Развитию ресурсного потенциала речного транспорта Украины также мешает ряд объективных факторов, среди которых:
— недостаточный уровень безопасности судоходства на Днепре, Южном Буге и Дунае, который приводит к ухудшению использования ресурсного потенциала судоходных рек и создает риск возникновения аварийных ситуаций с необратимыми последствиями. Только в 2012 г. на внутренних водных путях произошло 6 аварий, во время которых было повреждено 2 судна;
— недобросовестная конкуренция и практика регистрации пригодных к эксплуатации судов под более удобным флагом, чем национальный;
— отсутствие базового законодательства о судоходстве по внутренним водным путям Украины, по созданию Международного реестра судов Украины, по развитию речных портов, адаптированных к требованиям спроса грузовладельцев, экспедиторов, операторов частных причалов (терминалов), тормозит привлечение дополнительных инвестиций для осуществления модернизации отрасли;
— неэффективно действующая организационная структура, которая не обеспечивает реализацию единой государственной политики, направленной на эффективное развитие внутренних водных путей Украины, портовой инфраструктуры, судоходных компаний и других речных объектов и прилегающих земель и т.д.;
|
|
— неурегулированность отношений между владельцами частных портов и органами государственной власти по установлению тарифов и других сборов;
— несправедливая конкуренция со стороны железнодорожного транспорта, которая возникла вследствие установления моратория на повышение железнодорожных грузовых тарифов для металлургических и химических производств [16], образовали жесткие условия для конкуренции между речным и железнодорожным транспортом.
Вывод
Речной транспорт в Украине имеет давнюю историю. По Днепру еще в княжеские времена проходил известный путь «из варяг в греки», который соединял Скандинавию и Византию. Этот путь имел большое значение для развития Киевской Руси, укрепление ее торговых, культурных и религиозных связей. Со временем (из-за нападения кочевников, упадок Византии и т.д.) этот путь потерял свое значение.
XVIII — первая половина XIX в. были периодом интенсивного строительства речных каналов, которые соединили Днепр с Неманом, Вислой и Западной Двиной (т.е. реки, впадающие в Черное море, были соединены с реками Балтийского бассейна).
Речной транспорт в Украину является важным видом водного транспорта. Он осуществляет значительный объем перевозок. В 1997 г. им было перевезено 9 млн тонн грузов и 2 млн пассажиров. Общая протяженность судоходных рек Украины составляет 3 тыс. километров. Длинной водной артерией Украины является Днепр (1200 км). После сооружения Днепрогэса он стал судоходным от м.Орши (Беларусь) до впадения в Черное море. Сооружение на Днепре каскада водохранилищ обеспечило судоходство по всей длине. Поскольку плотина образует различные уровни воды в водохранилище и реке, то для прохождения судов строят шлюзы, уравнивает уровни воды. Крупнейшими судоходными притоками Днепра является Припять и Десна. Для речного плавания используют также Дунай, Южный Буг, Северский Донец и некоторые другие реки. После сооружения Днестровского гидроузла улучшилось суднопдавання Днестром. Пассажирские перевозки реками осуществляются судами на подводных крыльях. Большими пассажирскими речными портами являются Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье.
|
|
Карта речных систем Украины
Карта речных систем Украины
Речной транспорт считают дешевым. Им выгодно перевозить крупногабаритные грузы (цемент, лес, строительные материалы). Такие материалы составляют 52% всех перевозимых грузов. Среди них наиболее массовыми являются строительный песок и каменные материалы, которые транспортируются Днепром в южном направлении. Далее по объему перевозок идут руды, каменный уголь и кокс, металлы и металлолом, зерно.
Крупнейшими речными портами Украины являются Киев, Николаев, Херсон, Днепропетровск и Запорожье.
Средняя дальность грузоперевозок речным транспортом довольно значительная (760 км), а пассажиров — небольшая (15 км).
Список использованной литературы:
http://www.ua.all.biz/regions/?fuseaction=adm_oda.showSection&rgn_id=3&sc_id=5
http://www.ua.all.biz/regions/?fuseaction=adm_oda.showSection&rgn_id=3&sc_id=4
http://www.ua.all.biz/regions/?fuseaction=adm_oda.showSection&rgn_id=3&sc_id=16
http://transport-journal.com/komentarii-obzori/resursnyij-potentsyal-rechnoho-transporta-ukraynyi-problemyi-zadachy-y-meryi-po-razvytyyu-y-effektyvnomu-yspolzovanyyu/
http://ukrris.com.ua/hydraulics/ports/