Человек и его здоровье Вопросы уровня С

С1

1.Какие преимущества и недостатки имеет строение позвоночника человека по сравнению с его строением у приматов?

Элементы правильного ответа

1. Позвоночник человека имеет 4 изгиба, что обеспечивает амортизацию при ходьбе, беге, прыжках.
2. У приматов нагрузка на позвоночник распределена относительно равномерно, у человека в связи с прямохождением основная нагрузка приходится на нижние отделы.
3. В результате неравномерной нагрузки возникают грыжи, смещения позвонков и другие заболевания позвоночника.
4. В результате смещения центра тяжести и особенностей строения позвоночника беременность и роды у человека протекают сложнее, чем у других млекопитающих.

Ответьте самостоятельно

• Какие черты сходства существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Какие различия существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Объясните причины различий в строении стопы человека и человекообразных обезьян.

2. По описанию ткани назовите ее виды и функции. «Ткань состоит из клеток и хорошо развитого межклеточного вещества. Ткань может быть образована твердыми, желеобразными и жидкими составляющими элементами».

Элементы правильного ответа

1. По основным характеристикам – это соединительная ткань.
2. По характеру образующих ткань структур ясно, что она может быть представлена костными, хрящевыми, волокнистыми, жировыми клетками, а также клетками и плазмой крови.
3. Функции этой ткани: опорная, защитная, кроветворная, запасающая, транспортная, питательная, дыхательная.

Ответьте самостоятельно

• По описанию ткани назовите ее виды и функции.

«Ткань состоит из клеток и слабо развитого межклеточного вещества. Выстилает покровы тела, железы, слизистые оболочки».

• По описанию ткани назовите ее виды и функции.

«Ткань состоит из клеток с длинными и короткими отростками. В местах контактов клеток этой ткани выделяются химические вещества – медиаторы».

• Что общего между разными видами тканей одного типа, например эпителиальной ткани?

3. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество.

Элементы правильного ответа

1. В жидкой среде растворяются необходимые клетке питательные вещества, которые проникают через клеточную мембрану.
2. Жидкая среда обеспечивает вывод продуктов распада из клетки.
3. В жидкой среде происходят все биохимические реакции.
4. Жидкая среда способствует поддержанию относительного постоянства физических свойств и химического состава клетки.

Ответьте самостоятельно

• Чем и как питается костная ткань взрослого человека?
• Как распределяется жировая ткань в организме человека и какие функции она выполняет?

4. Представьте себе, что вы несете очень дорогую фарфоровую чашку с горячим чаем. Вам горячо, но вы терпите и не выпускаете чашку из рук. Какие процессы происходят в вашей нервной системе в это время? Почему вы не выпускаете чашку из рук, несмотря на то, что вам больно?

Ответ на этот вопрос требует некоторых рассуждений. Их логика может быть примерно следующей.

Чашка горячая, и боль трудно терпеть, значит, я могу выпустить ее из рук. Однако если я разобью чашку, то родители будут ругаться. Следовательно, нужно терпеть. Реакция на боль – безусловный рефлекс. Способность преодолеть боль (воля) основана на условных рефлексах. Значит, условно-рефлекторное возбуждение коры головного мозга тормозит возбуждение, вызывающее безусловный рефлекс.

Элементы правильного ответа

1. Импульсы, несущие информацию о возможном ожоге, тормозятся импульсами, несущими информацию о том, что чашка дорогая и ее нельзя разбивать.
2. Условно-рефлекторная реакция тормозит защитную безусловно-рефлекторную реакцию организма на боль.

Ответьте самостоятельно

• Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить даже хозяина?
• Докажите, что посещение столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.

5. Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес ее в изолированное сердце другой лягушки. Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

Элементы правильного ответа

1. Нервный импульс проводится электрическим путем и с помощью химических медиаторов в синапсах.
2. Так как частота сердечных сокращений в первом опыте замедлилась, то следует предположить, что раздражение блуждающего нерва приводит к замедлению работы сердца.
3. Замедление работы сердца другой лягушки после введения туда крови от первой лягушки доказало наличие вещества-медиатора ацетилхолина, замедляющего сердечный ритм.

Ответьте самостоятельно

• Какими способами передается информация от одной нервной клетки другой?
• Каким способом информация передается быстрее: химическим или электрическим?
• Опишите этапы передачи нервного импульса, происходящие в синапсе.

Приведенные выше вопросы достаточно сложны и, скорее всего, не будут даны в экзаменационной работе. Однако знать электрическую природу нервного импульса (потенциал действия), механизм химической передачи возбуждения с нейрона на нейрон с помощью медиаторов, нужно для ответа на более легкие вопросы по этой теме.

6. Чем отличаются соматические рефлексы от вегетативных?

Элементы правильного ответа

1. При соматических рефлексах возбуждение передается по двигательным нейронам к скелетным мышцам.
2. При вегетативных рефлексах возбуждение передается к внутренним органам.

Ответьте самостоятельно

• Чем объяснить, что люди кашляют с разной силой и частотой?
• Может ли человек управлять реакциями вегетативной нервной системы? Ответ поясните.

7. Почему прекращение кровоснабжения мозга на 5–8 мин может привести к необратимым изменениям в нем и даже к смерти?

Элементы правильного ответа

1. Вместе с кровью в мозг поступают питательные вещества и кислород.
2. Недостаток кислорода, необходимого для дыхания клеток мозга и глюкозы как источника энергии, приводит к гибели мозга.

Ответьте самостоятельно

• За сутки в мозге взрослого человека (начиная с 30 лет) отмирает до 1 тыс. нейронов. Чем можно объяснить, что и в старости многие люди способны к обучению и интеллектуальной деятельности?
• Каким образом влияют на работу мозга алкоголь, наркотики, токсические вещества?
• Какова роль кислорода в жизнедеятельности человека?

8.Объясните результаты следующего эксперимента. Испытуемый должен с закрытыми глазами найти среди предметов, разложенных на столе, кофейную чашку. Выполняя задание, он нашел бокал и стакан, но отставил их в сторону. Найдя чашку, он сразу же закончил поиски.

Элементы правильного ответа

1. В мозгу испытуемого существует образ кофейной чашки.
2. Предметы, не совпадающие с этим образом, отставляются в сторону.
3. Мозг работает по принципу обратной связи: анализирует импульсы от рецепторов и заканчивает поиск при совпадении результатов анализа с хранящимся в памяти образом (чашки), т.к. требуемый результат достигнут.

Ответьте самостоятельно

• Контролирует ли кора головного мозга деятельность нервных центров, расположенных в продолговатом мозге? Приведите примеры.
• К каким последствиям приведет повреждение поясничного отдела спинного мозга?

9. Чем объясняется гибкость костей младенцев и хрупкость костей стариков?

Элементы правильного ответа

1. В костях младенцев содержание органических соединений выше, чем неорганических.
2. В костях стариков синтез органических соединений замедлен и их содержание ниже, чем неорганических.
3. Органические соединения обеспечивают гибкость кости, а неорганические – их прочность.

Ответьте самостоятельно

• Как можно экспериментально доказать наличие в костях органических и неорганических соединений?
• Чем объясняется появление рахита у маленьких детей?

10. Какими особенностями строения определяется гибкость тела человека?

Элементы правильного ответа

1. Гибкость тела определяется эластичностью суставных связок.
2. Гибкость тела определяется сохранностью и эластичностью хрящевых полуподвижных соединений костей.

Ответьте самостоятельно

• Чем различаются по строению и функциям плечевой и тазобедренный суставы?
• Что произойдет с суставом, если из него вытечет суставная жидкость?

11.Почему физические упражнения (гимнастику) с грудным ребенком делает взрослый?

Элементы правильного ответа

1. Грудной ребенок не способен к сознательному управлению своим телом.
2. У грудного ребенка преобладают безусловные рефлексы.
3. Взрослый использует эти рефлексы, упражняя определенные группы мышц младенца. Например, если щекотать подошвы ребенку, то у него возникнет рефлекс ползания.

12. Почему человек не может долго дышать чистым кислородом?

Элементы правильного ответа

1. Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга.
2. Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.

Ответьте самостоятельно

• Что произойдет с кровеносными сосудами, если содержание кислорода в крови уменьшится?
• Какие газы и каким образом транспортируются кровью?

13.Почему палец, туго перетянутый резинкой или жгутом, сначала багровеет, а спустя время становится светлее?

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, какие процессы нарушаются в связи с перетяжкой пальца.

Элементы правильного ответа

1. При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови и отток венозной – палец багровеет.
2. Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.

Ответьте самостоятельно

• Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и как происходит их движение?
• Что называется гомеостазом и каким механизмом он регулируется?

14. Почему вакцина против одного инфекционного заболевания не предохраняет человека от другого инфекционного заболевания?

Элементы правильного ответа

1. Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. содержат свойственные именно им антигены.
2. Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены.

Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.

Ответьте самостоятельно

• В целях профилактики столбняка здоровому человеку ввели противостолбнячную сыворотку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.
• Заболевшему дифтерией человеку сделали противодифтерийную прививку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.

15. К каким последствиям может привести неполное закрытие трехстворчатого клапана сердца?

Элементы правильного ответа

1. Неполное закрытие трехстворчатого клапана может привести к обратному забросу крови в большой круг кровообращения.
2. Могут возникнуть застой крови в большом круге и отеки конечностей.

Примечание: названные последствия легко вытекают из простого рассуждения, нужно только вспомнить, что трехстворчатый клапан находится между правым желудочком и правым предсердием. Могут быть и другие, более серьезные, последствия.

Ответьте самостоятельно

• Почему кровь движется в одном направлении?
• Почему кровь по сосудам течет непрерывно?
• Где скорость движения крови выше: в аорте или капиллярах и почему?
• Какие факторы обеспечивают движение крови по венам?
• Опишите путь лекарственного препарата от предплечья правой руки до сосудов головного мозга.

16. В чем заключаются различия между механизмами регуляции дыхания при чихании вследствие раздражения слизистой оболочки носа и при возобновлении дыхания после его длительной задержки?

Элементы правильного ответа

1. Чихание – защитный дыхательный рефлекс, механизм регуляции дыхания – рефлекторный.
2. Механизм возобновления дыхания после задержки – гуморальный, это реакция дыхательного центра головного мозга на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Ответьте самостоятельно

• Почему человек непроизвольно задерживает дыхание при вхождении в ледяную воду?
• В каких случаях желательно надевать марлевую повязку или респиратор и почему?

17. Почему в каждом отделе пищеварительной системы работают свои определенные ферменты?

Элементы правильного ответа

1. В каждом отделе пищеварительной системы существует определенная кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают наиболее эффективно. Поэтому в каждом отделе и расщепляются определенные питательные вещества (углеводы, белки, жиры).
2. Ферменты функционируют только в определенном диапазоне рН среды и расщепляют строго определенные вещества, т.е. ферменты специ-
фичны.

Ответьте самостоятельно

• Почему белки начинают расщепляться только в желудке?
• Какие процессы происходят при поступлении пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку?

18.Чем опасно воспаление слизистой оболочки желудка?

Элементы правильного ответа

1. При воспалении слизистой желудка она становится менее защищенной от воздействия соляной кислоты и ферментов.
2. Воспаление слизистой оболочки желудка приводит к гастриту, а затем и к язве желудка.

Ответьте самостоятельно

• Каковы причины возникновения гастрита и язвы желудка?
• Какие меры профилактики могут предотвратить заболевания гастритом и язвой желудка?

19.Представьте себе, что человек, сохранив все свои особенности примата, стал холоднокровным. Как это скажется на его жизнедеятельности?

Элементы правильного ответа

1. Снижение температуры тела приведет к снижению скорости биохимических реакций.
2. Все рефлексы человека замедлятся, скорость его поведенческих реакций уменьшится. Такой переход может оказаться гибельным для человека.

Ответьте самостоятельно

• Чем отличается холоднокровность от теплокровности?
• В чем заключается противоположность реакций обмена веществ в организме?

20. Почему в почках или мочевом пузыре человека образуются камни?

Элементы правильного ответа

1. Камни образуются из-за избытка солей в моче.
2. Камни образуются из-за недостатка в моче веществ, препятствующих их образованию.

Ответьте самостоятельно

• К чему может привести образование камней в почках или мочевом пузыре?
• Какова профилактика образования камней в почках или мочевом пузыре?

21. Почему не рекомендуется слишком долго загорать?

Элементы правильного ответа

1. Длительное пребывание на солнце ведет к ожогам кожи и тепловым ударам.
2. Ультрафиолетовое излучение в больших дозах может спровоцировать рост злокачественных опухолей.

Ответьте самостоятельно

• Почему детям полезно принимать кратковременные солнечные ванны?
• В чем заключается терморегулирующая функция кожи?

22. Почему при взлете и посадке самолета человек испытывает боль в ушах?

Элементы правильного ответа

1. При взлете и посадке происходит изменение давления воздуха на барабанную перепонку как со стороны внешней среды, так и со стороны среднего уха.
2. При взлете давление со стороны среднего уха выше, а при посадке оно понижается, но возрастает давление на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода.

Ответьте самостоятельно

• Зачем предлагают приоткрыть рот или сосать леденцы в салоне самолета во время взлета и посадки?
• Что такое кессонная болезнь и чем она опасна?
• Почему ловцы жемчуга погружаются в воду быстро, а выныривают медленно?

Ответы на эти вопросы можно найти в Интернете или дополнительной литературе.

23. Почему заболевания щитовидной железы чаще встречаются у жителей горных районов и каковы меры профилактики этих заболеваний?

Элементы правильного ответа

1. В горных районах в воде обычно содержится мало йода.
2. В рацион необходимо вводить продукты, содержащие йод.

Ответьте самостоятельно

• К каким последствиям может привести нехватка гормонов щитовидной железы?
• По каким признакам ставится диагноз «сахарный диабет»?
• Какие нелекарственные меры снижения уровня глюкозы в крови вы порекомендовали бы человеку с незначительно повышенным ее содержанием?

24.Какими механизмами регулируются роды у человека?

Элементы правильного ответа

1. Нервным механизмом: возбуждение рецепторов матки приводит к ее сокращению.
2. Гуморальным механизмом: выработка гормонов стимулирует сокращение мышц матки.

Ответьте самостоятельно

• Чем отличаются мужские половые клетки от женских?
• Почему яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: