Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; - среднем уровне, который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Функции ПВ:
1. Поддержание общественного порядка и стабильности;
2. Выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
3. Достижение общественного согласия;
4. Принуждение во имя социально значимых целей;
5. Управление делами общества.
Механизмы ПВ:
- господство, т.е. разделение на подвластных и властей;
- руководство, т.е. принятие важных решений;
- управление;
- организация, т.е. согласование всех звеньев;
- контроль.
Способ властвования: принуждение, убеждение, стимулирование.
Методы властвования: приманивание, шантаж, подсказки.
Ресурсы власти:
1. Государство (госаппарат, земля, тюрьмы);
2. Потенциал страны (экономический, военный и культурный);
3. Интересы и убеждения людей;
4. Традиции;
5. Язык (умение говорить);
6. Время, которым располагает властитель;
7. Пропаганда.
Технология власти: - борьба за власть; -осуществление власти.
Борьба: - революционная; - эволюционная.
Осуществление власти:
1. Выявление интереса людей;
2. Принятие решения;
3. Выполнения решения.
8. Легитимность власти.
Для выполнения решения необходима легитимация власти. Легитимность – признание власти (ее поддержки) большинством населения.
М. Вебер сформулировал следующие формы легитимации:
- традиционная (люди верят власти);
- харизматическая (вера в личность лидера);
- рациональная (основана на здравом смысле).
Методы легитимации:
- законность; - идеологическая легитимация власти; - использование политической символики; - избирательная система и выборы; - принятие Конституции; - применение системы вознаграждения и принуждения; - тактика мелких подачек; - дискреция (власти на местах сами толкуютинструкции); - институализация аппозиции.
Кроме легитимности необходима кадровая политика и контроль за выполнением решений.
Принципы подбора кадров:
- полит. лояльность власти;
- моральные качества;
- деловые качества.
Политическое господство – то же что и политическая власть, но в данном термине подчеркивается преобладание властвующих над подвластными, а также дистанция (обособленность) между ними.
Политическая власть легальна (от латинского «legal» - подзаконный), если она осуществляется открыто (не таясь) и в соответствии с нормами права. Отличается от нелегальных (теневых, скрытных, криптократических, подпольных) форм властвования, осуществляемых в тайне, в обход публично установленных норм и на основании правил («понятий»), скрываемых от непосвященных.
Легитимна (от латинского «legitimus» - соответствующий закону) политическая власть – полученная и осуществляемая в соответствии с национальными и международными правовыми актами.
Но ВНИМАНИЕ: очень многие политологи придерживаются мнения, будто бы «легальный» – это законный, а «легитимный» – только признаваемый таковым. Причем, сосредотачивая свое внимание на «признании», интерпретируют его как чисто субъективное мнение большинства граждан, которое может основываться не только на соответствии закону, но и согласно М. Веберу еще и на традиции или харизме (сокрушительном обаянии правителя). В результате допускают любые смеси закона, традиции и харизмы, а, в конечном итоге, ‑ любые основания легитимности – лишь бы народ соглашался считать кого-то властью на этих основаниях.
В качестве самого универсального классификатора «легитимности» зачастую называется американский политолог Д. Истон, предложившего различать 3 источника поддержки власти: 1) идеология, 2) привычка к сложившимся структурам, 3) личная преданность.
Но, на наш взгляд, признание толпы должно называться «субъективным мнением», а не объективным «соответствием закону» ‑ «легитимностью».
Эффективность власти считается прямо пропорциональной объему и качеству выполняемых властями работ и обратно пропорциональной затратам и потерям от властвования.
В зависимости от числа признающих власть и силы их признания говорят о большей или меньшей степени легитимности, и заодно формулируют закон: эффективность власти (управляемость) прямо пропорциональна степени признания (легитимности) соответствующих правителей.
Впрочем, и на самом деле, легитимность власти, как правило, способствует повышению ее эффективности, поскольку нарушение законов со стороны властей разрушает правовую систему в целом и снижает всеобщее законопослушание. Однако бывают случаи, когда эффективность властвования повышается отступлением от буквы и духа законов. Но это возможно лишь там, где негативный эффект дискредитации права ‑ меньше положительного эффекта незаконных действий.