Решая проблему формирования корпоративного сознания у персонала организации, менеджеры по связям с общественностью должны прежде всего выяснить и изучить его реальный уровень. Правильнее будет считать, что задачей администрации является постоянное изучение состояния корпоративности в организации и непрерывное воздействие на персонал с целью поддержания и развития в нем духа корпоративности.
В решении названной задачи наиболее эффективны два способа: 1) связь с общественностью внутри организации; 2) социометрические исследования. Оба способа, в принципе, относятся к сфере осуществления «обратной связи» субъекта управления с персоналом организации и осуществляются на основе опросов, анкетирования работников.
Речь идет об использовании добровольного и анонимного анкетирования по поводу компонентов корпоративного сознания. Примерное содержание такой анкеты приведено в табл. 2. В ней работники обозначены цифрами по горизонтали, всего 10 человек.
Методика оценки по данным опроса заключается в следующем:
1. Анкету анонимно и добровольно заполняют сотрудники организации.
2.Данные опроса исследуются путем вычисления среднего балла по каждому вопросу и по всей анкете.
3.Строится график или таблица отклонений данных по отдельным вопросам от среднего балла.
4.Оценивается состояние корпоративного сознания по среднему баллу и сильные и слабые его компоненты.
Таблица 2