8-ой псалмовые тоны      
      8. Sequentia полистрофная, с парной рифмой, число стихов варьируется      
    9. Evangelium (чтение нараспев глав из Евангелия)          
          10. Credo строчная (18 строк + Amen)  
      11. Offertorium антифонно-рефренная: A-V1, (вторая половина стиха) - A-V2 - А      
    12. Sécréta (тайная молитва, читается священником «про себя»)          
    13. Praefatio (молитва священника к Причастию)          
          14. Sanctus пятистрочная двусоставная (5 стихов)  
    15. Канон мессы (комплекс молитв)          
    16. Pater noster          
          17. Agnus Dei трехстрофная: А-А-А, (А-В-А, А-В-С]  
      18. Communio антифонно-рефренная      
    19. Postcommunio (молитва после Причастия)          
          20. Ite missa est. Deo gratias двустрочная: А — А (обе строки поются на одну мелодию)  
  20a       20a. Benedicamus Domino. Deo gratias (поется в посты вместо Ite missa) двустрочная: А — А  

В строчной текстомузыкальной форме Dies irae примечательно соот­носятся строки слова и музыки. Поскольку рифмовано совпадают концы словесных строк, то также совпадают и кадансы музыкальных строк, неизменно приводящие к D — финальному тону второго лада. Ладовое требование — приводить строку к D — заставляет этот тон про­звучать 56 раз! Эти неотступные удары финалиса сравнивали с ударами колокола.

Поздний период в развитии секвенций связывают с именем Адама де Сен-Виктора. Его рифмованные тексты похожи на тексты гимнов, однако в строфах секвенций могли использоваться разные поэтические метры. В середине XVI в. в католическом богослужении было разрешено оставить лишь 4 секвенции: Victimae paschali laudes, Veni sancte Spiritus, Lauda Sion, Dies irae. К ним в XVIII в. была добавлена пятая секвенция Stabat mater. Для развития свободных хоральных композиций григо­рианского репертуара значение секвенций трудно переоценить.

Сочетание рассмотренных здесь двух типов композиций (псалмоди­ческого и молитвенно-гимнографического) явилось основой текстому­зыкальной формы григорианской монодии. Это сочетание находит свое отражение в центральном богослужебном обряде — Мессе. Приведем схему Мессы (см. с. 182-183), раскрывающую общую структуру этой крупной литургической формы с указанием всех малых типовых форм, составляющих основу ее музыкальных частей.

Литература

Atkinson Charles М. Zur Entstehung und Überlieferung der Missa Graeca // Archiv für Musikwissenschaft 39 (1982). S.113-145

Feilerer Karl Gustav. Die Messe. Ihre musikale Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Dortmund. 1951

Ferretti Paolo. Estetica gregoriana: Trattato delle forme musicali du canto gregoriano. Rome. 1934

Hiley David. Western Plainchant. Oxford, 1993

Hucke Helmut. Musikalische Formen der Offiziumsantiphonen // Kirchenmusikalisches Jahrbuch 37 (1953). S.7-33

Wagner Peter. Einführung in die gregorianischen Melodien. 3 vols.

Григорианский хорал. Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. Вып.20. М. 1998

Дьячкова Л.С. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики. М. 1992

Ефимова Н.И. Григорианский хорал в свете средневековых документов // Средние века 53. М. 1990. С.75-86

Ефимова Н.И.О ладовых интонационных формулах западноевропейской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов средневековья // Музыкальный язык, жанр, стиль. Сб. МГДОЛК. М. 1987. С.39-57

Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы. М. 1999

Холопов Ю.Н. Средневековые лады // Музыкальная энциклопедия. Т.5. Ст.240-249 184


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: