С1
1.Какие преимущества и недостатки имеет строение позвоночника человека по сравнению с его строением у приматов? |
Элементы правильного ответа
1. Позвоночник человека имеет 4 изгиба, что обеспечивает амортизацию при ходьбе, беге, прыжках.
2. У приматов нагрузка на позвоночник распределена относительно равномерно, у человека в связи с прямохождением основная нагрузка приходится на нижние отделы.
3. В результате неравномерной нагрузки возникают грыжи, смещения позвонков и другие заболевания позвоночника.
4. В результате смещения центра тяжести и особенностей строения позвоночника беременность и роды у человека протекают сложнее, чем у других млекопитающих.
Ответьте самостоятельно
• Какие черты сходства существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Какие различия существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Объясните причины различий в строении стопы человека и человекообразных обезьян.
2. По описанию ткани назовите ее виды и функции. «Ткань состоит из клеток и хорошо развитого межклеточного вещества. Ткань может быть образована твердыми, желеобразными и жидкими составляющими элементами». |
Элементы правильного ответа
1. По основным характеристикам – это соединительная ткань.
2. По характеру образующих ткань структур ясно, что она может быть представлена костными, хрящевыми, волокнистыми, жировыми клетками, а также клетками и плазмой крови.
3. Функции этой ткани: опорная, защитная, кроветворная, запасающая, транспортная, питательная, дыхательная.
Ответьте самостоятельно
• По описанию ткани назовите ее виды и функции.
«Ткань состоит из клеток и слабо развитого межклеточного вещества. Выстилает покровы тела, железы, слизистые оболочки».
• По описанию ткани назовите ее виды и функции.
«Ткань состоит из клеток с длинными и короткими отростками. В местах контактов клеток этой ткани выделяются химические вещества – медиаторы».
• Что общего между разными видами тканей одного типа, например эпителиальной ткани?
3. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество. |
Элементы правильного ответа
1. В жидкой среде растворяются необходимые клетке питательные вещества, которые проникают через клеточную мембрану.
2. Жидкая среда обеспечивает вывод продуктов распада из клетки.
3. В жидкой среде происходят все биохимические реакции.
4. Жидкая среда способствует поддержанию относительного постоянства физических свойств и химического состава клетки.
Ответьте самостоятельно
• Чем и как питается костная ткань взрослого человека?
• Как распределяется жировая ткань в организме человека и какие функции она выполняет?
4. Представьте себе, что вы несете очень дорогую фарфоровую чашку с горячим чаем. Вам горячо, но вы терпите и не выпускаете чашку из рук. Какие процессы происходят в вашей нервной системе в это время? Почему вы не выпускаете чашку из рук, несмотря на то, что вам больно? |
Ответ на этот вопрос требует некоторых рассуждений. Их логика может быть примерно следующей.
Чашка горячая, и боль трудно терпеть, значит, я могу выпустить ее из рук. Однако если я разобью чашку, то родители будут ругаться. Следовательно, нужно терпеть. Реакция на боль – безусловный рефлекс. Способность преодолеть боль (воля) основана на условных рефлексах. Значит, условно-рефлекторное возбуждение коры головного мозга тормозит возбуждение, вызывающее безусловный рефлекс.
Элементы правильного ответа
1. Импульсы, несущие информацию о возможном ожоге, тормозятся импульсами, несущими информацию о том, что чашка дорогая и ее нельзя разбивать.
2. Условно-рефлекторная реакция тормозит защитную безусловно-рефлекторную реакцию организма на боль.
Ответьте самостоятельно
• Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить даже хозяина?
• Докажите, что посещение столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.
5. Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес ее в изолированное сердце другой лягушки. Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса. |
Элементы правильного ответа
1. Нервный импульс проводится электрическим путем и с помощью химических медиаторов в синапсах.
2. Так как частота сердечных сокращений в первом опыте замедлилась, то следует предположить, что раздражение блуждающего нерва приводит к замедлению работы сердца.
3. Замедление работы сердца другой лягушки после введения туда крови от первой лягушки доказало наличие вещества-медиатора ацетилхолина, замедляющего сердечный ритм.
Ответьте самостоятельно
• Какими способами передается информация от одной нервной клетки другой?
• Каким способом информация передается быстрее: химическим или электрическим?
• Опишите этапы передачи нервного импульса, происходящие в синапсе.
Приведенные выше вопросы достаточно сложны и, скорее всего, не будут даны в экзаменационной работе. Однако знать электрическую природу нервного импульса (потенциал действия), механизм химической передачи возбуждения с нейрона на нейрон с помощью медиаторов, нужно для ответа на более легкие вопросы по этой теме.
6. Чем отличаются соматические рефлексы от вегетативных? |
Элементы правильного ответа
1. При соматических рефлексах возбуждение передается по двигательным нейронам к скелетным мышцам.
2. При вегетативных рефлексах возбуждение передается к внутренним органам.
Ответьте самостоятельно
• Чем объяснить, что люди кашляют с разной силой и частотой?
• Может ли человек управлять реакциями вегетативной нервной системы? Ответ поясните.
7. Почему прекращение кровоснабжения мозга на 5–8 мин может привести к необратимым изменениям в нем и даже к смерти? |
Элементы правильного ответа
1. Вместе с кровью в мозг поступают питательные вещества и кислород.
2. Недостаток кислорода, необходимого для дыхания клеток мозга и глюкозы как источника энергии, приводит к гибели мозга.
Ответьте самостоятельно
• За сутки в мозге взрослого человека (начиная с 30 лет) отмирает до 1 тыс. нейронов. Чем можно объяснить, что и в старости многие люди способны к обучению и интеллектуальной деятельности?
• Каким образом влияют на работу мозга алкоголь, наркотики, токсические вещества?
• Какова роль кислорода в жизнедеятельности человека?
8.Объясните результаты следующего эксперимента. Испытуемый должен с закрытыми глазами найти среди предметов, разложенных на столе, кофейную чашку. Выполняя задание, он нашел бокал и стакан, но отставил их в сторону. Найдя чашку, он сразу же закончил поиски. |
Элементы правильного ответа
1. В мозгу испытуемого существует образ кофейной чашки.
2. Предметы, не совпадающие с этим образом, отставляются в сторону.
3. Мозг работает по принципу обратной связи: анализирует импульсы от рецепторов и заканчивает поиск при совпадении результатов анализа с хранящимся в памяти образом (чашки), т.к. требуемый результат достигнут.
Ответьте самостоятельно
• Контролирует ли кора головного мозга деятельность нервных центров, расположенных в продолговатом мозге? Приведите примеры.
• К каким последствиям приведет повреждение поясничного отдела спинного мозга?
9. Чем объясняется гибкость костей младенцев и хрупкость костей стариков? |
Элементы правильного ответа
1. В костях младенцев содержание органических соединений выше, чем неорганических.
2. В костях стариков синтез органических соединений замедлен и их содержание ниже, чем неорганических.
3. Органические соединения обеспечивают гибкость кости, а неорганические – их прочность.
Ответьте самостоятельно
• Как можно экспериментально доказать наличие в костях органических и неорганических соединений?
• Чем объясняется появление рахита у маленьких детей?
10. Какими особенностями строения определяется гибкость тела человека? |
Элементы правильного ответа
1. Гибкость тела определяется эластичностью суставных связок.
2. Гибкость тела определяется сохранностью и эластичностью хрящевых полуподвижных соединений костей.
Ответьте самостоятельно
• Чем различаются по строению и функциям плечевой и тазобедренный суставы?
• Что произойдет с суставом, если из него вытечет суставная жидкость?
11.Почему физические упражнения (гимнастику) с грудным ребенком делает взрослый? |
Элементы правильного ответа
1. Грудной ребенок не способен к сознательному управлению своим телом.
2. У грудного ребенка преобладают безусловные рефлексы.
3. Взрослый использует эти рефлексы, упражняя определенные группы мышц младенца. Например, если щекотать подошвы ребенку, то у него возникнет рефлекс ползания.
12. Почему человек не может долго дышать чистым кислородом? |
Элементы правильного ответа
1. Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга.
2. Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.
Ответьте самостоятельно
• Что произойдет с кровеносными сосудами, если содержание кислорода в крови уменьшится?
• Какие газы и каким образом транспортируются кровью?
13.Почему палец, туго перетянутый резинкой или жгутом, сначала багровеет, а спустя время становится светлее? |
Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, какие процессы нарушаются в связи с перетяжкой пальца.
Элементы правильного ответа
1. При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови и отток венозной – палец багровеет.
2. Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.
Ответьте самостоятельно
• Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и как происходит их движение?
• Что называется гомеостазом и каким механизмом он регулируется?
14. Почему вакцина против одного инфекционного заболевания не предохраняет человека от другого инфекционного заболевания? |
Элементы правильного ответа
1. Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. содержат свойственные именно им антигены.
2. Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены.
Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.
Ответьте самостоятельно
• В целях профилактики столбняка здоровому человеку ввели противостолбнячную сыворотку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.
• Заболевшему дифтерией человеку сделали противодифтерийную прививку. Правильно ли поступили медики? Ответ поясните.
15. К каким последствиям может привести неполное закрытие трехстворчатого клапана сердца? |
Элементы правильного ответа
1. Неполное закрытие трехстворчатого клапана может привести к обратному забросу крови в большой круг кровообращения.
2. Могут возникнуть застой крови в большом круге и отеки конечностей.
Примечание: названные последствия легко вытекают из простого рассуждения, нужно только вспомнить, что трехстворчатый клапан находится между правым желудочком и правым предсердием. Могут быть и другие, более серьезные, последствия.
Ответьте самостоятельно
• Почему кровь движется в одном направлении?
• Почему кровь по сосудам течет непрерывно?
• Где скорость движения крови выше: в аорте или капиллярах и почему?
• Какие факторы обеспечивают движение крови по венам?
• Опишите путь лекарственного препарата от предплечья правой руки до сосудов головного мозга.
16. В чем заключаются различия между механизмами регуляции дыхания при чихании вследствие раздражения слизистой оболочки носа и при возобновлении дыхания после его длительной задержки? |
Элементы правильного ответа
1. Чихание – защитный дыхательный рефлекс, механизм регуляции дыхания – рефлекторный.
2. Механизм возобновления дыхания после задержки – гуморальный, это реакция дыхательного центра головного мозга на повышение концентрации углекислого газа в крови.
Ответьте самостоятельно
• Почему человек непроизвольно задерживает дыхание при вхождении в ледяную воду?
• В каких случаях желательно надевать марлевую повязку или респиратор и почему?
17. Почему в каждом отделе пищеварительной системы работают свои определенные ферменты? |
Элементы правильного ответа
1. В каждом отделе пищеварительной системы существует определенная кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают наиболее эффективно. Поэтому в каждом отделе и расщепляются определенные питательные вещества (углеводы, белки, жиры).
2. Ферменты функционируют только в определенном диапазоне рН среды и расщепляют строго определенные вещества, т.е. ферменты специ-
фичны.
Ответьте самостоятельно
• Почему белки начинают расщепляться только в желудке?
• Какие процессы происходят при поступлении пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку?
18.Чем опасно воспаление слизистой оболочки желудка? |
Элементы правильного ответа
1. При воспалении слизистой желудка она становится менее защищенной от воздействия соляной кислоты и ферментов.
2. Воспаление слизистой оболочки желудка приводит к гастриту, а затем и к язве желудка.
Ответьте самостоятельно
• Каковы причины возникновения гастрита и язвы желудка?
• Какие меры профилактики могут предотвратить заболевания гастритом и язвой желудка?
19.Представьте себе, что человек, сохранив все свои особенности примата, стал холоднокровным. Как это скажется на его жизнедеятельности? |
Элементы правильного ответа
1. Снижение температуры тела приведет к снижению скорости биохимических реакций.
2. Все рефлексы человека замедлятся, скорость его поведенческих реакций уменьшится. Такой переход может оказаться гибельным для человека.
Ответьте самостоятельно
• Чем отличается холоднокровность от теплокровности?
• В чем заключается противоположность реакций обмена веществ в организме?
20. Почему в почках или мочевом пузыре человека образуются камни? |
Элементы правильного ответа
1. Камни образуются из-за избытка солей в моче.
2. Камни образуются из-за недостатка в моче веществ, препятствующих их образованию.
Ответьте самостоятельно
• К чему может привести образование камней в почках или мочевом пузыре?
• Какова профилактика образования камней в почках или мочевом пузыре?
21. Почему не рекомендуется слишком долго загорать? |
Элементы правильного ответа
1. Длительное пребывание на солнце ведет к ожогам кожи и тепловым ударам.
2. Ультрафиолетовое излучение в больших дозах может спровоцировать рост злокачественных опухолей.
Ответьте самостоятельно
• Почему детям полезно принимать кратковременные солнечные ванны?
• В чем заключается терморегулирующая функция кожи?
22. Почему при взлете и посадке самолета человек испытывает боль в ушах? |
Элементы правильного ответа
1. При взлете и посадке происходит изменение давления воздуха на барабанную перепонку как со стороны внешней среды, так и со стороны среднего уха.
2. При взлете давление со стороны среднего уха выше, а при посадке оно понижается, но возрастает давление на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода.
Ответьте самостоятельно
• Зачем предлагают приоткрыть рот или сосать леденцы в салоне самолета во время взлета и посадки?
• Что такое кессонная болезнь и чем она опасна?
• Почему ловцы жемчуга погружаются в воду быстро, а выныривают медленно?
Ответы на эти вопросы можно найти в Интернете или дополнительной литературе.
23. Почему заболевания щитовидной железы чаще встречаются у жителей горных районов и каковы меры профилактики этих заболеваний? |
Элементы правильного ответа
1. В горных районах в воде обычно содержится мало йода.
2. В рацион необходимо вводить продукты, содержащие йод.
Ответьте самостоятельно
• К каким последствиям может привести нехватка гормонов щитовидной железы?
• По каким признакам ставится диагноз «сахарный диабет»?
• Какие нелекарственные меры снижения уровня глюкозы в крови вы порекомендовали бы человеку с незначительно повышенным ее содержанием?
24.Какими механизмами регулируются роды у человека? |
Элементы правильного ответа
1. Нервным механизмом: возбуждение рецепторов матки приводит к ее сокращению.
2. Гуморальным механизмом: выработка гормонов стимулирует сокращение мышц матки.
Ответьте самостоятельно
• Чем отличаются мужские половые клетки от женских?
• Почему яйцеклетку оплодотворяет только один сперматозоид?