Задание1. Какие принципы относятся к морали?

А) милосердие

Б) суверенитет

В) гуманизм

Г) справедливость

Д) независимость

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.15 Мораль».

А1  
А2  
А3  
Задание1.  

-90-

1.16 Понятие общественного прогресса. 1. Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) Регресс (от лат. regressus — обратное движение)
— тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Стагнация (Застой) – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое.
Примеры
Прогресс 1. Переход от административно-командной экономики к рыночной. 2. За последние годы в РФ произошел переход от однопартийной системы (партия КПСС) к многопартийной (несколько десятков партий).
Регресс 1. Италия с 1922 по 1943 гг. (фашистский режим Б.Муссолини), послевоенный период. 2. Германия с 1933 по 1945 гг. (фашистский режим Адольфа Гитлера – Третий рейх). 3.Русь – период монголо-татарского ига с 1237 г. по 1480 г.
Стагнация 1. В России – в сфере экономики в сер. 70-х – конце 80-х гг. (застой при Брежневе). 2. Рецессия мировой экономики в 1930-х гг. – Великая депрессия 1929-1933 гг.

2. Различные взгляды на направленность общественного развития:

1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот. 1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества. 1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. 1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).


3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

-91-

4. Гуманистические критерии прогресса: - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др. 5. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо. 6. Противоречивость прогресса:
1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. 2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой. 3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. 4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.
Противоречивость общественного прогресса Примеры
1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей→ отрицательное влияние на экологию природы.
Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.
2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) → оружие массового поражения – ядерное оружие
3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель.
Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.

-92-

ЕГЭ А1. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию 1) стагнация 2) прогресс 3) регресс 4) модернизация А2. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса? А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил. Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А3. Характерной чертой регресса в обществе является 1) переход от низшего к высшему 2) движение назад к менее совершенному 3) переход от простого к сложному 4) движение вперед к более совершенному А4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой. Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны В1. -93-   В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «п р о г р е с с». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Ответ:___________________________________ В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться. (2)Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развитие разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
       
       

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.16 Понятие общественного прогресса».

А1  
А2  
А3  
А4  
В1  
В2  
В5  

-94-

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) Два взгляда на мировую историю:
I. Линейно - стадиальный
развитие человечества как движение в некотором общем направлении с прохождением определенных стадий.
В рамках данного направления выделяют модели общественного развития
Формационная модель (подход) Карл Маркс, Фридрих Энгельс Формация – это определенная стадия в развитии общества. Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) - всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Стадиально-цивилизационная модель 1. Элвин Тоффлер, 2. Дэниел Бэлл, 3. Уолт Ростоу,

1. Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" Э. Тоффлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:

Alvin Toffler Элвин Тоффлер американский социолог родился в 1928 году 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу
В соответствии с этой теорией Alvin Toffler выделил три типа обществ:
1) традиционное (аграрное) 2) капиталистическое (индустриальное) 3) современное (информационное)

2. Дэ́ниел Белл (Daniel Bell, американский социолог) предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил общества:

доиндустриальное индустриальное постиндустриальное

3. Уолт Ростоу: 5 стадий

Традиционное общество Переходное общество Стадия «сдвига» Стадия «зрелости» Эра «высокого массового потребления
Общество с примитивной техникой, преобладает с/х Рост с/х производства; складываются централизованные государства «сдвиг»-промышленные революции и следующие за ними соц.-экон., полит. преобразования НТР, урбанизация Рост сферы услуг, производства товаров и потребления

- 95 -

II. Локально – цивилизационныйилициклический
Усматривают в истории человечества существование замкнутых общностей – цивилизаций.
 
Арнольд Тойнби

(1889-1975),

британский историк, социолог

Николай Яковлевич Данилевский

(1822-1885),

русский публицист и социолог

Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными – это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Из выделенных цивилизаций семь - живые общества, а остальные четырнадцать - мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Типы цивилизаций: Ø первичные (подготовительные) - египетская, индийская, халдейская, или древнесемитская; иранская, китайская, ассиро-вавилонско-финикийско­-халдейская; Ø одноосновные - европейская, греческая (эллинская), римская, новосемитская, или аравийская; Ø двухосновные - германо-романская, или европейская, американская (мексиканская и перуанская); Ø объединительная и гармонизирующая - славянская цивилизация, ведущее начало в ней - русская.

1). Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса.

Стадии развития цивилизации:

рождение, рост, надлом, разложение, гибель цивилизации.

2). Каждая цивилизация уникальна и самобытна, обладает собственным менталитетом (исторически сложившееся умонастроения, единство сознаваемых и бессознательно принимаемых ценностей, норм, установок.)

-96-

Термин цивилизация(лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
  • как синоним культуры (А. Тойнби).
  • как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
  • как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
___________________________________________________________________________ !. Классификация обществ: а) критерий – наличие письменности
дописьменные письменные

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: