Изобразительно-выразительные средства языка также помогут понять авторское отношение к изображаемому, помогут не ошибиться в определении авторской позиции

Текст Изобразительно-выразительные средства языка
(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор. (2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл … (З) Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ер­молкин испепеляющей стра­стью — любую статью или за­метку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. Авторская ирония, инверсия
(4) С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. Градация, авторская ирония
(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (6)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие. Авторская ирония
(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин присталь­но вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, ес­ли попадалось среди них хоть одно живое. Сравнение
8)Все обыкновенные слова ка­зались ему недостойными важ­ной темы, и он тут же выправ­лял слово «дом»на «здание»или «строение». (9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. ( 10) Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос... Контекстные антонимы, перифра­за (корабли пустыни)
(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото». (12)Золотом называлось всё, что хотите. (13) Уголь и нефть - «черное золото». (14 )Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала за­метка о старателях, добытчи ках золот а. Перифраза, синтаксический па­раллелизм
(17)Он вернул заметку секре­тарю с вопросом, какое имен­но золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновен­ное». (19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного. Авторская ирония, инверсия
(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответствен­ным за раздел «Заметки фе­нолога». (21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки. … «Наступила пора бабьего лета» Однородные члены предложения, авторская ирония фразеологизм

Экспертная оценка сочинения

Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.

Текст

(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.

(10)В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чу­дак (произв. от слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побужде­ниями».

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31)Это де­лает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.

(44)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут све­титься транспаранты «Берегите чудаков»

(По И. Ялимову)

Сочинение ученика Комментарий эксперта Примерные баллы (Критерии 1-5)
«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходи­тельно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь, становится на­глядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И. В данном тексте он под­нимает проблему непри­знанной гениальности чудаков, благодаря ко­торым мир меняется, усовершенствуется. Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную про­блему текста. Четко сформулирована проблема. К1 —1
Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с чело­вечеством: чудаки, вы­биравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, не­разрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся за­коны и совершавшие пе­ревороты в самых раз­ных областях жизни, были во все времена, во все эпохи. В комментарии объяс­нена причина актуаль­ности данной проблемы, указан её тип. К2 —2
Конечно, такое нестан­дартное поведение не могло не раздражать ок­ружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непо­нятным, порой вызы­вающе дерзким. Обыва­тельское отношение к чудачеству передает ав­торская ирония, которая звучит буквально в каж­дом предложении: чуда­ки совершают «нелепые поступки», оказываются «особо опасными» в науке и технике... Но мы прекрасно осозна­ём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности». В продолжение коммен­тария удачно вводится сформулированная ав­торская позиция: мир развивается благодаря чудакам. КЗ —1
С ним трудно не согла­ситься. Всегда и везде, где остро ощущалась по­требность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечест­во признает выдающими­ся людьми, появлялись именно в такое время. Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальне­восточную тайгу, проби­раясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на во­прос: что нужно сделать, чтобы люди могли вос­пользоваться несметны­ми сокровищами земли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, и Земля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты ис­следования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил меж­планетными путешест­виями и очень многое сделал для развития космической техники. Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому ви­дению проблемы. Приведены три аргу­мента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом. К4 —3
Путь этих людей не был устлан розами, и так на­зываемое «чудачество» — это годы напряжен­ного труда, эксперимен­тов вопреки всему. Ис­тория их жизни — это история борьбы с зави­стью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и из­девательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явле­ние электромагнитной индукции не было при­знано всеми! Сколько клеветы и без­основательных обвине­ний обрушивалось на Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию! Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чуда­ков — это история борь­бы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)  
Но не будь таких людей— и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гус­лях-самогудах, горшках-самоварах оставались сказками. И замечатель­но, что последние два столетия так богаты «чу­даками»: мир сделал про­рыв в своем развитии. Действительно, не зря так называют подобных лю­дей: ЧУДО и ЧУДАКИ —слова одного корня... Заключение — развер­нутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в дан­ном сочинении. К5 —3
  Работа ученика характе­ризуется точностью вы­ражения мысли, разнооб­разием грамматических форм, уместным исполь­зованием средств вырази­тельности. К6 —2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: