Сущность социализации в современных условиях

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40–50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация Я. Явление социализации многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира. Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в “наложении” социальности на личность, в результате в личности нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Механизмы социализации:

Традиционный

Институциональный

Стилизованный

Межличностный

Рефлексивный

Психология утверждает: существует три основных системы социализации подрастающего человека. Первая — система так называемой целенаправленной социализации. Ее создает общество. Это ясли, детский сад, школа (с ее очень средним образованием), институт. Все это подчинено одной цели: приблизить молодого человека к некоему идеалу, к «норме личности», которой обладает любое общество. В той или иной степени, это всегда насильственный процесс, но мера насилия зависит от степени демократичности общества. Известный вопрос «бить или не бить?» как раз и отражает проблему жесткости средств целенаправленной социализации, приобщения подрастающего поколения к аксиомам конкретного общественного устройства. Вторая — система так называемой стихийной социализации. Сюда относят все то, что мы обобщаем словом «улица»: детские и подростковые компании, влияние различных предрассудков, старых обычаев и традиций. Наконец, третья система социализации связана с самовоспитанием человека, которая, правда, вступает в действие позже других — для нее нужна определенная развитость личности.

Где-то между этими системами находится семья. Она может способствовать как целенаправленной социализации, так и стихийной — зависит от самой семьи. Две подростковые оценки: «у меня семья твердокаменная» и «у нас дома — как на базаре». Однако, как правило, семья оказывается интегратором, ареной совмещения влияния систем социализации.
Все три системы переплетены в жизни, все оказывают свое влияние на человека. В идеале они должны взаимодополнять друг друга, ведя к единому целому — появлению самостоятельной личности, способной соизмерять себя с другими людьми, с обществом.

Факторы (условия) социализации

Множественность факторов социализации (семья, школа, сверстники, средства массовой коммуникации и т. д.) требует научно обоснованной координации их деятельности.

Микрофакторы:

- семья

- микросоциум - - --

- институты воспитания

- религиозные организации

Мезофакторы:

-тип

- этнос

- поселения -

- региональные условия

- средства массовой информации

Макрофакторы:

- культура

- страна

- государство

- общество

Средства социализации:

- методы вскармливания младенцев и ухода за ними

- методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций

- последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: